Анна Рудь, фото автора,

Почему за одно и то же нарушение одному водителю выписывают небольшой штраф, а другого - лишают прав? На что обращают внимание сотрудники ГАИ при разборе административных правонарушений? AUTO.TUT.BY отправился на административную комиссию в столичную ГАИ.
AUTO.TUT.BY отправился на административную комиссию в столичную ГАИ
AUTO.TUT.BY отправился на административную комиссию в столичную ГАИ
В актовом зале управления ГАИ Мингорисполкома – около 40 нарушителей: кто-то в ожидании своей очереди спокойно играет в игры на мобильном, кто-то заметно волнуется. Сотрудники ГАИ – обычно два заместителя начальника управления и представитель административной практики, – ознакомив аудиторию с порядком наложения административного взыскания и обжалования вынесенного постановления, начинают по одному вызывать нарушителей к столу.
 
- Обычно больше людей собирается, порой на одной комиссии приходится разбирать до 80 административных дел, - рассказывает заместитель начальника столичной ГАИ Вадим Гаркун.
Сотрудники ГАИ начинают по одному вызывать нарушителей к столу
Сотрудники ГАИ начинают по одному вызывать нарушителей к столу
"Командир, я пьяный чего пришел... Стресс у меня…"

Нарушители, по словам Гаркуна, ведут себя по-разному.
 
- Бывает, подходит к тебе парнишка - трясется весь от страха, красный, глаза испуганные… Становится понятно: уже сам факт вызова на комиссию станет для него профилактической мерой. Искренне раскаивается, переживает - от такого можно ожидать, что задумается.

Некоторые же даже на комиссию умудряются явиться пьяными.
  
- Спрашиваю у откровенно нетрезвого водителя, которого и остановили-то в состоянии алкогольного опьянения: "Неужели вы не нашли возможности хоть в госучреждение явиться трезвым?". Он же начинает объяснять: "Ну, командир, ну ты же пойми, стресс у меня – права за "пьянку" отобрали!". О чем с такими разговаривать? Что его исправит? – негодует Вадим Николаевич.
  
- И как наказали его?
  
- Почти по максимуму – 36 месяцев лишения права управления и 30 базовых штрафа (3 млн рублей. – AUTO.TUT.BY).
  
"Да с водкой, командир, меня подставили!.."

Управление в состоянии алкогольного опьянения, по крайней мере, на той комиссии, где присутствовали мы, – одно из наиболее частых административных нарушений. Все, естественно, "не специально": "Ну так вышло, командир!". Кто-то перегонял машину от соседнего дома к собственному подъезду: "И ведь как знал, что стоять будут!" - сетует нарушитель. Другого вообще "с водкой этой подставили".
  
- Водитель автокрана совершил ДТП и скрылся с места, - разбирается в обстоятельствах дела Вадим Гаркун. – Когда через несколько часов его задержали, медосвидетельствование показало 1,9 промилле алкоголя в крови.

- Так это ж надо мной работяги подшутили на объекте! – смущенно поясняет тот самый водитель. – Жара была, я минералки решил попить: сделал два глотка из бутылки, понимаю – не минералка.
  
- Что же за глотки-то у вас - на почти два промилле? – удивляется представитель ГАИ.
  
За "минералку" седой водитель с до тех пор безупречным послужным списком – 34 года работы водителем на одном предприятии! – поплатился 48 месяцами лишения и 2 млн штрафа.
  
- По совокупности нарушений: за ДТП, съезд с места ДТП, управление в состоянии алкогольного опьянения, - поясняет Вадим Николаевич.
– Жара была, я минералки решил попить: сделал два глотка из бутылки, понимаю – не минералка.
– Жара была, я минералки решил попить: сделал два глотка из бутылки, понимаю – не минералка.
За
За "минералку" водитель поплатился 48 месяцами лишения и 2 млн штрафа
Еще один нарушитель от "пьянки" всячески открещивался. Сотрудники ГАИ же уверены – если бы с места ДТП не скрылся, факт управления в нетрезвом виде подтвердился бы.
 
- Водитель, выезжая задним ходом с парковки у магазина, повредил чужое авто и уехал, - разбирает материалы дела замначальника ГАИ. – Очевидцы запомнили номер машины, сообщили. Сотрудники ГАИ связываются с владельцем машины, просят его вернуться для выяснения обстоятельств на место ДТП, а он всеми правдами и неправдами от этого отказывается.

- Так я домой приехал, футбол смотреть сел, пивка выпил – куда уже ехать-то? – оправдывается нарушитель.
  
- Все-таки было пивко? – уточняет Вадим Гаркун.
  
- Так дома же уже употребил! – пряча глаза, поясняет водитель.
  
- 36 месяцев лишения права управления, - выносит вердикт сотрудник ГАИ.
  
- Почему так много-то? – шокирован нарушитель. – Ну не заметил, что чужую машину поцарапал, уехал. За что на три года?!

- Давайте по совести: если бы не скрылись – все равно 36 месяцев лишения было бы, да?

