Елена Анкудо, фото Vadim G. Maevskyi,

В соответствии с поручением председателя Мингорисполкома Николая Ладутько в столице проверяют работу перевозчиков. С представителями транспортной инспекции Минтранса (реже – с налоговой) сотрудники ГАИ выезжают в ночные рейды. Транспортники контролируют наличие у таксистов допуска врача и механика, путевой лист, включен ли счетчик, ГАИ ищет нарушителей ПДД, получая в ответ заряд агрессии.
 

 
"Работая с транспортниками, проверяем в первую очередь легальных таксистов, - вводит в курс дела инспектор ДПС ОГАИ Московского района Минска Павел Белоницкий, - наличие техосмотра и страховки. Случается, ловим таксистов-бесправников и даже пьяных за рулем – несколько лет назад я за год восьмерых пьяных таксистов оформил!"

Инспектор ДПС ОГАИ Московского района Павел Белоницкий.

Сегодня рабочий день у ГАИ, как ни иронично это звучит, – до 07.15. При отработке таксистов власти просят уделять внимание центру города, зрелищным мероприятиям и вокзалам. Точка притяжения Московского района - гипермаркет "Корона", поэтому для работы инспекторам достаточно перейти улицу Клары Цеткин от здания ГАИ Московского района, оказавшись на пути трафика в сторону вокзала. Взмах светящегося полосатого жезла ГАИ или сигнального диска транспортников – и на краю дороги останавливаются автомобили такси.


 
"Человек на поезд опаздывает!" - раздраженно бросает мужчина средних лет, открыв дверцу такси. Сотрудник транспортной инспекции Александр Яроцкий смотрит в допуск о прохождении осмотра механика – и автомобиль уносится в сторону вокзала.


 
"Перед допуском к работе механик обязан проверить все документы водителя, - объясняет Яроцкий. - Убедившись, что его допуск в порядке, я позволил следовать по маршруту. Но даже полная проверка таксиста, работающего без нарушений, – дело нескольких минут, никто из-за нас не опаздывает. Другое дело, если нарушение есть – мы забираем путевой лист, разрешаем довезти пассажира, а потом встречаемся для подготовки акта оперативной проверки с указанием нарушений. Пассажиры все понимают, конфликтуют только пьяные".


 
Проходит час, список проверенных машин такси растет, а нарушений нет. "Будут, - обнадеживает второй инспектор Павел Лаптенок. Среди таксистов много неопытных и наглых, часто сталкиваемся с ними в рейдах. Усиленные проверки начались в апреле 2012 года, и уже есть результат: грубых нарушений у легальных таксистов становится меньше".
 
По словам сотрудников ГАИ, водитель тонированной Peugeot Александр не раз привлекался за нарушения ПДД
 
Первый нарушитель к частному извозу отношения не имеет. Водителя Peugeot 307 SW по имени Александр в ГАИ Московского района знают хорошо. "Злостный нарушитель, - сообщил Белоницкий, - вы за голову схватитесь, когда его послужной список увидите: игнорирование разметки, знаков дорожного движения, постоянные жалобы. Конек – тонировка. Сейчас у водителя временное водительское разрешение, выдано предписание убрать тонировку".



Подходим к машине. "Видите, - тычет пальцем в заднее стекло инспектор, - здесь тонировка заводская. А тут, - подходит к задней боковой дверце, - наклеен пластик, ухудшающий светопропускание. Я эту машину помню, мы ее недавно останавливали. Пока искали понятых, водитель успел оторвать почти всю пластиковую тонировку, только в двух местах осталась".

На задних боковых стеклах Peugeot, - уверяют инспекторы ГАИ, - дополнительная накладка из тонированного пластика
 
"Это заводская тонировка, - злобно смотрит на нас Александр, - видите код на стекле?" "А вы откройте двери, посмотрим, почему боковое окно темнее заднего", - предлагает сотрудник ГАИ. "Не дам! - сверкает глазами водитель. - Не имеете права!" Оборону держит и его юная спутница в белой куртке – пытается прочитать протокол за повторное в течение года использование пластиковых покрытий, снижающих светопропускаемость, тянет документ к себе, упрекает сотрудников ГАИ в получении каких-то взяток. Страсти кипят. Кажется, еще немного – и водитель бросится в драку с фотографом, пытающимся снять боковые окна автомобиля. Второй инспектор ГАИ на всякий случай фиксирует происходящее на видеокамеру. 

 
 
Белоницкий изымает у Александра временное водительское удостоверение и просит нас с фотографом расписаться в протоколе – если любитель тонировки напишет очередную жалобу, нас вызовут в ГАИ для дачи свидетельских показаний.
 

 
А когда Peugeot с визгом стартует подальше от ГАИ, на противоположной стороне дороги зарождается новый конфликт. Пока худощавый водитель в надвинутом на глаза капюшоне сдирает наклейки с телефонами службы такси с бортов своего автомобиля, двое пассажиров хватают за руки гаишника.


