106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  2. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  3. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  4. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  5. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  6. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  7. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  8. Лукашенко рассказал, что сделал, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  9. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  10. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  11. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  12. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  13. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  14. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  15. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  16. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  17. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  18. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  19. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  20. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  21. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  22. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  23. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  24. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  25. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  26. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  27. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  28. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  29. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  30. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта



Дети – самые незащищенные участники дорожного движения. Гибель ребенка в ДТП – это трагедия не только для родителей, школы, ГАИ. Это – трагедия всей страны. Работу ни одной из ответственных за безопасность детей организаций нельзя назвать эффективной, пока на белорусских дорогах гибнут и получают увечья дети. Только в нынешнем году в результате ДТП Беларусь потеряла 26 детей. Страна похоронила целый класс или детсадовскую группу. Значит, все мы в чем-то недорабатываем.
 
Как эффективно объяснить ребенку, что дорога – это опасно? Как донести до него, маленького и несмышленого, что беспечность чревата самыми страшными последствиями? Как научить ребенка и его родителей беречь свои жизни? Когда можно разрешать ребенку самостоятельно переходить дорогу или играть на улице?
 
AUTO.TUT.BY разбирался в особенностях детского восприятия жизненно важной информации о безопасном поведении на дороге вместе с педагогом-психологом Марией Шиндюк.

- Большинство родителей прибегает к многословным предупреждениям и даже наказаниям. Такой метод не дает эффекта в связи с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста.
 
В 3-5 лет ребенок считает себя быстрым и ловким и не может предвидеть опасности
 
- Дети в этом возрасте не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость. Переоценивая собственные возможности, ребенок считает себя быстрым и ловким, поэтому для него вполне естественно продолжить игру, например, с мячом, на проезжей части, а скатываясь с ледяной горки, случайно выехать на проезжую часть дороги, не чувствуя при этом опасности. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, они не способны предвидеть опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
 
Ребенок в силу своих возрастных особенностей в большинстве случаев опирается на опыт, полученный с взрослыми участниками дорожного движения. Поэтому, родители, как бы банально это ни звучало в сотый раз, не переходите дорогу на красный свет или желтый сигнал светофора! Переходя дорогу на зеленый, обращайте внимание ребенка на то, что вы переходите на зеленый свет, - не на красный, не на желтый, а на зеленый! - не ленитесь повторять это правило вашему малышу как можно чаще.
 
Переходите дорогу только в местах, обозначенных знаком или разметкой "Пешеходный переход", акцентируя внимание на знак и держа ребенка за руку. Поясните ребенку, что в сложной дорожной ситуации, когда он подрастет и будет находиться на дороге без родителей, он всегда может обратиться за помощью к взрослым.


 
Из транспорта выходите первыми, в противном случае малыш при выходе может упасть под колеса или побежать на проезжую часть дороги. Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
 
Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
 
В 5-7 лет с ребенком нужно решать дорожные "задачки" и играть "в дорогу"
 
- К пяти годам ребенок уже способен самостоятельно делать выводы о том, как можно себя вести на дороге, а как нельзя, что может произойти.
С детьми этого возраста можно решать проблемные "задачки" ("что может случиться, если переходить улицу на красный свет?", "подскажи, как мне правильно поступить?" и т.д.), разбирать собственные ошибки и ошибки других пешеходов.
 
Оказавшись у проезжей части, проигрывайте с ребенком опасные ситуации, дайте ему возможность проявить самостоятельность в выборе действий, конечно, под вашим контролем. С детьми этого возраста можно проигрывать ситуации на дороге с помощью макета микрорайона, города, улицы, который можно купить в магазине или изготовить вместе с ребенком дома. Макет улицы должен отражать реальные предметы окружающей обстановки: дома, остановки, деревья, заборчики, кусты, магазины и т.д. В такой игре ребенок, разыгрывая различные дорожные ситуации, проживая их, как бы пропуская через себя, более осмысленно и более точно усвоит правила поведения на улице, научится анализировать последствия неправильных действий на дороге.
 
Фото: из открытых источников
 
Дети 7-10 лет не могут принять смерть в чистом виде – это может их шокировать
 
- У детей младшего школьного возраста не достаточно сформированы внимание и координация движений, поэтому, услышав сигнал автомобиля, школьники могут импульсивно побежать вперед навстречу опасности вместо того, чтобы остановиться или отступить назад. В таком возрасте ребенок не может мгновенно проанализировать сложившуюся ситуацию и выбрать правильное действие. Чем сложнее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе, другими словами, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Ребенок теряется, не зная, что делать. Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Детям нужно объяснить, что водитель не может мгновенно остановить едущую машину, увидев на своем пути ребенка-пешехода.
При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Например, если взрослый говорит, что играть на проезжей части нельзя, то нужно показать и рассказать детям, что играть можно во дворе, на детской площадке, в парке и т.д.
 
Рассказывая младшим школьникам о причинах, приводящих к ДТП, нужно приводить конкретные примеры, делая акцент на опасное или неосторожное поведение того или иного участника.
 
Младшие школьники должны понимать, что транспорт опасен, а на дорогах случаются аварии с ранением и даже гибелью детей. Но перед тем, как говорить с ними об этом, необходимо подготовить ребенка. Эмоциональная структура ребенка еще не готова к восприятию понятия смерти в чистом виде, этим ребенка можно шокировать и испугать, тем самым вызвав стресс. С ребенком можно провести беседу о том, что ничто не бывает вечным и это касается всех форм жизни на земле: и растений, и насекомых, и животных, и человека. Знакомить ребенка со смертью можно путем чтения сказок. Фотографии, изображающие смерть человека, ребенку показывать ни в коем случае нельзя. Такой зрительный образ может вызвать у ребенка эмоциональный срыв и испуг. Можно показать фотографии или картинки, на которых изображены несчастные случаи с детьми: загипсована рука, перебинтована голова, но без реального летального исхода. Этого достаточно, чтобы вызвать сильные эмоциональные переживания и повысить бдительно­сть, осторожность, восприимчивость к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Перед тем как ребенок первый раз пойдет в школу самостоятельно, родителям необходимо не один раз пройти с ребенком весь путь, показать наиболее опасные места, рассказать, где нужно остановиться, чтобы осмотреться, где лучше переходить. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт. По пути следования как можно чаще задавайте ребенку вопросы, чтобы убедиться понимает ли он ситуацию, которую нужно решить в данный момент: "что ты будешь делать, если на перекрестке не работает светофор?", "как ты будешь переходить нерегулируемый перекресток, когда на улице сильный туман?" и т.д. Очень хорошо, когда ребенок проговаривает свои действия вслух, желательно, чтобы младшие школьники сопровождали слова движением тела и поворотами головы.
 
После многочисленных тренировок прохождения маршрута в школу дайте ребенку возможность самостоятельно пройти весь маршрут следования до школы, но под вашим присмотром. И когда вы увидите, что ребенок ориентируется на маршруте, правильно определяет место перехода через дорогу, можете отпускать его одного.
-11%
-20%
-35%
-20%
-10%
-30%
-70%