103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  2. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  3. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  4. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  5. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  6. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  7. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  8. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  9. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  10. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  11. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  12. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  13. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  14. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  15. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  16. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  17. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  18. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  19. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  20. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  21. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  22. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  23. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  24. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  25. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  26. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  27. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  28. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  29. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  30. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси


Елена Анкудо, фото автора,

Прокатив редактора AUTO.TUT.BY на спецавтомобиле по крупнейшему городу Казахстана Алматы, сотрудники дорожной полиции показали пластиковые улицы (асфальт в здешнем климате трескается в первый же год после укладки), оборудование полицейского автомобиля, школьный учебник по предмету "Правила дорожного движения", который с 2008 года входит в образовательную программу для 1-8 классов.

"Работа дорожной полиции не направлена на взимание штрафов. Нужна дисциплина и отсутствие ДТП"

Невыясненным остался, пожалуй, еще один вопрос, задать который пока не решаюсь: берут ли в дорожной полиции взятки?

Неожиданно водитель - инспектор дорожной полиции Алмаз Садуакасов приостанавливает автомобиль, делая знаки водителю Toyota Lancer, пытающемуся выехать из дворовой территории налево.
 
"Здесь только правый поворот, - комментирует действия коллеги начальник отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел Алматы Еркин Утегенов. Вот вам, кстати, пример автопатрулирования – указать водителю на ошибку, поправить, не доводя дело до правонарушения. И вообще, работа дорожной полиции не направлена на взимание штрафов – стараемся оказывать помощь. Количество наказаний – не показатель работы, нужна дисциплина и отсутствие ДТП".
 

 
К рассказу о добрых полицейских я подготовилась еще в Минске, пролистав несколько форумов казахстанских водителей. Уже здесь, в Алматы, рядовые автомобилисты подтвердили: взятки на дорогах – обычная практика, дорожные полицейские не слишком сильно сопротивляются "расчету на месте". Это выгодно - отступные меньше штрафа.
 
"И на одной руке все пальцы разные, - по-восточному философствует Утегенов. – Знаем, что берут, но боремся. Полтора месяца назад задержали сотрудника розыска, который за нужное решение по делу о ДТП якобы вымогал деньги. Но это не дорожный полицейский".
 
Вместо примеров, которыми изобиловали рассказы алматинских водителей, мне сообщают официальную информацию: до недавнего времени выявлением нарушений законности сотрудниками дорожной полиции занимались в контрольно-профилактических отделах, сегодня функции переданы дорожно-патрульной службе. Но изменений в действиях полицейских водители не заметили.
 
Как видно, отдавая отчет в соблазнах, с завидной регулярностью возникающих на дороге, в дорожные полицейские отбирают так же придирчиво, как в космонавты.
 
Этот знак на автомобилях дорожной полиции у одних вызывает гордость, у других - мысли о взятках
 
"Для кандидата, претендующего на работу в нашей службе, необходимо наличие военного билета, - рассказывает Утегенов, - если он учился в институте - должен был пройти военную кафедру. Тот, у кого нет высшего образования, должен послужить в армии – наличие военного билета также обязательно".
 
Прошедших первый "тур" "пробивают" по всем имеющимся базам, в том числе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Выясняют наличие родственников за границей, судимых в семье. В последнем случае – отказ, даже если речь идет о супруге. Вот если муж и жена успели развестись, вопрос о приеме в полицию может быть рассмотрен управлением кадров.
 
Жесткий отбор по медицинским показателям. Претендующий на работу в дорожной полиции должен быть абсолютно здоровым, рост – не ниже 175 см.
 
"Требования связаны с позицией министра внутренних дел Казахстана Калмуханбета Касымова, - рассказывает Утегенов, – человека спортивного, хорошо развитого физически, высокого. С его приходом требования по физическим параметрам ужесточили".
 
Прошедших отбор направляют на трехмесячное спецобучение, рассказывая, что должен знать и уметь полицейский. После курсов - экзамены и собеседование, затем – "два очень сложных психологических теста", еще одно собеседование и, наконец, экзамены.
 
"После экзаменов, - продолжает Утегенов, - кандидата направляют на трехмесячную стажировку, закрепляя наставника, несущего за новичка ответственность в последующий год работы – если решение такое все же будет принято. Это значит, что если в течение года новичок получит взыскание, то это же взыскание объявят и наставнику. Как видите, мы совершенно не заинтересованы во взяточничестве, поскольку нарушение закона повлечет неприятности и для другого человека".
 
Согласно новым требованиям, дорожный полицейский Алматы должен быть высоким, спортивным, уметь стрелять из автомобиля и водить в экстремальных условиях

Каждый квартал полицейские сдают экзамены по ПДД, раз в полгода демонстрируют навыки управления автомобилем. Экстремальное вождение входит в программу "курсов повышения квалификации" полицейских, каждый из которых обязан посвящать определенное количество часов совершенствованию в выполнении элементов площадки экстремального вождения: "восьмерку", эстакаду, полицейский разворот, разгон по времени, торможение в экстремальных условиях. Но профессионалами дорожные полицейские должны быть уже при приеме на работу – одним из основных требований является наличие в водительском удостоверений всех категорий - "А", "В", "С", "D" и "Е".

...Досадно, что на разговор с курсантами времени уже не хватило. А так хотелось бы взглянуть на этих алматинских мачо, познакомиться и спросить о цели прихода в полицию.
-15%
-20%
-58%
-26%
-10%
-30%
-16%