/

Генеральная прокуратура совместно с Министерством юстиции подготовила законопроект, которым предусмотрена конфискация автомобиля у нетрезвых водителей в рамках уголовной ответственности. По статистике ГАИ, в ДТП по вине нетрезвых водителей гибнет 200 человек. Для Беларуси с менее чем 10 миллионами населения - это большая цифра. Разработчики законопроекта настаивают на бесценности человеческой жизни и воспитании ответственности в автолюбителях. Отвечая на высказывания о том, что конфискации подвергнутся старые и плохие авто, в то время как владельцы дорогих иномарок найдут возможность избежать конфискации, представитель ГАИ настаивал на том, что сегодня контролеры дорожного движения располагают необходимым инструментарием для противодействия коррупции.

За какие правонарушения нетрезвому водителю будет грозить конфискация? Будут ли изымать автомобили, зарегистрированные на родственников пьяного водителя? Ужесточат ли наказание для тех, кто снова и снова садится за руль в состоянии алкогольного опьянения? Когда заработают новые меры борьбы с нетрезвыми водителями?
 
Парамонова, Шпак, Занимон
 
В этих вопросах разбирались участники дискуссии – начальник отдела методической и аналитической работы Генеральной прокуратуры Евгения Парамонова, начальник главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Республики Беларусь Анна Шпак и старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Занимон.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (15.79 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

За какие правонарушения нетрезвому водителю будет грозить конфискация автомобиля?

Евгения Парамонова:
Пока только выработана согласованная позиция по проекту закона заинтересованных госорганов, которые сталкиваются с этой проблемой: Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Верховным судом, следственным комитетом.

Выработано мнение, что пьяных водителей, которые совершили уголовное преступление, надо наказывать не только рублем, но и специальной конфискацией транспортного средства. Она предусмотрена за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое совершается повторно лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Также за отказ от медицинского освидетельствования лицом, ранее совершившим такое административное правонарушение. И лицу, которое передало транспортное средство другому лицу, зная, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения.

Что значит термин "специальная конфискация"?

Евгения Парамонова:
Специальная конфискация – это принудительное безвозмездное изъятие орудий, средств, предметов преступления, к которым будет относиться и транспортное средство.

Какая позиция ГАИ по вопросу конфискации автомобилей? Это будет эффективная мера воздействия на нетрезвых автолюбителей?

Александр Занимон:
На теперешний момент общество готово к тому, что к пьяным водителям нужно применять самые жесткие меры. Это позволило прийти к консолидированной позиции в виде конфискации транспортного средства. В прошлом году 200 человек погибло по вине водителей, которые сели за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Сколько человек погибло по вине нарушителей скоростных режимов? По нашей информации, управление в нетрезвом виде не является основной причиной ДТП с тяжкими последствиями: нарушители скоростных режимов приносят куда больше беды.

Александр Занимон:
Значительно активизирована работа с введением фотофиксации нарушений скоростного режима. По трассе М1 уже есть положительные результаты.

Будут ли изымать автомобили, зарегистрированные на родственников того, кто управляет транспортным средством в нетрезвом виде?

Евгения Парамонова:
Мы предлагаем такую идею вынести на рассмотрение законодательного органа.

Как дальше будут развиваться действия?

Евгения Парамонова:
Есть процедура принятия нормативно-правовых актов. Все заинтересованные органы вносят проект закона на рассмотрение главы государства и в дальнейшем на рассмотрение Национального собрания.

Какая роль Министерства юстиции в этом процессе?

Анна Шпак:
Мы рассматривали в целом комплекс мер по усилению ответственности пьяных водителей. Это не только конфискация транспортных средств, это система мер, которая предусмотрена административным и уголовным законодательством: увеличение штрафов, комплексные наказания в санкциях уголовной статьи (штраф, лишение права управления, исправительные работы, уголовная ответственность). Все они направлены на то, чтобы не допустить водителя сесть за руль, как путем технических средств, так и путем мотивации.

Распространенный вопрос от пользователей: "Я передал ключи от транспортного средства абсолютно трезвому родственнику, другу. Он уехал и тогда стал нетрезвым и сел за руль. Почему я должен нести ответственность за такие действия человека, который пришел ко мне трезвым?"

Евгения Парамонова:
Собственник допустил эту ситуацию, он передал свое транспортное средство в недобросовестное владение. Реализуя свое право собственности, человек должен исходить из того, что его действиями не должен быть причинен ущерб правам и законным интересам других граждан. Давайте машину тому, кому вы доверяете. Комплекс мер административного принуждения предусматривает, что транспортное средство изымается у пьяного водителя и находится на штраф-стоянке до уплаты виновным штрафа. Столкнувшись раз с такой ситуацией, собственник уже не даст свой автомобиль в пользование другому лицу.

