• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Елена Анкудо, фото автора,

Оказавшись в Казахстане, редактор AUTO.TUT.BY проехал по Алматы в патрульном автомобиле в сопровождении начальника отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел Алматы Еркина Утегенова и инспектора дорожной полиции Алмаза Садуакасова. И дороги, и люди в наших городах похожи. Но есть и отличия…


 
Проехав по Восточной объездной дороге, опоясывающей Алматы, сворачиваем в город. Время раннее и трафик на улицах не интенсивный. Поэтому, наверное, и патрули дорожной полиции не стоят на дороге?
 
На фото: начальник отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел Алматы Еркин Утегенов

"Дорожная полиция Алматы несет службу методом автомобильного патрулирования, - проводит ликбез Еркин Утегенов. - На перекрестках не стоим – за исключением времени в часы пик, когда на улицах скапливается транспорт, ДТП или патрулирования автомобилей с высшими должностными лицами страны или иностранных государств"
 
Ежедневно в утренние и вечерние часы пик 137 перекрестков Алматы с самой большой интенсивностю движения, переводят на ручное регулирование. С 1973 года в городе работает автоматизированная система управления дорожным движением (АСУД). "В конце 90-х запустили АСУД-2, разработанную в Беларуси, - сообщает Утегенов, - в общей сложности, как и вы, работаем с ней более 15 лет".

На фото: регулировщика на улицах Алматы можно увидеть только в часы пик

В Алматы 174 локальных светофорных объекта и 136, подчиненных системному управлению. Работа последних автоматизирована – у инспекторов есть возможность перевести любой из объектов в положение желтого мигающего или увеличивать продолжительность работы зеленого света, что позволяет регулировать движение исходя из стоящих перед ним задач.
 
"К помощи АСУД прибегаем в случае сопровождения охраняемых лиц, в число которых входит руководство страны и иностранные гости, - отвечает на мои вопросы Утегенов. – Задачу выполняет специализированный батальон дорожной полиции, занятый исключительно сопровождением первых лиц страны. Здесь работают около 300 человек, все – с офицерским званием, минимальная должность – старший инспектор дорожной полиции.

Движение не перекрываем полностью, работаем секторами, останавливая при проезде перекрестка поперечный транспорт. В зависимости от длины кортежа движение стоит максимум 5-7 минут".
 
Как происходит перекрытие городской улицы, удалось увидеть на следующий день, когда колонна Hyundai Santa Fe, одной из которых управляла я, выезжала из Алматы. Автомобиль дорожной полиции с включенными проблесковыми маячками на перекрестке, с которого надо было повернуть налево, перегородил дорогу транспорту во встречном направлении, предоставив возможность сохранить строй колонны. Светофоры в это время работали в режиме мигающего желтого.
 
Большую часть рабочего времени сотрудники дорожной полиции проводят в автомобилях, осуществляя патрулирование. "Это опыт передовых зарубежных стран, - убежден Утегенов. – Инспектор, двигающийся в потоке, куда активнее контролирует дорожную ситуацию, чем стоя на перекрестке".


 
Улицы в Алматы разбиты на 92 квадрата патрулирования, за каждым из которых закреплено несколько экипажей. Инспекторы отвечают за безопасность на вверенной территории, а так же оформление дороги. "Если в квадрате по каким-то причинам отсутствует дорожный знак, об этом в незамедлительном порядке надо сообщить в дежурную часть", - приводит пример Утегенов. – Об этом вам любой инспектор рассказать может. Хотите, остановим?"

На фото: Хасем Абдукалиев, инспектор дорожной полиции отдельного батальона Алматы

По сигналу Утегенова, рядом тормозит Mitsubishi Lancer с эмблемой дорожной полиции и оперативной окраской. "Хасем Абдукалиев, инспектор дорожной полиции отдельного батальона, - представляется вышедший из нее водитель. – Осуществляю автопатрулирование, выявляю нарушения ПДД".
 
За несколько часов работы Абдукалиев cоставил 5 административных протоколов за нарушение парковки под знаком и проезд перекрестков. По административному закону Казахстана, эти действия караются штрафом в 5 МРП - 8090 теньге или 54 доллара.
 
"Паркуются под знаком, под углом, во втором ряду, - перечисляет Абдукалиев. – если водитель рядом – штрафуем и отпускаем, нет – забираем машину эвакуатором. В батальоне, обслуживающем несколько районов, - три эвакуатора, обычно время ожидания спецтранспорта составляет 5-10 минут. А потом – на штрафстоянку".



