Эксклюзив


Елена Анкудо,

Недовольство поведением отдельных граждан на нерегулируемых пешеходных переходах сменилось у наших читателей на конструктивные предложения. Список мер, которые, на их взгляд, могут снизить количество аварий и аварийных ситуаций, получился внушительным. А председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник прокомментировал некоторые из них.

Операция "Пешеход" с ГАИ Ленинского района Минска

Самое распространенное предложение - убрать нерегулируемые пешеходные переходы или закрепить преимущество проезда по ним за водителями, а не пешеходами.
 
Тезис "давно пора лишить пешеходов преимущества" по мнению koshak-75 "является правильным и продиктован самой жизнью… В ситуации ДТП с участием водителя и транспортного средства и пешехода кто получит больший ущерб для здоровья? Правильно - пешеход. Посему законы законами, а дополнительные меры предосторожности должен принимать именно пешеход" (комментарии пользователей приводим с сохранением авторского стиля, орфографии и пунктуации - ред.).
 
"На нерегулируемых пешеходных переходах преимущество должно быть только у водителя, - уверяет С.Ю.Беляков, - тогда пешеход сто раз подумает, стоит ли ему бросаться под колёса".
 
Комментарий Важника: Некоторые недальновидные водители уверены, что пешеходов надо приструнить. При том, что водители составляют меньшую и далеко не самую лучшую часть дорожных пользователей. Самые уважаемые - дети, пожилые и люди с ограниченными возможностями являются преимущественно пешеходами. Вспомните о своих родителях, бабушках, дедушках - как можно прогнать их с дороги? Они что, на улице только и думают броситься под колеса? Им труднее, ведь они не защищены, они - жертвы! Наличие автомобиля не делает человека более значительным. И не надо забывать: на педаль тормоза нажимать легко, для этого даже вставать не надо. Поэтому все правильно с приоритетом пешеходов - и у нас в стране, и во всем мире.
 
Только лишь запретом на преимущество пешехода на нерегулируемом переходе, по мнению пользователей, не ограничиться. Так, ballvan предложил "придумать некий знак, который обязательно должен подавать пешеход перед тем как ступить на зебру".
 
"1995 год. Италия, - вспоминает edisson-by. - Хочу перейти улицу в месте где вообще нет пешеходного перехода, а движение машин непрерывным потоком влево и вправо от 300 до 500 метров. Подхожу к обочине и спокойно выдвигаю вперед руку с поднятой ладонью. Весь поток машин останавливается и я спокойно перехожу улицу".
 
"Хорошо Вам! - иронизирует vladimir.boiko. - У нас в руку могут просто плюнуть. Или, пролетая почти Вам по ногам, дать пять"
 
Поможет ли пешеходам новый знак?
  
Комментарий Важника: В ПДД знак, подаваемый рукой, заносить не стоит - как потом контролировать выполнение? Подавайте знак сейчас, вам ничто не мешает это делать! Но самое лучшее для пешехода - визуальный контакт с водителем. Смотри в глаза водителю - и переходи, лучше когда оба друг другу улыбаются. 
"А почему бы не ставить на пешеходных переходах светофоры по требованию? - задает вопрос vldk2. - Подходит пешеход жмёт на кнопочку с Задержкой светофор срабатывает (за это время могут собраться несколько пешеходов) и все счастливы". 
 
Подтверждая, что "светофоры по требованию - самый лучший компромисс в данном споре", пользователь nadah уточняет: "к светофору необходимо дополнение в виде видеокамеры - "не надо будет доказывать кто на какой сигнал двигался и кто нарушил".
  
Комментарий Важника: Светофор - не дешевое удовольствие, причем стоимость светофора и контроллера - не самые большие расходы. Больше тратить приходится на прокладку коммуникаций.

Светофоры "с кнопочкой" есть и работают именно так, как описали пользователи. Вот только сделать такие "кнопочки" не так легко, как думают некоторые. В Швеции все пешеходные переходы со светофором оборудованы кнопками. Но это - единственная страна, где существует такая система. А видеокамеры даже шведы не "потянули".
 
Видеокамерами в Минске оборудовано около 30 перекрестков. Но направлены они в большей степени на поддержание общественного порядка и на самых опасных участников дорожного движения - водителей.
 
Что же касается усиления наказаний для пешеходов-нарушителей, о которых говорил ряд участников дискуссии, большие штрафы существуют и сегодня, вот только знают о них немногие.
  
Комментируя закон в беседе с AUTO.TUT.BY, инспектор агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Руслан Тагиров пояснил:
 
"Ежедневно в Минске за нарушение правил перехода проезжей части привлекается к ответственности около 150 граждан. Большинство из пешеходов не придаёт этому нарушению большого значения, считая его обыденным и не представляющим большой общественной опасности. Тем более что наказание за нарушение ПДД в размере от 1 до 3 базовых величин кажется незначительным.
 
Однако за создание аварийной обстановки или причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление места ДТП, участниками которого они являются, предусмотрен штраф до 20 базовых величин. Переход проезжей части в неустановленном месте может повлечь за собой ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет".
 
Речь идет о гибели человека в ДТП, спровоцированном пешеходом. Наказание за это нарушение ПДД предусмотрено статьей 321 УК "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта". Вот только привлекают по ней нечасто - виновник аварии успевает скрыться. Так, как это, к примеру, удалось пешеходу-виновнику ДТП, произошедшего в Минске 18 ноября прошлого года.

"Неустановленное лицо переходило проезжую часть на перекрестке улицы Веснинка и проспекта Победителей по регулируемому пешеходу на красный сигнал светофора, - вспоминает Тагиров. - Водитель BMW 520, двигавшийся по проспекту Победителей со стороны МКАД в направлении ул. Нарочанской, пытаясь объехать указанного пешехода, не справился с управлением автомобиля, наехал на бордюрный камень и совершил наезд на мачту освещения. В результате мать водителя, находящаяся в автомобиле, от полученных травм скончалась на месте происшествия. Неустановленное лицо до сих пор не найдено".
 
Удастся ли найти виновника или хотя бы предотвратить такие случаи в дальнейшем? Решат ли проблему обязательные экзамены по ПДД в школах, предложенные пользователем gavrilov_a_v, или даже практическое обучение школьников от yuru_k? Или нам поможет только создание "отдельных городов для "автодятлов" и пешеходов", о котором упомянул freedom-2009
Комментарий Важника: По данным шведов, дети, которые знают ПДД, в большей степени подвержены риску попасть в ДТП. Им известно, что зеленый сигнал - для них, что водитель должен уступить - и идут, а он, возможно, пьяный или без прав - едет.

Главное не столько в том, чтобы вести себя по букве закона, сколько охранять свою жизнь - вот чему нужно учить детей. Мы попробовали пилотный проект по переносу шведского опыта в школу № 53. Можете посмотреть на сайте baes.by. 

Идея, что у каждого должно быть свое пространство, правильная. Пространство для каждого надо сделать удобным. Магистрали - только для автомобилей, общегородское же пространство принадлежит пешеходам, у которых должна быть возможность свободно перемещаться, а не перебегать из точки А в точку Б.