 
"Что за фотосессия? - нервничает дама средних лет с сигаретой в руках, косясь на фотокорреспондента. – Мой муж – бизнесмен, мы вертимся в других сферах, в других публикациях! Да, выпили, но сегодня суббота, мы были в гостях, в чем нарушение?"



Выяснить предысторию конфликта удается не сразу – отношения ГАИ и двух суровых пассажиров такси готовы перерасти в последнюю стадию, когда слов для выяснения отношений уже не хватает. Наконец, с помощью обрывков фраз дамы с сигаретой и трясущегося от страха таксиста-нелегала удается разобраться в этой нелепой ситуации.
 


Возвращаясь из гостей, две семьи (трое взрослых и трое детей) решили воспользоваться услугой "пьяный водитель", но задержались с выходом, и у подъезда их уже никто не ждал. На улице остановили первую попавшуюся машину "в шашечки" ("мы не знаем, легальное это такси или нелегальное!"), а когда до пункта назначения, со слов дамы с сигаретой, "осталось всего три остановки", круглым диском махнул сотрудник транспортной инспекции. Пока шло разбирательство, один из пассажиров заскучал, приоткрыл окно и поинтересовался, когда окажется дома.

 
 
"А нам говорят: "Сидите и ждите, раз вы на халяву решили проехать", - расстраивалась дама с сигаретой, глядя, как ее мужа усаживают на заднее сиденье машины ГАИ. – Муж и завелся. Во-первых, на машине были знаки одной из служб такси, во-вторых, он в солидных кругах вращается и не привык к такому обращению. Да и кому это понравится?"
 
"Я его предупредил, - обратился к даме один из инспекторов ГАИ, - из машины не выходить. А он вышел на проезжую часть, оскорблял меня. А я – на работе".


 
"Да кто тебя оскорблял?" - попытался было выяснить отношения нарушитель порядка, но патрульная машина уже стартовала в сторону райотдела милиции. Стоит ли идти на принцип в разговоре с ГАИ, бизнесмену предстояло подумать – со слов инспекторов ДПС, поведение может обойтись сразу в два административных нарушения – оскорбление сотрудников милиции и неповиновение им. Между прочим, одно из наказаний за эти нарушения – арест до 15 суток.
 
"Если бы не фотокорреспондент, могло быть хуже, - признался Павел, когда участники конфликта разъехались. – Бывает, люди себя намного хуже ведут, даже в драку бросаются. А эти увидели, что их фотографируют – и не решились. На ночных рейдах, случается, нам и погоны рвут, и бьют. Иногда по 2-3 ночи подряд форму не успеваешь стирать и зашивать".


 
Без второго патруля, умчавшего бузотера на освидетельствование – определение промилле алкоголя в крови, а затем в РУВД, инспектор стал куда менее разговорчив - работы прибавилось. Пока у пьяненького бизнесмена снимали отпечатки пальцев, пополняя базу морально неустойчивых граждан, мимо проносились нарушители, на оформление которых не хватало рук.


 
Зато у транспортников наконец прибавилось забот – появились нарушители. "У водителя отсутствует путевой лист, - кивнул в сторону озабоченного молодого человека с протоколом Яроцкий. – Вернее, он есть, но от 24 сентября. А значит, не годится – для индивидуальных предпринимателей путевой лист однодневный. Штраф за нарушение небольшой – от 0,5 базовой величины. Но если в ходе дальнейшего разбирательства выяснится, что водитель не прошел врача, суд вправе определить наказание от 10 до 200 базовых величин и аннулировать лицензию. Это большая проблема – по закону, нарушитель в течение года не может открыть на себя лицензию, только работать наемным лицом. Непрохождение медосмотра – очень грубое нарушение".
 

 
Еще один нарушитель – водитель такси без путевого листа и с выключенным таксометром. Пока он объяснял, что "таксометр сломался по дороге, я ехал к вам, зная, где стоите", такси осталось без пассажиров – мужчина, женщина и ребенок бодрым шагом направились в сторону остановки, куда подходил троллейбус 7-го маршрута. Так, благодаря работе транспортной инспекции расходы путешественников снизились до стоимости трех талонов.
 
"А вот и наши знакомые приехали", - инспектор Белоницкий внимательно вглядывается вдаль. Примерно в ста метрах маячила белая куртка подруги водителя тонированной Peugeot. "Обычно в 80 процентах случаев так поступают пьяные водители и бесправники, – объяснил Белоницкий, - видят впереди патруль, резко принимают вправо и паркуются, а если приближаемся – убегают. Но этот нарушитель, судя по всему, хочет нас спровоцировать…"

О провокации подумали и мы, когда возвращались домой. На противоположном тротуаре топталась группка озабоченных молодых людей во главе с Андреем из Peugeot и его подругой. На всякий случай мы не стали спрашивать, что им нужно от сотрудников ГАИ. 
-20%
-10%
-75%
-10%
-10%
-10%
-15%
-35%
-50%
-10%