Роман Протасевич, фото автора,

Практически каждый из нас так или иначе сталкивался с ГАИ - в роли пешехода, водителя или стороннего наблюдателя. Мнения в обществе традиционно разделяются: кто-то считает инспекторов едва ли не преступниками, вымогателями денег, а кто-то уважает их труд и старается оказывать посильную помощь. О том, насколько "легкий" хлеб у инспекторов, решил проверить корреспондент TUT.BY, отправившись в ночной патруль с одним из экипажей Ленинского района.
 
Едва журналист успел встретиться с экипажем и сесть в машину, как по внутренней связи поступает сообщение о парковке на зеленой зоне во дворе одного из жилых домов. Направляемся туда, обнаруживаем неправильно припаркованный автомобиль, инспекторы ищут по базе владельца. Им оказывается женщина, которая сообщает, что за рулем была не она, а ее сын. После нескольких минут ожидания к машине ГАИ подходит совсем молодой парень, который и парковал машину. Оказывается, что уже совсем недавно у него был протокол за аналогичное нарушение. Молодой человек сразу же начинает оправдываться и пытаться договориться, чтобы ему не вносили в талон очередной штраф. Доходит даже до попытки дачи взятки, которую сотрудники ГАИ резко пресекают. После достаточно нервных споров горе-водитель все-таки оплачивает штраф, соглашаясь с тем, что нарушил правила.

Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
 
Продолжаем патрулирование. Останавливаемся на одной из оживленных улиц. За неправильный разворот всего за несколько мгновений нескольким автовладельцам выписываются штрафы. Останавливали для проверки и такси. "Вообще, останавливать таксистов не имеет смысла. Они по большей своей части уже "бывалые", по ночам отыскать "бесправника" или пьяного за рулем "шашечек" нереально, так как если и встречаются такие, то только днем, когда проходит основной поток машин", - говорит инспектор Сергей.

Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
 
Вдруг поступает сообщение о задержанном "пьянице за рулем". Подъезжаем, и оказываемся участниками конфликта, на фоне которого разгорается семейная драма. Мать со слезами бьет сына в плечи, который едва стоит на ногах и даже не пытается сопротивляться. Но едва нерадивого сына сажают в машину ГАИ, как женщина сразу же начинает умолять инспекторов не наказывать сурово своего отпрыска. 
 
Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
 
Итак, везем изрядно подвыпившего молодого человека на медицинскую экспертизу. По дороге завязывается диалог между офицером и задержанным:
 
- А где же твои права? Может, еще и "бесправник"?

- Да нет, товарищ капитан, еще не получил. Не сдал в ГАИ экзамен.

Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
 
Инспектор, почуяв неладное, просит своего коллегу, который также был с нами в машине, "пробить по базе" горемыку. Оказывается, что это уже четвертый(!) раз за последних два года, когда парень попадается пьяным, до этого он был лишен прав на 5 лет.
 
- И сколько же вы выпили, молодой человек?

- Эмм, ну это, не знаю. Наверное, бутылочки две пива и стакана три водки…

- И ты еще держишься на ногах? Удивительно. Ну ладно, скоро узнаем подробности.

Освидетельствование показало почти 0,9 промилле в крови, т.е. предельно допустимая норма была превышена почти в три раза.

Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
  
После освидетельствования едем на штрафстоянку. И сразу же на въезде на стоянку стоит множество разбитых машин. "Это как раз автомобили тех пьяных водителей, которым повезло намного меньше, чем нашему "бесправнику", - снова поясняет инспектор Сергей.

Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
Трудовые будни ГАИ. Ночной патруль.
 
Процедура оформления временной конфискации автомобиля заняла несколько десятков минут, после чего нашего нетрезвого водителя доставляют в местное РУВД.
 
Едем дальше. Снова несколько мелких нарушителей и несколько протоколов.
 
Так, незаметно часы показали уже 4 часа утра.
 
- Разное конечно случается, очень часто бывает и такое, что собственной жизнью приходится рисковать. А вообще – сегодня не такая уже и напряженная ночь. Хотя двое пьяных за день – тоже отличный результат (второй экипаж также задержал одного водителя в состоянии алкогольного опьянения. - Прим. ред.).
 
- А что в работе не нравится?
 
- Безусловно, волокита с бумагами. Из года в год появляются все новые и новые бумажки, которые "привязываются" и дополняются одна другой. В результате оформление всех этих бумаг может занимать до 70-80% рабочего времени, которое можно потратить на поимку нарушителей. Еще интересный факт есть. Зачастую нам, сотрудникам ГАИ, приходится выступать и в качестве участковых, и в качестве нарядов ППС, разрешая семейные конфликты, посещать проблемные районы и семьи и так далее. Это тоже дополнительная нагрузка.

- А вот как часто приходится сталкиваться с агрессивными водителями, каков основной контингент нарушителей?
 
- Опять же по-разному бывает. Иногда случаются и погони, и стрельба, и потасовки, и угрозы, а иногда – вообще ничего. Тихая и спокойная ночь. Это уже как повезет, - смеется Дмитрий. - Что касается основного контингента, то это в основном молодые люди до 30-35 лет. У большинства людей в голове еще просто не созрело понимание того, что наказание в любом случае неотвратимо, и что чем больше они будут оказывать сопротивление – тем печальнее для них будут последствия.
 
- Как вы считаете, достаточно ли строг закон к нетрезвым водителям? Если нет, то что бы вы предприняли?
- На мой взгляд, закон действительно недостаточно строг. Государство сейчас старается карать рублем (штрафы могут доходить до 40 млн рублей. - Прим. ред.), а не заключением, скажем. Вообще, вопрос ужесточения достаточно спорен. Ведь если и сейчас не всегда останавливаются по требованию, то что же будет, если закон сделают куда более жестким? Водители будут понимать, что им совершенно нечего терять, что приведет к многократному возрастанию числа погонь, и, соответственно, к повышенному травматизму и риску для жизни. Хотя я бы ввел закон, согласно которому у пьяных водителей просто конфисковывали бы машины. Ведь тогда, если человек долго зарабатывал, откладывал на авто, он лишний раз подумает, прежде чем садиться за руль.
 
Так, поимка нарушителей и преступников продолжалась до утра, сопровождаясь беседой о непростой работе...
 
P.S. Спасибо вам огромное за тяжелый труд и за то, что действительно делаете нашу жизнь на дорогах безопаснее и спокойнее!
 
-25%
-35%
-20%
-70%
-15%
-99%
-40%
-71%
-10%