Елена Анкудо, фото автора,


В прошлых выпусках репортажа мы рассказали, почему улицы Алматы сделаны из пластика, сколько автомобилей передвигается ежедневно по самому крупному городу Казахстана и почему эвакуация неправильно припаркованного автомобиля не стоит водителю Алматы дополнительных затрат, как это происходит в Минске.



Начальник отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел Алматы Еркин Утегенов и инспектор дорожной полиции Алмаз Садуакасов продолжают рассказывать об особенностях работы в Алматы.
 
Автомобиль дорожной полиции движется по многофункциональной транспортной развязке улица Сайна – проспект Раинбека. Впереди, метрах в ста, дорогу перебегает пешеход. Нарушитель?
 
"А как же, - хмурится Утегенов. - Жалко, инспектору не попался. За переход в неположенном месте закон предусматривает штраф в обязательном порядке – 5 месячных расчетных показателей или 8090 теньге" (около 450 тысяч рублей).
 
Средний доход алмаатинцев повыше, чем в Беларуси – 60-70 тысяч теньге в месяц (3,9 – 4.5 млн белорусских рублей), но нарушителей хватает. По сообщению Утегенова, за два дня рейдового мероприятия по отработке пешеходов составлено более 450 административных протоколов за переход улицы не по правилам.
 
Наиболее активные нарушители – водители, превышающие скорость. В том, что и по объездной можно двигаться со скоростью 100-110 км/час, я убедилась через день, когда села в автомобиль к местному жителю. Зная расположение камер, тот ловко играл педалями газа и тормоза, довольно быстро доставив меня к гостинице.
 
На фото: По восточной объездной Алматы тоже двигаются на скорости 100-110 км/час - если рядом нет видеокамер

"Наиболее характерное нарушение ПДД в Алматы – превышение скоростного режима в ночное время, - сообщает Утегенов. - Днем этого практически не допускается из-за камер и интенсивности движения".
 
По словам собеседника, с 2008 года в городе нет резких скачков по аварийности. Серьезный показатель, учитывая, что в 2007 в Алматы было зарегистрировано 230 тысяч автомобилей, а протяженность улиц составляла 1500 километров, сейчас же только зарегистрированных в городе автомобилей 517 тысяч; если добавить сюда приезжих, ежедневно на улицы города выезжает около 800 тыс. машин.
 
За 5 последних лет автомобильный парк Алматы увеличился в два раза. Как и в Беларуси, в основном – за счет подержанных машин. Самая любимая марка алмаатинцев – Toyota; по ощущениям, они составляют едва ли не половину автопарка. Заметно больше, чем в Беларуси внедорожников с полным приводом – горы.


А вот с техническим состоянием проблемы. Передвигаясь по городу, мы то и дело встречали остановившиеся на дороге автомобили с открытым капотом.

 
Старенькие, некогда дешевые иномарки не пользуются спросом – дорого. "Сегодня выгодней машину до 5 лет купить за 30-50 тысяч долларов, чем растамаживать привезенную из Европы за 3 тысячи долларов – пошлины раза в три больше будут", - констатирует итоги введения Россией утилизационного сбора Утегенов.
 
Автомобили в возрасте 3-5 лет (до 2007 года) по-прежнему актуальны в Казахстане. Значительную часть, по словам моего собеседника, завозят из Беларуси. Праворульные машины под запретом – регистрацию не пройдут, даже если собственник клянется внести необходимые изменения.
 
Месячники и декады борьбы с пьяными водителями и пешеходами-нарушителями дорожная полиция Алматы не объявляет – отталкивается от ситуации в городе. Ежедневно аналитический отдел Алматы мониторит обстановку, обращая внимание на те нарушения, которых стало больше. Собрали сведения, проанализировали, доложили дежурному, тот по рации передал всему личному составу направление работы.
 
