Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  2. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  3. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  4. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  5. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  6. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  7. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  8. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  9. 3 года «химии» получил минчанин, который выкатил камень на дорогу во время акции протеста
  10. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  11. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  12. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  13. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  14. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  15. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  16. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  17. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  18. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  19. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  20. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  21. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  22. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  23. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  24. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  25. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  26. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  27. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  28. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  29. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  30. «Два с половиной года мы боремся за жизнь». История Надежды, чья дочь больна раком


Елена Анкудо,

Фото: ugaiark.arvo.ua
Фото: ugaiark.arvo.ua
Автомобиль сбил человека на нерегулируемом пешеходном переходе. По мнению водителей, такие аварии нередко происходят при обстоятельствах, смягчающих их вину: внезапный выход человека на дорогу, плохое освещение, недостаточная видимость из-за припаркованных машин.
 
Обсуждая степень виновности участников дорожного движения на сайте AUTO.TUT.BY, читатели высказывали мнение о необходимости более взвешенного подхода к оценке таких дорожных происшествий и даже лишении пешеходов преимущества на нерегулируемом пешеходном переходе. Сегодня свою точку зрения согласился высказать водитель, назвавшийся Александром. За наезд на несовершеннолетнюю девушку, переходившую дорогу в разрешенном месте, он приговорен к наказанию, не связанному с лишением свободы, и три года не имеет права водить автомобиль.
 
- При каких обстоятельствах вы сбили пешехода?

- Это случилось в октябре прошлого года в одном из райцентров, где я живу. Время было вечернее, темно, покрытие дороги сухое. Я двигался на автомобиле 1995 года выпуска со скоростью 40 км/час; быстрее не проедешь - везде знаки, ограничивающие скорость до 40 км/час, лежат дорожные полицейские. Улица была из двух полос - по одной в каждую сторону со сплошной белой линией посередине. Проезжая нерегулируемый пешеходный переход, был готов к появлению людей, но девушку, слева направо переходившую дорогу, почувствовал только на капоте автомобиля.
 
- Отвлеклись и не заметили человека?
 
- Она была не видна! Фонарь, висевший над "зеброй", не горел; в этом месте фонари работают через один-два, иногда освещения нет. Девушка шла без фликера, не по переходу - наезд произошел в метре от "зебры". И потом, она была в наушниках, работавших на полную громкость - я услышал это, поднимая ее с асфальта. Позже в суде пострадавшая пояснила, что не помнит, как ее сбил автомобиль, а значит - не смотрела на дорогу.
 
- Хотите сказать, что авария произошла по вине девушки?
 
- Я виноват, но и девушка вела себя неосмотрительно. Это же прописные истины - при переходе улицы надо посмотреть налево, потом направо. Сделай так потерпевшая - не попала бы под колеса машины, двигающейся с невысокой скоростью.
 
- Насколько серьезными оказались телесные повреждения?
 
- Их отнесли к категории тяжких, возбудив уголовное дело. Автомобиль зацепил пешехода правым краем и ударил железной стойкой лобового стекла по голове. Лобовое стекло осталось целым, на железной стойке, в которую пришелся удар - большая вмятина.
 
От удара девушка потеряла сознание, ее госпитализировали - сперва в районную больницу, где из-за неумелых действий врачей пострадавшая едва не погибла, затем перевели в Минск, где обнаружили гематому на голове и сделали трепанацию черепа, потом - курс реабилитации в Аксаковщине. 

- Каково это - сбить человека?

- Шок, никому такого не пожелаю. Увидев человека, лежащего без движения на асфальте, я испугался, начал звонить в скорую, ГАИ. Не припомню, что говорил тогда - все был, как в тумане.
 
- Девушка жила неподалеку?

- Да. Как выяснилось позже, она шла в город - погулять.
 
- …и вдруг - ДТП, на место происшествия прибегают взволнованные родители…

- Нет, мы познакомились в больнице, куда я поехал на следующий день. Рассказал, что произошло, извинился, предложил помощь, просил назвать сумму компенсации, но ничего конкретного мне не сказали, только "мы подумаем". Общаться при таких обстоятельствах сложно - то диалог есть, то вдруг люди перестают отвечать на телефонные звонки. А ведь и мне было непросто. Одним словом, общение не сложилось.
 
Ближе к окончанию следствия под расписку пострадавшей, достигшей к тому времени совершеннолетия, передал 15 миллионов рублей. В суде родители девушки предъявили иск в 70 миллионов рублей.
 
- А вы уже понадеялись, что удовлетворятся меньшей суммой, попросив не привлекать вас к ответственности?