Помня о существовании в Минске коммерческих эвакуаторов, выставляющих водителям-нарушителям таксу за транспортировку автомобиля на штрафстоянку в виде 400 тысяч рублей, интересуюсь, сколько нарушитель Алматы должен доплатить к штрафу.
 
"Нисколько, - отвечает Абдукалиев. – За эвакуацию платит государство. Частных компаний у нас тоже много, услуга стоит порядка 5 тысяч теньге (около 32 долларов), но к эвакуации машин нарушителей не привлекаем, не желая навязывать коммерческие вопросы. Если можно выполнить эвакуацию без денег, зачем заставлять платить?"
 
Хранение на специализированной стоянке, находящейся в ведении городской администрации, тоже бесплатное – до того момента, пока нарушитель не получит разрешения на вывоз машины. "Мы делаем это, чтобы исключить возможность пользоваться парковкой без оплаты, когда машину можно забрать, - рассказывает Хасем. – День стоянки обойдется в 250 теньге (1,5 доллара)"
 
Подсчитываю затраты нарушителей в Минске – 100 тысяч рублей штрафа за неправильную парковку, 400 тысяч рублей – услуги эвакуатора, чуть меньше 100 тысяч за день хранения автомобиля на штрафстоянке, - в лучшем случае заплатить придется примерно 600 тысяч или около 70 долларов. Немного больше, чем расходы алматинца – 54 доллара, к тому же, сумма, которую обязан выплатить нарушитель из Беларуси, может вырасти, если автомобиль по каким-то причинам задержится на штрафстоянке.
 
Но одними штрафами проблему не решить – о том, что проблема парковок должна решаться комплексно, на форумах "Доски позора" напоминают и пользователи нашего сайта. Думают об этом и в дорожной полиции Алматы.
 
На фото: По требованию дорожной полиции Алматы, подземный паркинг должен быть под каждым высотным домом
 
"При строительстве развлекательных центров, рассмотрении генплана города мы принимаем участие в заседании градостроительных комиссий, - подтверждает Утегенов, - Наше требование – наличие подземных паркингов. Это необходимо при строительстве больших жилых комплексов".
 


Заглядываю в салон автомобиля Абдукалиева - рация, камера, монитор, клавиатура в бардачке… "Компьютер, которым оснащены практически все наши 200 автомобилей, - рассказывает Утегенов, - подсоединен к центральному серверу, транслирующему информацию онлайн. К примеру, когда угнан автомобиль, в городе вводится план "Перехват". Изображение машины, о которой идет речь, автоматически выводится на монитор, осталось остановить похожую и сличить номера".
 
По аналогии с "Кулоном" белорусского ГАИ, инспекторы Алматы "пробивают" водителя по базе, выясняя все прошлые нарушения и наказания. В распоряжении полиции – 6 "Газелей", оснащенных автоматизированной информационной поисковой системой АИПС-контроль. Автомобили работают на скоростных трассах.
 
"У "Газелей" самое полное на сегодняшний день оснащение, – сообщает Утегенов. – В них установлены камера, считывающая госномера, радарная установка, фото- и видео-фиксаторы. Эти автомобили сделаны по спецзаказу".

В автопарк дорожной полиции Алматы входят еще и 55 мотоциклов. На 15 BMW сопровождают руководство и VIPов, на 40 Honda патрулируют улицы.
 
"Не только патрулируют, но еще и преследуют нарушителей?" - интересуюсь, вспоминая "громкую" погоню за Mercedes, водителю которого, пытавшемуся избежать отбытия наказания на "химии", первоначально удалось скрыться от сотрудников ГАИ, преследовавших его на нескольких автомобилях по всему городу.
 
"Да, если есть оперативная необходимость, - отвечает Утегенов. – Например, водитель создает угрозу безопасности окружающим, едет пьяным, не подчиняется требованиям об остановке. Мы мобильны, поэтому преследовать нарушителя несложно. Если я сейчас начну объявлять по рации, на каждом перекрестке будут появляться инспекторы. Гонок как показывают по телевизору, у нас не бывает. Мне достаточно ехать за нарушителем и передавать, куда он движется".

В продолжении вы узнаете, объявляют ли в Алматы декады борьбы с пьяными водителями и пешеходами, почему ПДД лучше всего знают дети и какие нарушения ПДД в Алматы самые распространенные.
 
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%
-28%
-10%
0062442