Анна Рудь,

Сотрудники "скорой помощи" уверены: пропускают "скорую" лишь те, кто хоть раз считал секунды до ее прибытия.
 
Резонансное ДТП, в котором столкнулись автомобиль "скорой помощи" и автобус ХК "Юность-Минск", вызвало неоднозначную реакцию среди пользователей TUT.BY.

"Я часто наблюдаю, как ездят "скорые" - это страшно! Это реально страшно. Не дай Вам Бог уступать дорогу "скорым"... Не дай Вам Бог оказаться на пешеходном переходе с коляской при ее приближении..." (от читателя mpfoge).

"Водители скорых ездят "страшно" не потому, что считают себя Шумахерами и Горцами в одном лице. Зачастую счет времени идет действительно на минуты/секунды.... А культура очень многих участников движения, мягко говоря, хромает" (от читателя Сенн ).
Когда скорая имеет право отступать от ПДД?
 
Случаи, когда бригада скорой помощи имеет право включить световые и звуковые сигналы, четко регламентированы "Инструкцией о порядке использования транспортными средствами оперативного назначения специальной световой и звуковой сигнализации":
 
- следование на экстренный вызов бригады скорой (неотложной) медицинской помощи;
 
- доставка в организации здравоохранения пациентов и пострадавших, нуждающихся в экстренной госпитализации;
 
- оказание скорой (неотложной) медицинской помощи пациентам и пострадавшим на проезжей части дороги или в стоящем на дороге автомобиле скорой (неотложной) медицинской помощи;
 
- следование в организации здравоохранения бригады, обеспечивающей забор донорских органов, в целях доставки органов и (или) тканей человека.
- Экстренные вызовы – это ситуации, когда не исключено, что пациент, прямо говоря, умирает: ДТП, утопление, асфиксия и т.д. На этот вызов экстренная бригада должна ехать с постоянно включенными световыми сигналами, а в случае каких-то препятствий на дороге – включать "сирену", - поясняет главный врач 5-й подстанции Минской городской станции скорой медицинской помощи Татьяна Игнатович. – О каждом включении звукового сигнала врач делает запись в путевом листе.
 
Срочные вызовы – это выезд бригады по поводу травмы, аритмии, сердечного приступа и т.д. Неотложные вызовы – повышенная температура, боль в животе и пр. По пути на эти визиты медработники "мигалки" обычно не включают.
 
- Совершенно другой случай – когда в машине пациент, - поясняет специалист. – Дело в том, что врачи часто едут на один повод, а приезжают – и видят совершенно другую картину. Например, вызывали на аритмию, а бригада констатирует инфаркт, кардиогенный шок. Или - вызов на "порезал руку", приезжают, а там кровотечение, геморрагический шок. Бывает, вызов на тупую травму живота – родственники описывают как "упал, ударился", - а по факту там внутреннее кровотечение. Доставить больного максимально быстро в больницу и положить на операционный стол – действительно вопрос жизни или смерти. Конечно, в таком случае любая бригада поедет с "мигалкой".
 
В начале октября бригада этой подстанции попала в ДТП: на Рижской улице машина "скорой" столкнулась с учебным автомобилем.
 
- Везли резаную рану, травма была нанесена болгаркой – сильное кровотечение, водитель включил сирену, но это не помогло избежать аварии. Благо сотрудники были пристегнуты, - говорит Татьяна Игнатович. – Я всегда ориентирую персонал: пристегивайтесь, спасая жизнь больного, не забывайте о своей.
 
"Сто раз подумаем, прежде чем включить "сирену""
 
"Травма ноги, наехал погрузчик, территория предприятия", промзона Колядичи. Вызов считается срочным.
 
- Пристегиваться будем? - интересуюсь у водителя, устраиваясь в кабине "Газели" между ним и врачом. В салоне - два фельдшера.
 
- Я не пристегиваюсь, ПДД позволяют. Правда, после недавних происшествий нам рекомендуют обязательно пристегиваться, это даже проверяют сотрудники службы безопасности дорожного движения КУП "Санавтотранс", - рассказывает водитель Виктор Бочковский.
 
В салоне автомобиля, где едут фельдшеры и пациент, сидения оборудованы двухточечными – "поясными" - ремнями, носилки – только фиксаторами-"липучками".
 
