Эксклюзив


Елена Анкудо, фото автора,

Аварийность в Беларуси снижают не только "фильтрами" и раздачей пешеходам фликеров, но и выездными судами над нарушителями ПДД. 30 октября в актовом зале УГАИ ГУВД Мингорисполкома суд Заводского района столицы рассмотрел уголовное дело в отношении 25-летнего водителя, наехавшего летом на двух пешеходов.

 

Пешеходы – 58-летняя Ольга Рябушкина и 46-летний Сергей Кирилов, получившие тяжкие телесные повреждения, просили о снисхождении и - наказании. Приглашенные зрители – профессиональные водители-дальнобойщики - осторожно замечали: в ДТП виноваты все его участники.
 
 
 
Причины аварии обсуждали в коридоре. В актовом зале дальнобойщики молча уселись на верхние ряды кресел, инстинктивно стараясь держаться подальше от председательствующего по делу Александра Руденко и представителя гособвинения, сотрудника прокуратуры Минска Дмитрия Лукьянова. Виновник происшествия Артур Маковский присел по приглашению секретаря судебного заседания на передний ряд кресел, не ожидая милостей – он признал свою вину еще в день аварии и отказался от адвоката, поскольку не видел необходимости себя защищать.
 
 
Судили Маковского по ч. 2 ст. 317 – "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения". Как следовало из обвинения, озвученного сотрудником прокуратуры, днем 18 июня Маковский управлял автомобилем Renault Megane 1996 года выпуска и, двигаясь по улице Уборевича со стороны проезда Голодеда в направлении улицы Чижевских на скорости 36 км/час, сбил двух пешеходов. Люди попали под колеса на нерегулируемом пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками, Сбив пешеходов, Маковский вывернул руль вправо и въехал в столб.
 
Представитель гособвинения, сотрудник прокуратуры Минска Дмитрий Лукьяненко
 
Потерпевшая Рябушкина получила телесные повреждения в виде перелома правой плечевой кости, ссадины носа и нижней губы, Кирилов – оскольчатых переломов обеих костей правой голени, ссадины правой голени, правого коленного сустава.
 
"Я ехал на учебу, - еле слышно рассказал суду Маковский, - поток движения был интенсивным, пешеходы пересекали проезжую часть слева направо, я не заметил стоп-сигналов автобуса, двигающегося слева от меня".

"Почему не снизили скорость? - грозным тоном спрашивал гособвинитель. – Вы отвлеклись? Загладить вину пытались?"
 
"Не было материальной возможности", - опустив голову, отвечал водитель.
 
"Навестили в больнице? Принесли извинения?" - на эти вопросы прокурора Маковский только качал головой: "Я посчитал, что извинения ничем не помогут, а материальной возможности не было".

Лишь в зале суда, побуждаемый прокурором и судьей, Маковский извинился перед потерпевшими, став к ним вполоборота.
 
Причиной аварии стали неисправные тормоза – когда водитель попытался остановиться, педаль тормоза провалилась в пол и машина продолжила движение. До этого дня, по словам Маковского, неисправности он не замечал, а техосмотр, во время которого могли выявить неисправность, в срок пройден не был.
 
Половину расходов, затраченных больницей на лечение пострадавших, водитель возместил. А вот навестить пешеходов не решился, хотя как-то попросил у следователя телефон одного из пострадавших.

Потерпевшая Рябушкина и представитель потерпевшего Кирилова - адвокат Ольга Веселина

Рассказывая о собственных бедах, Рябушкана расплакалась: "В больнице перед всеми извинялись, а он не пришел. Хотя бы по-человечески…" Состояние у женщины, по ее словам, "плохое, рука не проходит, сейчас у меня больничный, а дальше не знаю как".
 
После аварии она продолжала ухаживать за тяжело больным мужем. "У него последняя стадия рака, нужен постоянный уход, уколы делать каждые 4 часа. Колола левой рукой. А потом лишилась мужа - умер".

До аварии у потерпевшего Кирилова все было хорошо. Как зарабатывать сейчас, он не знает

У Кирилова – монтажника-высотника – до аварии все было в ажуре. "У меня была очень хорошая работа, - сообщил потерпевший, отложив в сторону костыли. – Я обеспечивал семью, сын на платном учится. А сейчас лишился всего, в ноябре операция, будут вшивать кусок кости, стоит аппарат Елизарова".

Отвечая на вопросы своего представителя – адвоката спецконсультации № 3 Мингорколлегии адвокатов Ольги Веселиной, Кирилов пояснил, что получил вторую группу инвалидности, а жизнь превратилась в мучения. Несколько позже в прениях адвокат Веселина уточнила: ее подзащитный "испытывает тяжелые физические страдания, не спит ночами. Его место в жизни – спальное место, на котором он ест и справляет естественные надобности".


 
Оценивая вину Маковского, потерпевшие не настаивали на тяжелом наказании, попросив о компенсации, каждому – по 20 миллионов рублей. "Он молодой, у него есть возможность и время возместить ущерб", - резюмировал Кирилов, отметив, что просит "минимум". Рябушкина, жалея водителя, первоначально заметила, что была согласна "и на часть этой суммы".
 
Характеристики Маковскому дали не только участковый и работодатель – ОАО "МЗКТ", где парень работает слесарем механосборочных работ, но и председатель Белорусской федерации кикбоксинга и таиландского бокса. На протяжении 8 лет парень занимается этим, по его словам, "хобби", став мастером спорта и неоднократным призером соревнований.

 
Выступая в прениях, гособвинитель просил суд назначить Маковскому наказание в виде 5 лет ограничения свободы ("химии") без направления в исправительные учреждения открытого типа (ИУОТ) и 5-летнее лишение водительских прав. Адвокат Веселина настаивала на выплате 20 миллионов рублей и полной компенсации ее услуг в размере 1,5 миллиона рублей.
 
 
 
Дожидаясь приговора, зрители – водители-дальнобойщики отметили, что пешеходов от водителя закрыл автобус. "Мы полагаем, что пересечение нерегулируемого пешеходного перехода не дает пешеходу преимущества, - пояснил AUTO.TUT.BY один из водителей-профессионалов. – Надо убедиться, что транспорт остановился, а уже потом идти. Потому что водитель может нажать тормоз, а может и не нажать. А они идут и не смотрят по сторонам. Полагаем, что в этом ДТП виновны все – и водитель, и пешеходы".



Через несколько минут председательствующий по делу огласил решение – 4 года ограничения свободы без направления в ИУОТ и лишение прав управления на 5 лет. Если приговор вступит в законную силу, на Маковского возложат обязанность в виде выплаты каждому из пострадавших по 20 миллионов рублей, а Кирилову - еще и возмещение расходов на адвоката.