- Да, рассчитывал решить проблему мирным путем с примирением сторон, заплатить крупную сумму в обмен на заявление, что претензий ко мне нет. Почему не определились с величиной компенсации заранее, ведь следствие шло 10 месяцев? Я бы собрал деньги, взял кредит. Но тратиться пришлось на адвоката, о котором, к сожалению, подумал слишком поздно, уже когда следствие запутало меня в мелочах. К примеру, в начале разбирательств меня убедили, что территория на расстоянии 5 метров от "зебры" является пешеходным переходом, а на деле оказалось, что нет. Следственный эксперимент проходил при измененных условиях - горели все фонари, полнолуние, которого не было во время аварии. Но свидетели, поначалу дававшие правдивые показания, изменили их, заявив, что все фонари горели. Я пытался донести до суда истинное положение дел, но меня никто не слушал. Судья и прокурор отклоняли все мои жалобы, ходатайство о проведении нового следственного эксперимента. Я для них был виноват, даже место наезда - в метре от "зебры" судья назвал пешеходным переходом.
 
- Разве повторный следственный эксперимент не проводят во время следствия, а не суда?

- Когда я взял адвоката, мы просили об этом и следователя, и прокуратуру. Нам отказали.
  
- Согласитесь, что водитель, сбивший пешехода на пешеходном переходе, не может рассчитывать на снисхождение…
 
- Такого мнения придерживались на следствии и суде. Но все мы - водители, ситуация, в которую я попал, может случиться с каждым - и со следователем, который тогда получил права, и с судьей, приезжавшим на процесс на автомобиле. Разве что адвокат потерпевшей демонстративно, на бешеной скорости обогнал меня, когда я ехал на автомобиле на суд. Подчеркну: это сделал юрист, просивший у суда лишить меня прав управления и оградить от общества как злостного нарушителя.
 
- Какой была позиция гособвинителя и приговор суда?
 
- Прокурор просил суд назначить выплату потерпевшим 15 миллионов и приговорить меня к двум годам исправработ, это мягкое наказание. Сторона потерпевших требовала лишить меня водительского удостоверения, выставила большой иск. С учетом мнения сторон в середине осени этого года суд приговорил меня к двум годам исправработ, выплате пострадавшей 20 миллионов и лишению водительских прав на 3 года. Я обжаловал это решение, просил оставить права, но кассационная инстанция Минского областного суда согласилась с приговором. Судя по репликам, кроме приговора суда первой инстанции судьи ничего не читали. Сейчас я выплачиваю государству около 500 тысяч рублей - 25% от зарплаты ежемесячно и езжу на общественном транспорте. Обжаловать приговор в надзорной инстанции - Верховном суде не хочу. Хватило и того, что мою просьбу не лишать прав кассационная инстанция назвала наглостью, а водительское удостоверение для человека, который "сбил девчонку" - "роскошью".

- Продали автомобиль?
 
- Нет. За руль сядет жена.
 
- Что посоветуете водителям, попавшим в вашу ситуацию?
 
- Не допускать таких происшествий. Если это случилось - берите адвоката. Всех законов мы не знаем, сказал не то слово - и все.
 
- Согласны ли вы с мнением эксперта, заявившим AUTO.TUT.BY, что именно пешеходы должны иметь преимущество на дороге, поскольку и страдают в авариях именно они?

- Раньше пешеходы пропускали машины даже на нерегулируемом переходе, а сегодня не смотрят ни на дорожное покрытие, ни на машины - выскочили и побежали, а ты потом отвечай. Поэтому полагаю, что в авариях есть и вина пешеходов - они не смотрят, где идут, куда идут, как переходят, думают, что всегда будут правы. 
 
- Разделяете ли вы мнение пользователей сайта, утверждающих, будто ответственность пешеходов необходимо ужесточить?
 
- Преимущество быть должно, но зачем выскакивать на дорогу, когда машина едва ли не на "зебру" заехала? Жаль, что и в таких случаях виноватым сделают водителя.
 
От редакции. Публикуя мнение водителя, признанного виновным в наезде на человека, мы не пытаемся защитить нарушителя. У каждого участника дорожного происшествия - своя правда и свой взгляд на действия второй стороны. Напоминая, что средством повышенной опасности - автомобилем - управляет водитель, сторона обвинения полагает, что именно на нем лежит ответственность за произошедшее. Разделяет эту позицию и суд. Хотя в правах последнего - прекращение уголовного дела за примирением сторон даже в случае смерти пешехода, о таких решениях пока не известно. Пешеходы действительно самые незащищенные участники дорожного движения. Жаль, что даже крупная сумма компенсации, взысканной с водителя, не всегда помогает вернуть потерянное здоровье.
-10%
-30%
-10%
-10%
-10%
-50%
-20%
-50%