Водитель молчит.
Так я домой приехал, футбол смотреть сел, пивка выпил – куда уже ехать-то?
Так я домой приехал, футбол смотреть сел, пивка выпил – куда уже ехать-то?
Вадим Николаевич позже пояснит AUTO.TUT.BY: по совокупности нарушений – ст. 18.17 ч. 1 и ст. 18.17 ч. 4 КоАП РБ – водителя можно было наказать и на 48 месяцев лишения права управления. Так что его субъективные предположения, что водитель в момент совершения ДТП был пьян, по большому счету, ни при чем.
  
- Но водитель, которому нечего скрывать, в такой ситуации возвращается на место предполагаемого ДТП, искренне интересуется, какую машину задел, недоумевает, как так получилось, раскаивается, – делится опытом Вадим Николаевич. – Этот же даже не спрашивал у сотрудников ГАИ, зачем его, собственно, просят подъехать на стоянку. "Не поеду", - и все.

Наказывают "от балды"?

По словам замначальника столичной ГАИ, только со стороны кажется, что представитель Госавтоинспекции материалы дела "пролистал, просмотрел по диагонали и вынес постановление". Соглашаемся - и правда, кажется.
  
- На самом деле мы вникаем в обстоятельства каждого дела, оцениваем потенциальную угрозу этого конкретного нарушения безопасности дорожного движения, - поясняет Гаркун. – Законом мне дано право выносить постановление о привлечении к ответственности в рамках установленной "вилки" наказаний – кому-то, образно говоря, 2 базовые, кому-то - 20.

Субъективность, по признанию замначальника ГАИ, так или иначе присутствует. Например, Вадим Николаевич в процессе разбирательства обращает внимание даже… на время суток, в которое произошло нарушение. С точки зрения представителя ГАИ, наиболее опасное время нарушения правил проезда пешеходных переходов – с 17 до 21 часа. Водителя, не уступившего дорогу пешеходу в этот временной промежуток, подполковник Гаркун может наказать суровее, нежели того, кто не притормозил перед переходом утром.
  
- По статистике, большинство наездов на пешеходов происходит именно в это "пиковое" время: водители устали, внимание рассеялось. Нужно заострить их внимание, еще раз поставить "маячок" в голове – будь предельно осторожным в это время!

"Безработный, управляя автомобилем BMW X5…"

Можно ли в процессе разбирательства поспорить с ГАИ, например, о сумме штрафа?
  
- Вот торговаться точно не надо. Повлиять на убеждение должностного лица могут, скорее, объективные причины, нежели слезные просьбы нарушителя. Если есть документы, подтверждающие, например, низкий размер дохода, наличие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д., – приносите, предъявляйте, примем во внимание, - советует Вадим Гаркун. С другой стороны, объективно оценив нарушителя, в ГАИ могут и не поверить стенаниям о тяжкой доле: "У нас на комиссиях треть водителей – официально безработные, читаешь протокол – совершил такое-то правонарушение, "управляя автомобилем BMW X5".
Вадим Гаркун: "У нас на комиссиях треть водителей – официально безработные, читаешь протокол – совершил такое-то правонарушение, "управляя автомобилем BMW X5".
Вадим Гаркун: "У нас на комиссиях треть водителей – официально безработные, читаешь протокол – совершил такое-то правонарушение, "управляя автомобилем BMW X5".
Сотрудники ГАИ обязательно примут во внимание и "послужной список" нарушителя: данные об истории нарушений прилагаются к каждому делу.

Я вижу, все ваши встречи с сотрудниками ГАИ происходят по причине превышения скоростного режима, - замечает Вадим Гаркун в разговоре с очередным нарушителем-лихачом. 

Встреча-то на самом деле была одна, - поясняет водитель. 

- Так у вас же за этот год в базе 5 фактов превышения скорости!

- Ну, да. Один – при личной встрече оформили, остальные мне по почте приходили…

Наказали нарушителя штрафом в 15 базовых величин.
- Я вижу, все Ваши встречи с сотрудниками ГАИ происходят по причине превышения скоростного режима, - замечает Вадим Гаркун
- Я вижу, все ваши встречи с сотрудниками ГАИ происходят по причине превышения скоростного режима, - замечает Вадим Гаркун
Женщину же, которая во время движения зацепила чужой автомобиль и, не заметив этого, уехала, то есть фактически совершила ДТП и скрылась с места, сотрудники ГАИ наказали минимальным штрафом: 6 базовых по совокупности нарушений.
  
- У нее за 7 лет стажа – ни одного нарушения! Ездит же, по уверениям, ежедневно и много. Это характеризует ее как дисциплинированного водителя, - поясняет Вадим Гаркун. И добавляет: при тех минимальных повреждениях, которые получили оба автомобиля, он склонен верить, что водитель могла "не заметить".
  
Сегодня меры ответственности, которые позволяет применять к нарушителям КоАП, по признанию представителя ГАИ, "достаточно жесткие и в то же время – гибкие, "вилка" дает возможность действительно индивидуально подойти к каждому случаю". Хотя до сих пор замначальника столичной ГАИ Гаркуну иногда кажется – кому-то из нарушителей "и минимума многовато", а кому-то и максимум "как с гуся вода".
-20%
-10%
-13%
-80%
-10%