Елена Анкудо, фото автора,

Прокатив редактора AUTO.TUT.BY на спецавтомобиле по крупнейшему городу Казахстана Алматы, сотрудники дорожной полиции показали пластиковые улицы (асфальт в здешнем климате трескается в первый же год после укладки), оборудование полицейского автомобиля, школьный учебник по предмету "Правила дорожного движения", который с 2008 года входит в образовательную программу для 1-8 классов.

"Работа дорожной полиции не направлена на взимание штрафов. Нужна дисциплина и отсутствие ДТП"

Невыясненным остался, пожалуй, еще один вопрос, задать который пока не решаюсь: берут ли в дорожной полиции взятки?

Неожиданно водитель - инспектор дорожной полиции Алмаз Садуакасов приостанавливает автомобиль, делая знаки водителю Toyota Lancer, пытающемуся выехать из дворовой территории налево.
 
"Здесь только правый поворот, - комментирует действия коллеги начальник отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел Алматы Еркин Утегенов. Вот вам, кстати, пример автопатрулирования – указать водителю на ошибку, поправить, не доводя дело до правонарушения. И вообще, работа дорожной полиции не направлена на взимание штрафов – стараемся оказывать помощь. Количество наказаний – не показатель работы, нужна дисциплина и отсутствие ДТП".
 

 
К рассказу о добрых полицейских я подготовилась еще в Минске, пролистав несколько форумов казахстанских водителей. Уже здесь, в Алматы, рядовые автомобилисты подтвердили: взятки на дорогах – обычная практика, дорожные полицейские не слишком сильно сопротивляются "расчету на месте". Это выгодно - отступные меньше штрафа.
 
"И на одной руке все пальцы разные, - по-восточному философствует Утегенов. – Знаем, что берут, но боремся. Полтора месяца назад задержали сотрудника розыска, который за нужное решение по делу о ДТП якобы вымогал деньги. Но это не дорожный полицейский".
 
Вместо примеров, которыми изобиловали рассказы алматинских водителей, мне сообщают официальную информацию: до недавнего времени выявлением нарушений законности сотрудниками дорожной полиции занимались в контрольно-профилактических отделах, сегодня функции переданы дорожно-патрульной службе. Но изменений в действиях полицейских водители не заметили.
 
Как видно, отдавая отчет в соблазнах, с завидной регулярностью возникающих на дороге, в дорожные полицейские отбирают так же придирчиво, как в космонавты.
 
Этот знак на автомобилях дорожной полиции у одних вызывает гордость, у других - мысли о взятках
 
"Для кандидата, претендующего на работу в нашей службе, необходимо наличие военного билета, - рассказывает Утегенов, - если он учился в институте - должен был пройти военную кафедру. Тот, у кого нет высшего образования, должен послужить в армии – наличие военного билета также обязательно".
 
Прошедших первый "тур" "пробивают" по всем имеющимся базам, в том числе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Выясняют наличие родственников за границей, судимых в семье. В последнем случае – отказ, даже если речь идет о супруге. Вот если муж и жена успели развестись, вопрос о приеме в полицию может быть рассмотрен управлением кадров.
 
Жесткий отбор по медицинским показателям. Претендующий на работу в дорожной полиции должен быть абсолютно здоровым, рост – не ниже 175 см.
 
"Требования связаны с позицией министра внутренних дел Казахстана Калмуханбета Касымова, - рассказывает Утегенов, – человека спортивного, хорошо развитого физически, высокого. С его приходом требования по физическим параметрам ужесточили".
 
Прошедших отбор направляют на трехмесячное спецобучение, рассказывая, что должен знать и уметь полицейский. После курсов - экзамены и собеседование, затем – "два очень сложных психологических теста", еще одно собеседование и, наконец, экзамены.
 
"После экзаменов, - продолжает Утегенов, - кандидата направляют на трехмесячную стажировку, закрепляя наставника, несущего за новичка ответственность в последующий год работы – если решение такое все же будет принято. Это значит, что если в течение года новичок получит взыскание, то это же взыскание объявят и наставнику. Как видите, мы совершенно не заинтересованы во взяточничестве, поскольку нарушение закона повлечет неприятности и для другого человека".
 
Согласно новым требованиям, дорожный полицейский Алматы должен быть высоким, спортивным, уметь стрелять из автомобиля и водить в экстремальных условиях

Каждый квартал полицейские сдают экзамены по ПДД, раз в полгода демонстрируют навыки управления автомобилем. Экстремальное вождение входит в программу "курсов повышения квалификации" полицейских, каждый из которых обязан посвящать определенное количество часов совершенствованию в выполнении элементов площадки экстремального вождения: "восьмерку", эстакаду, полицейский разворот, разгон по времени, торможение в экстремальных условиях. Но профессионалами дорожные полицейские должны быть уже при приеме на работу – одним из основных требований является наличие в водительском удостоверений всех категорий - "А", "В", "С", "D" и "Е".

...Досадно, что на разговор с курсантами времени уже не хватило. А так хотелось бы взглянуть на этих алматинских мачо, познакомиться и спросить о цели прихода в полицию.
-20%
-15%
-50%
-30%
-15%
-20%
-35%
-10%
-18%
-20%