Улица Бабушкина, по которой "скорая" пробирается на вызов, сильно загружена: крайние ряды проезжей части заставлены припаркованными в нарушение правил автомобилями, на оставшихся для движения двух рядах с трудом разъезжаются грузовики с фурами.






 
- Нужно включать "сирену", - решает врач Николай Мальцев.
 
- Так ведь вызов же срочный – не экстренный, - уточняю я.
 
- Слишком мало информации о больной. Едем уже 10 минут, плюс пока собрались – а вдруг пациент на улице лежит? А вдруг открытая рана, кровопотеря? Кто знает, как этот погрузчик ее травмировал, - принимает решение доктор.
 
Водитель включает маячки и звуковой сигнал – ситуация на дороге не меняется.
 
- Да им тут просто некуда деваться – парковки! - сетует водитель. – Даже если я по встречной поеду, то через десяток метров упрусь в "нос" фуры, и тогда уже точно мы здесь застрянем.

Водители впереди идущих легковушек, заслышав вой сирены, начинают лихорадочно включать "поворотники" и выворачивать вправо, но уступить дорогу "скорой" им мешают припаркованные машины.




Фуры и грузовики, оказавшиеся на нашем пути, даже не пытаются что-то сделать – они и в спокойном режиме движения на этой дороге едва не цепляют встречный транспорт.
 
- Да мы сто раз подумаем, прежде чем включить "мигалки"! – рассказывает водитель. – Стараемся в принципе обойтись без "сирены" и маячков. Проблема в том, что некоторые водители, заслышав "скорую", так сильно стараются уступить нам дорогу, что устраивают на проезжей части полную неразбериху. Я уж лучше без маячков тихонько проеду – быстрее будет.

- А иные вообще останавливаются рядом, открывают окно и начинают нас материть: чего, мол, разъездились-развопились! – добавляет врач.
При приближении транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанному транспортному средству оперативного назначения.
(п.26 ПДД)
Еще 10 минут скорая колесит по промзоне на Бабушкина – нумерация домов по улице никакой логике не поддается: после 76-го идет 90-й, за ним – 82-й. Водитель филигранно выворачивает между припаркованных большегрузов, мы с врачом ищем таблички с номерами домов или дорожные указатели. Нужное нам 78-е строение оказывается в самом конце улицы.
 
- Порой просто найти нужный адрес – огромная проблема: крутишься по району, ищешь. Заехал не в тот двор – теряешь драгоценное время, пока вывернешь между припаркованными повсюду машинами. Заметные таблички с указанием улиц и номеров домов есть далеко не везде, - рассказывает Виктор Бочковский.
 
Пострадавшая от наезда погрузчика – напомним, вызов был именно по этому поводу - лежит на диване в одной из комнат администрации. Врач осматривает травмированную ногу и попутно интересуется:
 
- Что случилось?

- Упала она, - отводя глаза, поясняют представители администрации.
 
Больная молчит.
 
- Так вызов же был на травму, нанесенную погрузчиком?!

- Доктор, как бы нам договориться не оформлять происшествие как производственную травму?.. – уговаривает начальство пострадавшей бригаду.
 
- Я производственные травмы не оформляю! Меня интересуют обстоятельства, при которых больная была травмирована!

Женщине обрабатывают ногу и с предварительным диагнозом "перелом внутренней лодыжки" на носилках спускают вниз, под напутственные слова администрации: "Ну ты же только не говори там про погрузчик, скажи, упала за территорией предприятия…". Везем больную в РНПЦ травматологии и ортопедии.
 
"Хоть ты сто мигалок включи – найдется тот, кто "не услышал", "не заметил", "не успел""
 
Водитель, ожидавший бригаду у машины, за это время подготовил все для перевозки: выкатил из салона носилки, помог переложить пострадавшую.




 
- 250 часов в месяц работаю, на полторы ставки. Тяжело. В ближайшем будущем на "скорой" только неопытная молодежь ездить будет – профессиональный водитель за такую зарплату себе работу поспокойнее найдет.

- А сколько получаете?
 
- На полторы ставки – 3,5 млн. А ответственность – сумасшедшая. Везешь больного – торопишься для его же блага, а не дай бог на дороге что случилось – ты же и виноват будешь. Хоть ты сто мигалок включи – найдется тот, кто "не услышал", "не заметил", "не успел". Все считают, что мы ИГНОРИРУЕМ правила, но это не так – мы в соответствии с ПДД, двигаясь с включенными маячками, можем ОТСТУПАТЬ от требований светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Согласитесь, разница есть.

