Елена Анкудо,

Несмотря на периодические отчеты АЗС о полной готовности к морозам, без машин, которые "замерзают", не прошло еще ни одной зимы. К чему водителям готовиться в новом холодном сезоне, и как сделать так, чтобы машина всегда была на ходу?
 
Согласно информации белорусских НПЗ технические условия на производимое ими автомобильное топливо соответствуют европейским нормам. Бензин Аи-95-Евро - требованиям EN 228:2008, прочие бензины близки по соответствию к EN 228:2004. Технические условия на дизель примерно соответствуют EN 590:1999 и EN 590:2004. Белорусские НПЗ производят по два вида - летнее и зимнее - каждого из бензинов и дизельного топлива. Для солярки существует градация на виды - летний "С" и зимний "F", для больших морозов создано топливо с низкотемпературными характеристиками "Арктика". Зимнее топливо выдерживает морозы примерно до минус 20 градусов, "Арктика" - до минус 30-35 градусов. В Беларуси зимние сорта топлива продаются с 1 ноября, производство их начинается с 15 октября.
 
Вот только если сделанное в Беларуси топливо отвечает стандартам качества, почему в прошлые годы автомобили отказывались ехать при температуре, не достигшей 20 градусов мороза?
 
Прошлой зимой при относительно небольшом морозе дизельное топливо в баке ряда автомобилей парафинизировалось, превращаясь в  "кисель". Фото "замерзшей" солярки в разобранном топливном баке сделано на сервисной станции
  
Специалист одного из импортеров легковых автомобилей в Беларусь Владимир Войтешонок, к которому мы обратились с таким вопросом, пояснил: проблемы могут возникнуть по вине АЗС, не распродавшей летнее топливо до наступления морозов. Остатки, смешанные с зимним сортом топлива, дают на выходе "коктейль", замерзающий при относительно невысоком морозе.
 
"Коктейль" из летнего и зимнего видов топлива "готовят" и автовладельцы, приехавшие на заправку 1 ноября с наполовину полным баком летнего бензина или солярки. "Даже если перед морозами водитель добавит в бак, где осталась летняя солярка, более морозостойкую "Арктику", - говорит Войтешонок, - он может столкнуться с тем, что топливо замерзнет, скажем, при температуре 10 градусов мороза".

Главное отличие летнего и зимнего сортов бензина - испаряемость, которая в стандартах характеризуется давлением насыщенных паров. В мороз испарение любой жидкости затруднено, поэтому чтобы в мороз рабочая смесь в цилиндре была качественной и могла воспламеняться, зимний бензин имеет лучшую испаряемость, чем летний за счет большей доли легких фракций. На летнем топливе в мороз возможна "проблема холодного пуска" - завести машину становится проблематичным.
 
С соляркой иная ситуация - в морозы компоненты топлива парафинизируются, выпадая в осадок. Первые "жертвы" - топливные фильтры, ячейки которых забивает парафин, прекращая доступ топлива к двигателю. Пытаясь завести машину "с толкача", настойчивые автовладельцы рискуют вывести из строя дорогие детали топливной системы - работая "всухую", топливный насос высокого давления выходит из строя.
 
Топливный фильтр автомобиля, забитый парафинизированным топливом. Расходы владельца - покупка нового фильтра и оплата работы по его установке. Если бы машина проехала больше, мог выйти из строя топливный насос
 
"Более чувствительны к проблеме высокотехнологичные двигатели, - рассказывает Войтешонок, - рассчитанные на определенные условия эксплуатации. Для снижения вредных выбросов, расхода топлива и повышения динамических качеств автомобиля производители внедряют все больше сложных устройств, одновременно более чувствительных к качеству топлива".
 
Говоря житейским языком, чем младше автомобиль, тем капризнее его двигатель к топливу и тем больше опасений, что мотор заглохнет в мороз, если качество бензина или солярки окажется недостаточно высоким.
 
"И турбонадувы, и непосредственный впрыск бензина появились у многих автобрендов более 10 лет назад, - подчеркивает Войтешонок. - Поэтому "замерзают" даже старые автомобили. К тому же у машин с большим пробегом камеры сгорания топлива не такие чистые. А значит, проблемы в большой мороз возникают и у них"
 
Но проблема, по мнению специалистов, решаема.

Вот какие действия стоит выполнить, чтобы в большие морозы автомобиль был на ходу
.
 
- Заправляться на АЗС с хорошей репутацией, где раньше не возникало проблем с топливом.
 
- До морозов постараться полностью сжечь летнее топливо, которым автомобиль заправляли до 1 ноября.
 
- Заменить топливный фильтр во время очередного техобслуживания.
 
- Заменить моторное масло. При "старом" сопротивление деталей двигателя в мороз выше, следовательно, пуск двигателя затруднен. При выборе масла следовать рекомендациям производителя. Если есть несколько вариантов, лучше всего выбрать синтетическое, чьи свойства почти не зависят от температуры, а значит, в мороз с ним будет меньше проблем.
 
- Проверить морозостойкость охлаждающей жидкости; заменить, если изменился цвет или подошел срок.
 
- Следить за заменой тормозной жидкости. На новых автомобилях первая смена через три года, затем - раз в два года. Тормозная жидкость гигроскопична; влага, накопленная со временем, в мороз может замерзнуть. 
-10%
-40%
-50%
-20%
-21%
-20%
-10%
-15%