Проектом закона предусматривается, что не производится специальная конфискация транспортного средства в случаях выбытия средства из-за противоправных действий виновного лица, которое находилось пьяным за рулем, или если оно выбыло помимо воли собственника.

Предусматривает ли закон в случае конфискации автомобиля у нетрезвого водителя возможность владельцу этого транспортного средства подать в суд иск о возмещении ущерба к тому, кто был задержан в нетрезвом виде?

Евгения Парамонова:
Это не предмет регулирования нашего законопроекта. Но гражданское законодательство в принципе этого не запрещает.



Вы сказали, что теперь законопроект будет подаваться на рассмотрение главе государства. Какое время может занять этот процесс? Через сколько такой законопроект может стать законом?

Анна Шпак:
Нормотворческий процесс записан в законе о нормативно-правовых актах. Проект дорабатывается, идет работа в комиссиях, высказываются депутаты, может быть создана рабочая группа. Осенняя сессия будет до конца года, потом начнется весенняя. Скорее всего, закон будет принят на весенней сессии следующего года, потому что законопроект у нас принимается в двух чтениях. Тем более это новый созыв депутатов.

Владеете ли вы статистикой о том, как часто люди, лишенные водительского удостоверения за езду в нетрезвом виде, вновь садятся за руль?

Александр Занимон:
Достаточно часто. Около 10% лиц в течение года опять садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Это зафиксированный процент, а какая на самом деле цифра, сложно сказать.

Что будет мешать тем же пяти тысячам выявляемых любителей езды в нетрезвом виде приобрести дешевый автомобиль и вновь выехать на дорогу?

Александр Занимон:
Ничего не помешает. Но, в конце концов, деньги заканчиваются. Конфискация – это крайняя мера. Люди будут бояться садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, потому что у них смогут отобрать автомобиль. Люди, которые будут передавать кому-либо транспортное средство, трижды подумают, что они могут попасть в крайне неприятную ситуацию и лишиться автомобиля.

Почему пожизненное лишение права управления транспортным средством не рассматривалась как альтернатива конфискации?

Евгения Парамонова:
Рассматривался вопрос об увеличении срока наказания в виде лишения права управления транспортным средством до 10 лет. Когда человека лишают права управления транспортным средством на год, это ограничительный барьер. Человек должен понимать, что он должен выждать время, чтобы пользоваться транспортным средством. Если речь идет о 10 годах, пожизненном лишении, мотивация у человека к правопослушному поведению и соблюдению ПДД утрачивается. Человек лишится водительских прав, но это не значит, что он не сядет за руль.

Уголовные дела свидетельствуют, что большинство лиц, которые попадаются повторно, не имеют права управления транспортным средством.

Андрей Сытько написал: "Частная собственность – один из столпов демократии. Такие законы - дополнительный повод для народного недовольства. Наказывать за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения надо обязательно, и довольно жестко. Но замахиваться на собственность – явный перегиб". Что ответите тем, кто так считает?

Евгения Парамонова:
У нас гарантировано соблюдение права собственности наравне с гарантией права на жизнь гражданина. Если взвешивать, что важнее: транспортное средство или человеческая жизнь, выбор очевиден. У нас же предусмотрено изъятие собственности в случае нарушения прав и законных интересов других граждан. Принудительная конфискация в таком случае и есть реализация этого механизма.



Наверняка предусмотрена и дальнейшая судьба конфискованных транспортных средств. Куда будут попадать конфискованные автомобили?

Евгения Парамонова:
Предусматривается конфискация с обращением в доход государства. Распределение средств – это уже бюджетная политика.

Александр Занимон: Есть общие требования, как государство обращается с конфискованным имуществом.

Наш пользователь написал: "Одобряю конфискацию автомобилей. Только самое обидное, что конфискатами станут "Жигули", "Копейки", а "Туареги" откупятся". Предусмотрены ли дополнительные меры коррупции?

Анна Шпак:
Дело в том, что конфискация налагается только судом. В компетенцию ГАИ не входит рассмотрение данного вопроса. Кроме того, проектом не предполагается альтернатива: либо с конфискацией, либо без. Будет однозначная конфискация. На усмотрение не остается никаких вариаций. Тем более сейчас все оснащено камерами, которые могут зафиксировать действия работников ГАИ.