По мнению медработников, действительно пропускают "скорую" лишь те, кто хоть раз считал секунды до ее прибытия.
 
- Это дома в ожидании "скорой" мы на врачей молимся. А когда садимся за руль, и в наше комфортное неспешное движение врывается автомобиль экстренной службы – "скорая" становится врагом на дороге, помехой.

- Очень обидно, когда говорят, что гоняем мы по делу и без, - говорит Виктор Бочковский. – Наоборот, когда сказали включить маячки и "сирену", я поеду еще осторожнее, нежели в стандартном режиме: приторможу перед каждым перекрестком, каждым примыканием второстепенной, каждым переходом. Я обязан убедиться, что, спасая одну жизнь, не погублю другую.

Даже одна выигранная для пациента секунда может стоить очень дорого, уверены сотрудники "скорой".

- Это в теории все просто: пообсуждали водителей "скорых", осудили – ах, как плохо они ездят! А на дороге найти компромисс интересов, когда счет жизни идет на минуты, - невероятная ответственность.

Какими должны быть световые и звуковые сигналы, установленные на автомобили скорой помощи?

Проблесковый маячок должен устанавливаться над крышей транспортного средства или его кабины. Его видимость должна обеспечиваться на угол 360° вокруг вертикальной оси. Частота мигания должна находиться в пределах (2 ± 0,5) Гц. Темная пауза должна быть не менее 0,2 с.

Звуковой сигнальный прибор должен устанавливаться на транспортном средстве таким образом, чтобы направление максимального распространения звука соответствовало продольной оси транспортного средства, а сам сигнальный прибор не был экранизирован какими-либо частями транспортного средства.

Звуковой сигнальный прибор должен подавать два или более чередующихся сигнала. Основные частоты звучания должны находиться в пределах от 250 до 650 Гц. Общая продолжительность полного цикла сигналов должна составлять (3 ± 0,5) с.
(СТБ 1738-2007)

ГАИ: "Некоторые водители, заслышав "сирену" транспорта оперативного назначения, начинают беспорядочно метаться из ряда в ряд"

- Сегодня часть водителей, усаживаясь в комфортабельное кресло своего авто, забывает, что управляет источником повышенной опасности – они чувствуют себя практически как дома на диване, - считает заместитель начальника управления ГАИ Мингорисполкома Вадим Гаркун. – Водитель забывает, что дорожная обстановка может измениться в любую секунду, и только что комфортное неспешное состояние сменится необходимостью принимать срочные решения. Управление автомобилем – это не удовольствие, это ежесекундная напряженная работа. Необходимо постоянно сканировать дорожную обстановку, желательно на 360 градусов в радиусе 3-4 соседних автомобилей.

Как надо действовать, чтобы обеспечить приоритет проезда транспорта оперативного назначения, сегодня, к сожалению, помнят лишь недавние выпускники автошкол, констатирует замначальника ГАИ.
 
- Они еще чувствуют себя на дороге настолько неуверенно, что постоянно находятся в напряжении – и, как ни парадоксально, именно такое состояние вкупе с еще не забытой теорией позволяет молодым водителям, заслышав "сирену" скорой или милиции, не торопясь и аккуратно снизить скорость, принять вправо и освободить полосу. Опытные же водители, повторюсь, настолько расслаблены за рулем, что резкий звук сирены их пугает и заставляет совершать на дороге резкие действия.

Инспекторы ГАИ, по словам Гаркуна, в отдельных ситуациях предпочитают не включать звуковой сигнал – даже, например, при преследовании нарушителя.
 
- В условиях плотного трафика это вызывает такой хаос на проезжей части, что иногда проще тихо проехать без маячков и сирены.
 
Несмотря на то, что, в соответствии с пунктом 25 ПДД, водители транспортных средств оперативного назначения с включенными маячками синего или синего и красного цветов могут отступать от требований светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, их основная задача — обеспечить безопасность дорожного движения, уверены в ГАИ.
 
- Любому водителю, в том числе – и транспорта оперативного назначения, нужно помнить: на его пути может оказаться человек, не знакомый с ПДД, – ребенок или немощный старик. Всегда лучше лишний раз притормозить и действительно убедиться, что проезд автомобиля – в том числе и с включенными маячками и "сиреной" – не приведет к трагическим последствиям.
-20%
-15%
-20%
-20%
-70%
-40%
-22%
-15%