"Если вдруг участились случаи ДТП из-за технического состояния транспортных средств, - говорит Утегенов, - личный состав в процессе патрулирования начинает обращать внимание на состояние машин. Попался нам, скажем, в дорожном потоке автомобиль с разбитым стеклом или без бампера – обязательно остановим. Или участились аварии при проезде на красный сигнал светофора – обращаем внимание на этот элемент".
 
В Алматы 181 городская школа, частные школы и средние учебные заведения, финансируемые из республиканского бюджета. За каждой закреплен сотрудник из числа дорожной полиции, что практикуется и в нашей стране. А вот и отличие – ежедневно в течение года инспекторы патрулируют участки дорог, вблизи которых расположены школы.
 
"Правило касается только 64 учебных заведений, находящихся у проезжей части, - уточняет Утегенов. – И хотя инспекторов дорожной полиции в Алматы около 800 – больше, чем в иных регионах, всех школьников охватить не можем, подстраиваемся под младших школьников. В 7.30 инспектор прибывает, до 8.30 дежурит, выполняет другие задачи, а с 12 до 13.30 опять у школы".
 


С 2005 года реализуется городская программа "Детская безопасность". О близости школы информирует панно желтого цвета.



Пешеходный переход, ведущий к школе, блокирован ограждением в виде забора с калиткой, закрытой на щеколду, что, по мнению дорожных полицейских, исключает неожиданное появление ребенка перед автомобилем.



Над переходом – интерактивное панно, рядом с которым установлена камера, реагирующая на приближающегося человека. Как только ребенок подошел к переходу и открыл калитку, дети, изображенные на панно, начинают светиться красным.
 
На фото: как только камера фиксирует движущийся объект, по панно с детьми бегут красные огоньки
 
"Дети вообще самые грамотные в плане дорожной безопасности граждане, - резюмирует Утегенов. - С 2008 года в школах для учеников 1-8 классов действует обязательная программа по изучению ПДД – как математика и русский язык".
 
А вот этого в Беларуси точно нет. Надеясь увидеть учебник, прошу отвезти меня в школу – даром, что ли, учебные учреждения закреплены за каждым сотрудником дорожной полиции?
 


Через непродолжительное время я уже стою на пороге гимназии N79 под бдительным оком охранника Кайрата Курмантаева. "Кто такая, почему фотографируете? – сверлит взглядом страж порядка. А потом уже вместе с Утегеновым проводит в кабинет директора – мимо школьного инспектора.



Айнуру Акаупову – инспектора полиции, не имеющей отношения к дорожной безопасности, у нас назвали бы инспектором по делам несовершеннолетних. С 2009 года рабочее место таких сотрудников внутренних дел Казахстана – здесь, в школе.
 
"Выявляем, кто не приходит в школу, опаздывает, курит на территории", - перечисляет Айнура свои занятия. – далеко не все из 1600 учащихся из благополучных семей – согласно программе, в хорошие средние учебные заведения принимают около 20% детей из необеспеченных семей. Мы их не разделяем".
 


Пока разговаривали со школьным инспектором, директор гимназии Ирина Кузьмина подготовила учебник для 5-6 классов и школьную программу, чтобы подтвердить: предмет изучают с 1 по 8 классы включительно.
 
 
 
"Уроки по правилам дорожного движения запланированы, находятся в учебном плане и оплачиваются государством, - четким тоном преподавателя рассказывает Кузьмина. - Разработана специальная программа по работе с детьми по ПДД, сотрудничаем с представителями дорожной полиции".
 
На фото: директор Кузьмина демонстрирует программу, согласно которой на изучение предмета отведено полчаса в две недели

Согласно программе, продемонстрированной Кузьминой, на изучение предмета отведено полчаса в две недели. Для каждого класса – свое количество часов. Экзамены по ПДД не сдают. Учителя просто поясняют нормы и правила поведения на дорогах. "Дети знают ПДД, - убеждена Кузьмина, - и не нарушают. Претензии у дорожной полиции в основном к приезжим".

В последнем выпуске репортажа о работе дорожной полиции Алматы мы расскажем, как готовят дорожных полицейских и берут ли они взятки.