Елена Анкудо, фото автора,

Небольшое расстояние между Минском и Вильнюсом способствует не только увеличению количества туристов из Беларуси, но и росту дорожных аварий. По чьей вине происходят эти ДТП и какое наказание ожидает нарушителей, редактору AUTO.TUT.BY рассказал начальник службы литовской дорожной полиции Гинтарас Аликсандравичус.
 
Начальник службы литовской дорожной полиции Гинтарас Александравичус

 - Белорусские СМИ приводят статистику, согласно которой аварий в Литовской Республике с участием граждан Беларуси становится все больше - если в 2007 году по вине белорусов произошло 58 ДТП, то в 2008-м уже 72, 2009-м - 81, а в 2010-м - 130. С чем этот рост связывает дорожная полиция Литвы?
 
- Хотя количество ДТП с участием граждан вашей страны составляет незначительную часть по сравнению с общим количеством аварий, такой рост есть и связан он в первую очередь с увеличением трафика из Беларуси в Литву. При этом особенное беспокойство вызывают аварии не с легковым, а грузовым транспортом - самые тяжелые ДТП случаются с фурами на дорогах в направлении Польши.
 
Ваши сограждане позволяют себе сесть за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, однако более половины нарушений на легковых автомобилях с белорусскими номерами связано с превышением скоростного режима, зафиксированного видеокамерами. При этом многие водители избегают наказания, успев выехать из страны - договоренности о взаимопомощи в случае фиксации административного правонарушения между нашими странами нет. Только некоторых успеваем остановить на границе, отправив дело в суд. По закону в случае превышения скорости на 50 км/час предусмотрено наказание в виде лишения прав управления транспортом на срок от 1 до 3 месяцев со штрафом от 1000 до 1500 литов.
 
- Решением литовского суда водитель-иностранец может быть лишен прав?

- Разницы, кем является нарушитель ПДД - гражданином Литвы или иностранным подданным, мы не делаем. Согласно международной конвенции, перед законом все равны. Поэтому водительское удостоверение у иностранца-нарушителя изымают и по дипломатическим каналам передают в страну его проживания. Так что домой ему придется следовать уже в качестве пассажира.
  
- А как быть в случае, когда водителю-нарушителю удается скрыться?
 
- Ожидать, когда он попадется дорожной полиции Литвы во время очередного приезда. Иногда, останавливая водителя и проверяя его по базе, видим, что у него несколько - по 8 и более нарушений в виде превышения скоростного режима. Нарушитель-рекордсмен, впрочем, имеет латвийское гражданство - у него зафиксировано 49 превышений скорости.
 
Здание дорожной полиции Литовской Республики и Вильнюса
 
- Сколько аварий с участием граждан Беларуси совершено в 2011 году и имеются ли сведения за истекший период 2012 года?

- В 2011 году зарегистрировано 136 ДТП, в которых пострадали только транспортные средства, за 8 месяцев 2012 года - 84 ДТП. Цифры приведены без учета аварий, к оформлению которых не привлекалась дорожная полиция. По нашему закону участники дорожного происшествия имеют право оформить ДТП без вызова дорожной полиции, при этом размер ущерба не оговаривается - даже если дорогой автомобиль разбит полностью. Страховая компания погасит ущерб, а виновник просто дороже заплатит при оформлении последующего договора обязательного страхования. Этим часто пользуются мошенники, поэтому, хотя граждане Беларуси на этом и не попадались, литовские водители, попавшие в ДТП с водителем-иностранцем, стараются подстраховаться и вызывают дорожную полицию.
  
- А как насчет аварий, в которых страдают люди?
 
- В 2010 году с участием граждан Беларуси произошло 20 ДТП, в которых пострадали 34 человека, погибли четверо. Ваши сограждане стали виновниками гибели двух людей и нанесения телесных повреждений двенадцати. В 2011 году зарегистрировано 12 ДТП с участием граждан Беларуси, в которых погибли трое, 11 получили ранения. По вине ваших сограждан два человека погибли, трое ранены.
 
За 8 месяцев текущего года зафиксировано 4 таких ДТП, по вине водителей из Беларуси один человек погиб, двое ранены.
 
