Елена Анкудо, фото автора,

Много эмоций, стресс, частые конфликты с нарушителями ПДД - с такими проблемами приходится сталкиваться сотрудникам внешней службы, к которым относятся и инспекторы ГАИ. Справляться с переживаниями помогает специалист. Старший инспектор-психолог спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома Ольга Лысенко рассказала AUTO.TUT.BY, зачем ГАИ психологическая помощь, у кого самая конфликтная работа и чего боятся люди с крепкой психикой и хорошей физической подготовкой.
 
Старший инспектор-психолог спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома Ольга Лысенко
 
- Когда в структуре ГАИ появился психолог?
 
- В МВД должность психолога введена 31 января 2005 года, в ГАИ - в 2011 году. В настоящее время работаю с сотрудниками ГАИ ГУВД Мингорисполкома, а также с членами их семей, которые тоже нуждаются в помощи.
 
- Помогаете справиться с негативом, который можно получить, работая в ГАИ?
 
- Нет, что вы. Люди обращаются с самыми разными вопросами - быт, профориентация детей.
 
- И правда, зачем в ГАИ психолог? Водителям, для которых создано немало рекомендаций о психологии взаимоотношений с остановившим их автомобиль инспектором, он куда нужнее.
 
- К сожалению, в работе сотрудников внешних служб, к которым относятся и сотрудники милиции, много сильных эмоциональных переживаний и стрессовых ситуаций. Поэтому наиболее часто ко мне обращаются инспекторы ГАИ, работающие на дороге. Административная деятельность - составление протоколов, штраф, контроль воспринимаются согражданами как карательная, инспекторов ГАИ изначально воспринимают как опасность. Отсюда и негатив. Мы учимся действиям в эмоциональных ситуациях, тактике и стратегии поведения, умению противодействовать прессингу, с которым ежедневно встречаешься на улице, даже методам самозащиты - бывают и открытые конфликты.
 
- Вы о конфликтах с водителями, нарушившими ПДД?
 
- Да. Потом-то они соглашаются с нарушениями, но сперва - протестуют. К сожалению, конфликтов, после которых на сотрудников ГАИ пишут жалобы, много. И даже если в ходе проверок эти жалобы не подтверждаются, человек получает стресс.
 
- Разве прежде, чем оказаться в ГАИ, будущий инспектор не проходит медкомиссию и тесты психолога, по результатам которых выбирают наиболее устойчивых к стрессам?
 
- Это так. К слову, психологическое изучение личности потенциального сотрудника органов внутренних дел и ГАИ, - одна из моих основных функций. У человека должна быть сильная волевая система, устойчивость к стрессу, самоконтроль, жизненная позиция, зрелость. Но все это не исключает грубости и хамства ряда водителей.



- Как сотрудники ГАИ реагируют на конфликты с участниками дорожного движения?
 
- Сдержанно. Внешняя служба - это лицо города, инспекторы должны быть подготовлены и внешне, и внутренне. У них хороший уровень самоконтроля, никто не допускает преднамеренной грубости, желания оскорбить и унизить.
 
- Сдерживаются на людях, а потом жалуются на стресс?
 
- Да. Говорят, что устали эмоционально, жалуются на негатив от участников дорожного движения, выдвигающих постоянные обвинения. Речь идет о молодых сотрудниках, недавно устроившихся на службу.
 
- И что психолог посоветует инспектору, уставшему от негатива и постоянного стресса?
 
- Я не даю советы - разбираю ситуацию, предоставляя варианты развития событий. При необходимости провожу индивидуальные занятия, случается - обсуждаем проблемы коллективно. Рассказываю, под какое влияние сотрудник ГАИ попадает при виде денег и как ему противостоять. Провожу психологические тренинги личностного роста, сеансы нервно-мышечной релаксации.
 
- Во время одного из рейдов ГАИ свидетелем конфликта стала и я. Инспектор остановил автомобиль, за рулем которого сидел таксист-нелегал. Затянувшаяся проверка не понравилось подвыпившим пассажирам, но на вопрос одного из них сотрудник ГАИ отмахнулся: сиди и жди, раз поехал на нелегале. Пьяному много не надо - конфликт закончился в райотделе милиции. Учите ли милиционеров более лояльному отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и не являющимся нарушителями дорожного движения?

- Конечно. При этом многое зависит от самой ситуации. Интересно было бы выслушать мнение сотрудников, ставших свидетелями конфликта.
 
- Мне известно лишь мнение пассажира, уверявшего, будто бы инспектор ГАИ воспользовался положением - мол, человек в форме всегда прав…

- Если ситуация описана вами точно, инспектор действительно мог допустить некорректное высказывание в адрес пассажира, развив конфликт на пустом месте. Мы предупреждаем, что использовать свое положение нельзя, говорим о последствиях - жалобы ведь просто так не поступают.
 

 
- Нуждается ли в помощи психолога сотрудник ГАИ, периодически оформляющий ДТП, в котором погибли или тяжело пострадали люди?
 
- Да, если не сможет бороться с эмоциями. Знаю, что такие аварии некоторым даже снятся. И все же сотрудники ГАИ умеют справиться с трудностями.  
 
- Обращаются ли к вам инспекторы, в отношении которых возбуждено уголовное дело, как, скажем, в случае с водителем Lada, преследовавшие пьяного водителя и попавшие в ДТП, в ходе которого второй инспектор получил тяжкие телесные повреждения?
 
- Я работаю с несколькими сотрудниками, в отношении которых возбуждены уголовные дела. Это очень большой стресс и для инспектора, и для его семьи - человек не готовился совершить преступление, это случайность. Мы профилактируем шоковые состояния, негативные эмоциональные переживания, посттравматические стрессовые расстройства, препятствуем развитию невротических и пограничных состояний.
 
- А как на уголовные дела, возбужденные в отношении сотрудников ГАИ, реагируют их коллеги?

- Переживают - и тоже идут за консультацией. Конечно же, они опасаются попасть в подобную ситуацию. Произошедшее детально разбирается с целью выработки возможных стратегий поведения в такого рода ситуациях.

- Что тяжелее для инспектора ГАИ, приехавшего на оформление ДТП, - увидеть смерть или работать с человеком, получившим тяжкие телесные повреждения и находящимся в состоянии болевого шока?

- Все индивидуально и зависит от конкретного человека. Отмечу лишь, что инспектор ГАИ знает, как привести пострадавшего в чувство и нередко играет роль психолога до приезда скорой. Подержит за руку, выведет из состояния шока, ступора, нервной дрожи, истерики. Сотрудники ГАИ готовы оказывать экстренную психологическую помощь и теоретически умеют это делать. Их учат поведению в экстремальных ситуациях и оказанию экстренной неотложной психологической помощи.
-20%
-15%
-20%
-18%
-10%
-20%
-45%
-50%
-10%
-50%
-17%