/ фото: Александр Корсаков,

Машина - точнее, оставшаяся после страшного ДТП груда металла - после того, как с ней поработают спасатели, восстановлению точно не подлежит. Но в тот момент никто не думает о ценности и целостности железа - нужно спасать людей. В тяжелых авариях - лобовых и боковых столкновениях автомобилей, наездах на опоры освещения и другие препятствия - водителя и пассажиров зажимают в салоне деформированные элементы кузова, люди получают смертельно опасные травмы. Освободить пострадавших из искореженной машины могут только спасатели.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

AUTO.TUT.BY посмотрел на операцию спасения: спасатели практиковались в освобождении людей из аварийного авто на тренажере - имитаторе лобового столкновения.

- Все ДТП индивидуальны, автомобили деформируются по-разному. Повреждения будут зависеть от угла столкновения транспортных средств, скорости их движения, характера столкновения - с движущимся или неподвижным объектом и т.д., - поясняет помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. - Но есть общие для всех типов ДТП принципы работы спасателей, очередность и механизм действий.

В роли пострадавшего, заблокированного в автомобиле водителя, согласился выступить сам Виталий - чтобы комментировать действия сотрудников МЧС изнутри. Тренажером выступает видавший виды, не раз уже резаный инструментом спасателей кузов машины. Основная его функция - возможность многократной тренировки действий при ликвидации последствий аварии. Поэтому, пояснил представитель МЧС, в традиционно разрезаемых местах в кузов вставляется арматура - она имитирует ребра жесткости автомобиля. Чтобы молодые спасатели могли наглядно представлять, как выглядит конструкция кузова, с тренажера сняты обшивка салона и сидения. На месте передней пластиковой панели - железная конструкция с рулевой колонкой, которую спасатели "отжимают" домкратом, отрабатывая освобождение зажатого в салоне водителя. 

- Принципиально все машины с точки зрения организации пространства салона одинаковы: на "каркасе жесткости" закреплены элементы кузова, - говорит Дембовский. - Задача спасателей - этот каркас "преодолеть". Когда срезаны стойки, снято напряжение металла - разогнуть жестянку не составляет труда даже руками.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY 

Разжим-кусачки и домкрат - основные инструменты для деблокировки пострадавших в ДТП из искореженной машины. "Ножницы" перекусывают железную арматуру с невероятной легкостью - так же горячий нож входит в сливочное масло.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Водитель зажат между рулевой колонкой и сиденьем. Руль давит на грудную клетку, передняя панель от удара "уехала" вперед и вниз - и с силой жмет на ноги.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

В первую очередь машину обесточат - достанут аккумулятор. Если есть опасность или уже имеется возгорание - потушат. Затем при необходимости стабилизируют: для безопасной и эффективной работы спасателей автомобиль должен стоять хотя бы на трех опорах. Если в конкретном автомобиле установлены автономные подушки безопасности - "перекусят" контакты пиропатронов несработавших подушек.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Начинают вырезать водителя. С автомобиля, "перекусывая" ребра жесткости в шести точках, снимают крышу.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Следующим этапом срезают руль - чтобы снять давление на грудную клетку и дать водителю возможность полноценно дышать. Бывает, что этого оказывается достаточно, водитель более ничем не зажат, и его можно аккуратно доставать из салона. Если же конечности пострадавшего удерживает панель, начинают ее отжимать с помощью домкрата. 

- В реальных условиях пластиковая панель автомобиля от такого усилия разлетается в щепки, - поясняет представитель МЧС.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Водитель освобожден. Теперь его нужно достать из салона и передать медикам.

- Чаще всего на ДТП с пострадавшими выезжает автомобиль медицинской службы МЧС, и врачи нашей "скорой" параллельно с действиями по деблокировке уже оказывают помощь человеку - останавливают кровотечения, ставят капельницы, производят обезболивание, а также дают советы спасателям по особенностям деблокировки, исходя из характера травм пострадавшего, - рассказывает Виталий

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Если есть подозрение, что у пострадавшего травмы позвоночника и нужна максимальная иммобилизация - сотрудники МЧС перерезают крепление сидения и достают человека прямо в кресле.

Спасен. Передан медикам. Спасибо, спасатели!

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
В нынешнем году столичные спасатели вырезали пострадавших и погибших в ДТП
из 39 поврежденных автомобилей. 
-25%
-10%
-10%
-20%
-15%
-10%
-20%
-20%
-50%
-20%