Евгения Парамонова: У нас должна существовать презумпция доверия к работникам правоохранительных органов.

Александр Занимон: В среде ГАИ правонарушение, связанное с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, расценивается как наиболее тяжкое. Я не могу вам дать стопроцентную гарантию, что этого не будет. Но борьба с нечистыми на руку сотрудниками ГАИ ведется. В том числе путем технических средств, которые ведут запись административного дела.

Евгения Парамонова: Проект закона будет проходить криминологическую экспертизу по коррупционным рискам. Соответствующими органами будет высказано компетентное мнение и высказано.

Госорганами выработана единая позиция, что мера ответственности, которая сейчас существует за нарушение ПДД с причинением тяжких телесных повреждений или смерти одного лица, не соответствует реальной общественной опасности этого деяния. Проработан вопрос о том, чтобы усилить уголовное наказание лицам, которые совершили такое нарушение, от 4 до 7 лет лишения свободы, со смертью двух и более лиц – от 5 до 10 лет лишения свободы. Это существенное ужесточение ответственности.

Кроме этого, мы предлагаем ужесточить ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в течение года или лицом ране судимым за подобное преступление. Мы предлагаем увеличить срок лишения свободы до 3 лет.

И конфискация будет как дополнение этих санкций.

Евгения Парамонова:
Будет применяться и штраф, и лишение права управления транспортными средствами, ограничение свободы, лишение свободы и принудительная специальная конфискация.

Что скажете тем, кто категорически против этой меры?

Евгения Парамонова:
Посмотрите на такие нарушения, сравнив ценности жизни и авто.

Александр Занимон: На одной стороне положить имущество, на другой – 200 человеческих жизней. Что для вас перевесит? Если жизнь не перевешивает, сложно что-то объяснить. Конфискация происходит за то, что человек уже совершил. Хотелось бы, чтобы люди задумались. В этой ситуации надо заставить собственника автомобиля заботиться о своей собственности.

Анна Шпак: Цель подготовки любого закона – повышение правовой культуры населения. Конфискация наступит тогда, когда в течение года уже совершено административное правонарушение. Поэтому надо задуматься. Цель санкций – подвигнуть людей соблюдать ПДД.

Накануне дискуссии, мы попросили наших пользователей в Skype (tutbyair) высказаться на данную тему. Ниже мы приводим наиболее яркие мнения.

Your_owner: Конфискация авто нужна у пьяных, независимо от хозяина автомобиля (если не угон) + срок в лет 5 за вождение в нетрезвом виде. При ДТП с последствиями срок должен начинаться от 5 лет. Летальный исход или тяжкие повреждения у пострадавших - до 20 лет лишения свободы. При таких условиях пьянь за рулём попробует включить мозг...
 


Roman Muller: Господа! (или товарищи, а может шаноўнае спадарства). Раз и навсегда, безаппеляционно лишать прав по умолчанию. И не надо грабить наших бедных людей! Их и так по жизни много кто стращает.

Простите за чудовищную аналогию, но и по сей день в Германии помнят это:

В 1939 году Гитлер издал приказ по Берлину: расстреливать пассажиров- безбилетников в трамваях. Приказ был объявлен по городу за пять дней до введения в действие. Берлинцы не поверили. За несколько часов было расстреляно около сорока человек. Штурмовики СА останавливали трамвай, выводили всех пассажиров, строили в шеренгу, всех безбилетников ставили к стенке и каждого десятого расстреливали. Под Франкфуртом есть мемориал, посвящённый жертвам образцово-показательного расстрела безбилетников, арестованных в нескольких пригородных поездах... Штрафов не было, друзья. Остался железный порядок на десятилетия!
 


mass.effect1: 1-е нарушение штраф в размере 10 000 000 + сумма причинённого вреда

2-е штраф 15 000 000 + сумма причинённого вреда

3-е и последующее конфискация авто + сумма причинённого вреда

Чётко и ясно
 


Сергей Пинчук: в целом за, но дьявол кроется в деталях. проект указа они в студию притащат?

вообще он есть в сети для обсуждения?

возникают вопросы такого порядка, как: автомобиль - совместно нажитое имущество. как при конфискации защищаются имущественные права супруга/супруги?

автомобиль принадлежит третьему лицу (маме, другу, соседу). предусмотрено ли лишение, защита имущественных прав этих третьих лиц.
 


