Анна Рудь,

Именно эту причину трагедии называл водитель Mercedes S600, сбивший 2 ноября четырех человек на остановке в Шабанах.
 
AUTO.TUT.BY обсудил с руководителем Школы экстремального вождения Сергеем Овчинниковым вероятность того, что Mercedes S600, водитель которого 2 ноября сбил 4 человек на остановке в Шабанах, "поплыл" в луже на скорости 40-45 км/ч - такие причины трагедии называл на месте ДТП виновник.



 
Сергей Овчинников акцентирует внимание на том, что оценку действиям предполагаемого виновника ДТП даст следствие. Мы же можем лишь проанализировать дорожную обстановку и рассмотреть возможные варианты поведения водителей в аналогичной ситуации.

 - Лужи на дороге для водителя, двигающегося на высокой скорости, гораздо опаснее, чем, например, гололед, - уверен Сергей Овчинников. Профессионал признается - в луже даже он не полностью может спрогнозировать поведение автомобиля. - В гололед мы понимаем, что дорога скользкая, и, исходя из этого, выбираем скорость автомобиля. По луже мы можем проехать без проблем, а можем попасть в занос.


 
- Въезд в лужу на высокой скорости - это одна из самых сложных ситуаций на дороге. Я умею сам и учу других хорошо ездить по асфальту, гравию, снегу, гололеду - на этих покрытиях управление машиной имеет свои закономерности. Вода же в принципе, если все колеса "поплыли", не дает возможности управлять машиной - водитель ничего не может сделать.

Если автомобиль въехал в лужу, возникает риск аквапланирования - полной потери контакта шины с дорожным покрытием вследствие образовавшегося между дорогой и колесом водяного клина. Результатом аквапланирования может быть полная или частичная кратковременная потеря управляемости автомобиля. Риск этот, по словам эксперта, зависит от нескольких критериев.
 
Скорость движения
 
- Аквапланирование в принципе свойственно высоким скоростям - от 60 км/ч, очень легкую машину теоретически может "повести" и на 50 км/ч. Чем выше скорость - тем больше риск.

Даже чемпион "Формулы-1" Михаэль Шумахер говорил: "Если водитель на большой скорости влетает в лужу, он становится пассажиром".
 
Масса автомобиля
 
- Чем больше масса машины, тем ниже вероятность того, что она попадет в аквапланирование. Например, грузовики в принципе не "плывут" в самых глубоких лужах - масса и давление держат машину на дороге. Даже легковушка с пассажирами и грузом более управляема, чем в ситуации, когда в автомобиле находится один водитель.

Ширина шин, рисунок и остаточная глубина протектора
 
- Чем шире шина, тем больше вероятность того, что машину в луже "понесет". Чем больше на протекторе канавок для отведения воды, тем лучше - шина эффективнее будет выталкивать воду из пятна контакта.
 
Риск потерять контроль над управлением зависит и от того, как машина въезжает в лужу - одной стороной или же всеми 4 колесами.
 
- Проблема в том, что мы не знаем, что там - в луже, и должны предвидеть, что под покровом воды могут быть ямы, камни, посторонние предметы. Поскольку на невысоких скоростях риск заноса будет небольшой, лучше проезжать лужу одной стороной - правыми или левыми колесами. Удары по подвеске будут несильными.

На высокой же скорости два колеса, попавшие в лужу, начинают активно тормозить, в то время как те, что на асфальте, продолжают движение - это провоцирует занос. Автогонщики в такой ситуации применяют прием "боковой загрузки". Повернув руль на лужу они тем самым прижимают колеса, которые движутся по асфальту, еще сильнее к дороге. Суммарно сцепление автомобиля с дорогой увеличивается. Но очень велика вероятность возникновения заноса. Этот прием может выполнять только подготовленный водитель, иначе аварии, по словам Овчинникова, не избежать.
 
Что делать водителю, чей автомобиль "поплыл"?
 
Если дорога подтоплена, идет сильный дождь, на дорожном покрытии - лужи, руководитель Школы экстремального вождения рекомендует двигаться со скоростью не выше 60 км/ч.

Если скорость большая, то лучше в лужу въезжать всеми четырьмя колесами - меньше вероятность заноса. С одной стороны, сцепление колес с дорогой меньше, но за счет того что два передних колеса въезжают в лужу, возникает меньший вращательный момент для автомобиля. Даже если он и "поплывет", то скольжение, скорее всего, будет по прямой. 

- Перед лужей нужно, насколько возможно, снизить скорость, "застопорить" руль, захватив его крепче, локти развести в стороны. Въезжая в лужу нужно прекратить торможение и держать средний газ, - советует Сергей Овчинников. - Если машину в луже занесло - руль выворачивать нужно в сторону заноса. Но нужно быть готовым к резкой стабилизации и резкому заносу в обратную сторону. Пока задние колеса "плывут", сцепление колес с дорогой равно нулю, когда зацепились за асфальт, то резко тормозят, что приводит к резкой стабилизации и заносу в другую сторону.
 
- Если при заносе передние колеса уже выезжают из лужи, то обязательно нужно чуть уменьшить угол поворота колес. В противном случае передние колеса резко цепляются за дорогу, в то время как задние "плывут" в воде, машина резко выходит из заноса и ее разворачивает в другую сторону. Педали же, когда машина уже начала аквапланирование, лучше не трогать: не давить на тормоз и не добавлять газ - и то, и другое может спровоцировать вращение автомобиля.