- Как поступает полиция Литвы в случае, когда виновником ДТП, в котором пострадали только транспортные средства, становится гражданин иностранного государства (Беларуси)?
 
- В соответствии со статьей 16 Кодекса административных правонарушений (КАП) Литовской Республики иностранцы привлекаются к ответственности так же, как и граждане Литвы. Ответственность за нарушение ПДД, в результате которого были испорчены и пострадали транспортные средства, предусмотрена ст. 127 ч. 2 КАП, виновнику грозит денежный штраф в размере от 100 до 200 литов или лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев, а водителям, не имеющим права на управление - штраф в размере от 1000 до 2000 литов.
 
- Какое наказание предусмотрено за нарушение ПДД, в результате которого произошла авария и имеются пострадавшие?
 
- Водителю, по вине которого человек получил в аварии телесные повреждения, закон предусматривает наказание в виде лишения свободы до 6 лет, в случае смерти - до 10 лет. Нынешний закон не устанавливает "вилки" наказания, указывая только верхнюю планку, срок определяет судья на основании всех обстоятельств дела.
 

 
- От граждан Литвы нередко приходится слышать нарекания в адрес водителей машин с белорусскими номерами - начиная от стиля управления и заканчивая неправильными парковками. Предлагают даже пройти по парковкам "Акрополиса" и прочих крупных магазинов, где на месте, отведенном для водителей-инвалидов, обязательно будет стоять машина из Беларуси. Подтвердите ли вы эти слова?
 
- К сожалению, культура вождения граждан Беларуси оставляет желать лучшего. Случаи, когда на парковочных местах, отведенных для транспорта лиц с ограниченными возможностями, припаркованы автомобили с белорусскими номерами, встречаются очень часто. Позиция граждан Литвы принципиальна: они фотографируют машину нарушителя и присылают фото на сайт полиции. С конца прошлого года существует проект "электронная полиция", позволяющий всем небезразличным людям сообщать о нарушениях. Больше всего сообщений почему-то приходит о неправильных парковках. Случается, жители соседних домов, которым не хватает парковочных мест, сводят друг с другом счеты, но в случае посягательства на стояночные места лиц с ограниченными возможностями позиция дорожной полиции принципиальна - эвакуация и штраф.
 
- Полиция может привлечь водителя к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки только лишь на основании фотоснимка?

- Да. Если же доказательной базы не хватает, пишем нарушителю письмо с просьбой соблюдать ПДД. Поэтому, кстати, наши граждане стараются парковаться по правилам.
 
- Известны ли случаи угонов или краж автомобилей на территории Литовской Республики гражданами Беларуси?
 
- Да, граждане вашей страны состояли в преступных группировках, занятых кражами автомобилей. Но и белорусы становятся жертвами - за истекший период 2012 года зарегистрировано 9 случаев угона автомобилей, принадлежащих гражданам вашей страны, в 2011 году - 12 таких случаев.
 
- Как ведут себя водители-нарушители из Беларуси, предлагают ли взятки сотрудникам дорожной полиции?
 
- В последние годы участились случаи, когда водители-нарушители, в том числе и из Беларуси, предлагают взятки сотрудникам дорожной полиции. За это правонарушение предусмотрена уголовная ответственность, включая лишение свободы на срок до 7 лет.
 
К слову, с наличными деньгами сотрудники дорожной полиции не работают - в патрульных машинах установлены банковские терминалы, через которые можно рассчитаться карточкой Visa или Master Card, если штраф не превышает 200 литов. Это нарушения в виде передвижения без ремня безопасности, разговора по мобильному телефону, превышения скорости от 10 до 20 км/час, вождения без страховки, несоблюдение дорожных знаков и многие другие.
 
- А как быть, если у водителя-иностранца банковская карточка другой платежной системы или на ней просто нет денег?
 
- Выписываем штраф, а далее дело чести - заплатить его или нет. Водитель, уехавший без оплаты, попадает в базу полиции. В результате он может получить что-то вроде "волчьего билета", когда просто не разрешат управлять автомобилем на территории Литвы. Но процедура это сложная и таких прецедентов с иностранными подданными пока не было.
-10%
-20%
-20%
-30%
-20%
-50%
-10%
-10%
-10%