Николай: на первый раз бы штрафовал, а на второй кастрировал, чтобы не размножались
 


Кыся: Поддерживаю! Но только когда пьяни за рулем этот авто принадлежит реально и бесспорно. А наказывал бы просто - пожизненное лишение без альтернатив. Плюс учитывая что алкоголизм болезнь - принудительное лечение за счет алкаша. Короче - максимум жестокости к тем кто по минутной прихоти может отобрать и искалечить чужие жизни...
 


Андрей Сытько: Негативно. Как и ко всем глупым инициативам генпрокуратуры, во главе которой со времен Божелко не было ни одного кадрового прокурора, а только мечтатели о больших реформах, оторванные от действительности. Частная собственность - один из столпов демократии. Вернее, ее неприкосновенность и конституционная гарантия таковой. Дешевой агиткой проблем не решить. Такие законы - доп.повод для народного недовольства и доп.почва для коррупции. Наказывать за управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения нужно обязательно и довольно жестко, но замахиваться на собственность - явный перегиб. Нужно увеличивать срок лишения права управления ТС в рамках административной ответственности и сумму штрафа делать такой, чтобы она составляла полстоимости авто. Возможно, такой водитель сам вынужден будет продавать ТС для того, чтобы погасить штраф.
Ужесточив ответственность за управление ТС в состоянии опьянения, я бы ужесточил ответствнность за управление ТС лицом, лишенным права управления именно для такий "пьяных лишенцев".
 


Валентин Степков: считаю более целесообразным арест (сразу при обнаружении) и ограничение свободы (за решетку) на месяц, например, для первого раза, а потом на год. А право собственности не должно нарушаться - это не причина правонарушения. В таком случае можно и квартиру изъять за курение в постели!
 


Mary Hudova: лично я - за, так как показывает практичка, кофискация только лишь прав не останавливает людей не толко садиться за руль, но и делать это в нетрезвом виде! я сама водитель и поддерживаю такую инициативу! Это же практически покушение на убийство, сажать надо за такое!
 


lexxti: права получают взрослые люди, которые несут отвественность за себя и свои действия. Если они не могут себя контролировать себя, не могут выбрать что им делать пить или садится за руль, то уж лучше государство заберет машину, чтобы пресечь даже возможность несчастного случая.

потерять машину это не конец света, а сохранить жизнь водителю или остальным участникам движения, наманого важнее
 


Julie R: Очень положительно. И еще бить их прямо в том месте, где остановят. Ногами
 


Jarosław Grudziński: Полностью поддерживаю такую инициативу, но автомобиль не должен уйти в доход "государства".... предлагаю распределять конфискованные транспортные средства по многодетным семьям в порядке живой очереди )
 


Eugene Popko: абсолютно поддерживаю! водителей таких на кол, машину отдавать ближайшему родственнику.
 


GOL: Как минимум, лишение прав на 3-5 лет, как максимум, в зависимости от тяжести содеянного за рулем в пьяном виде, лишение прав пожизненно с конфискацией автомобиля. С пьяными за рулем должна быть беспощадная война. Нормальный человек никогда не сядет за руль авто в пьяном виде. За руль в пьяном виде садятся отпетые безмозглые отморозки. Поэтому с ними и должна быть беспощадная война.
 


Alex Malenki: Расстрел в идеале, но было бы достаточно раскатать дорожным катком.
 


Alexander Marchuk: Хотелось бы узнать у уважаемой прокуратуры, в каких еще странах есть такая практика? Если ни в каких...может не стоит изобретать велосипед. Надо поднять минимальный штраф в несколько раз.
 


Oleg Cherepovsky: Одобряю только самое обидное, что кофискантами будут" Жигули копейки" и 25летние Гольфики. "Туареги" откупятся.
 


Andrei: Про машины:

Если разрешить их конфискацию, то это вызовет мощный (и мутный) всплеск всякого рода махинаций. Или вы наивно полагаете, что все конфискованные автомобили будут выставляться на продажу в Малиновке, а выручка пойдёт сиротам в детдома?!

За вождение в поддатом виде ужесточать наказание не нужно, а вот за ДТП в состоянии "под мухой" карать сурово. Таким образом воспитывается ответственность. Не можешь пить - лучше не езди.
 


Клинчева Лидия: Месяц назад возвращались из дачи в темное время суток с детьми в машине (Логойское направление) ехали в сторону Минска, рядом с нами но по встречной полосе в сторону минска ехал явно пьяный водитель (ехал долго от Раубич), как машины от него уворачивались вам не передать, звонила с мобильного в милицию, было занято, номеров к сожалению не видно было, Вопрос : Где было ГАИ? Когда же таких водителей будут ловить и забирать авто? А то говорят, а делать не делают! Может стоит побольше постов выставлять на трассы.