• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


Елена Анкудо, фото автора,

Между Минском и бывшей столицей, а ныне - просто самым большим городом Казахстана Алматы, куда AUTO.TUT.BY пригласили на тест-драйв нового Hyundai Santa Fe, около 3700 километров и четыре часовых пояса. Самолет приземлился, когда над городом забрезжил рассвет, в Минске в это время стояла глубокая ночь. Но заснуть в городе, окруженном горным массивом, было невозможно.
 
Когда в Алматы поднимается солнце, в Минске - глубокая ночь. Но как заснуть, когда вокруг - такая красота?
 
Даже у подножия Заилийского Алатау, у которого лежит Алматы, сложно избавиться от ощущения, будто ты не в Минске - языкового барьера нет, местные жители до сих пор покупают автомобили из Беларуси, а улицы и Правила дорожного движения ничем не отличаются от наших. Или все же отличаются?
 
Разбираясь в деталях, редактор AUTO.TUT.BY Елена Анкудо приняла предложение начальника отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел Алматы Еркина Утегенова, распахнувшего перед ней переднюю дверцу служебного VW Polo. Инспектор дорожной полиции Алмаз Садуакасов надавил на педаль газа. Мы выехали в город.
 
Сотрудники дорожной полиции Алматы Еркин Утегенов и Алмаз Садуакасов встретили редактора AUTO.TUT.BY у гостиницы
 
"Алматы - самый крупный мегаполис в Казахстане, - словно приглашая сравнить город с Минском, начал рассказ Утегенов. - Вместе с приезжими здесь проживает около 3,5-4 млн населения. Протяженность улиц около 1700 км, зарегистрировано более 517 тысяч автомобилей, но это только часть машин, ежедневно выезжающих на улицы".


 
Литера "А" на номере автомобиля значит, что он зарегистрирован в Алматы, "В" - Алматинской области, встречаются россияне. А вот этот, с четырьмя цифрами и расположенным под ними красным флажком с буквенной серией - из Киргизии. "От Аматы до границы с Киргизией 250 километров, поэтому киргизов много, большинство приезжает сюда по работе".
 
Китайских номеров увидеть не удалось, хотя до одного из крупнейших производителей автомобилей рукой подать - 300 километров. Вместо них проезжали машины из других регионов страны, узбекские, а также автомобили иностранных подданных, временно проживающих в Казахстане - их номера желтого цвета.
 
В сутки по улицам Алматы передвигается от 800 тысяч и более машин
 
"В сутки по городу передвигаются от 800 тысяч и более машин, - продолжает мой спутник. - Алматы - развитый город, правительство поставило цель превратить его в усовершенствованный туристический центр".
 
В 2008 году Marriott Hotel Almaty занял большую часть верхних этажей 38-этажной, 167-метровой башни Есентай - самой высокой во всей Центральной Азии
 
В окнах полицейской машины проплывают телебашня, самое высокое в городе здание Marriott Hotel Almaty, финансовый центр, под крышей которого собраны все банки, таунхаус, который местные назвали "Долиной бедных". Стоимость квартиры здесь под 500 тысяч долларов - по минским меркам ничего выдающегося.
 
"Долина бедных" - скромный таунхаус Алматы
 
Городские улицы заинтересовали куда больше, чем дома состоятельных граждан, - из-за особенностей климата в течение одного зимнего дня температура дорожного покрытия колеблется от 30 градусов мороза до 10 тепла. А это - первая причина трещин на асфальте.
 
Все улицы Алматы - пластиковые
 
"А это не асфальт, - улыбается Утебанов, - а пластиковое покрытие. Около 5 лет назад мы применили зарубежный опыт, начав использовать вместо битума пластик. Полученный состав исключает появление трещин и более долговечен. Сперва покрытие гладкое-гладкое, но с течением времени щебенка поднимается вверх, улучшая трение с дорогой. Говорят, на московской кольцевой такое же, знаю, что пару лет назад пластиковым полотном интересовались белорусские специалисты, но о результатах переговоров мне не известно".
 
Парк первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева
 
По пластиковой дороге въезжаем в центр. Местная достопримечательность - парк первого президента, у которого Алмаз делает круг, помогая выбрать удачный ракурс для фото. "Парк Нурсултана Абишевича, - так по-восточному почтительно здесь называют Назарбаева, - это дендропарк, в котором представлены все деревья мира. Свадьбы сюда приезжают, родители с детьми, на велосипедах катаются".


 
Увидеть велосипедистов удалось только на Восточной объездной дороге - аналоге нашей МКАД. Ради транспортной артерии, введенной в эксплуатацию в прошлом году, снесли кварталы частных домов и сады. Зато теперь это - самая скоростная дорога Алматы, на которой разрешено разогнаться аж до 80 км/час.


 
"Нарушают? - покосилась я в сторону водителя, окинувшего спортсменов суровым взглядом.
 
Большая часть надземных пешеходных переходов пролегает через объездную дорогу

"Могут ехать, у нас такого запрета пока нет, - комментирует Утегенов. - Движение на объездной спокойное. С 2011 года построили 16 надземных пешеходных переходов, большая часть которых ведет через объездную. Транспортные потоки разделены ограждением, исключившим наезды на пешеходов - у людей просто нет возможности перейти дорогу. Ночью ограждение сбивает блики встречного транспорта, машины не ослепляют друг друга. А по краям - шевроны, покрытые флюорисцирующей пленкой. После такого оформления скоростных магистралей аварийность в городе снизилась до 90%".
 
Ограждение между транспортными потоками не позволяет пешеходам перебегать дорогу в неположенном месте
 
Я скептически улыбаюсь - по левому крайнему ряду минской кольцевой меньше 100, а то и 120 км/час никто не едет, несмотря на ограничение 90 км/час.
 
"А как же камеры фото- и видеофиксации? - спрашивает Утегенов. - Только фотофиксаторов в Алматы - 16 постов, видеофиксаторов скоростного режима - около 24. Работают они минимум 6 лет, автовладельцы давно выучили места, где стоят камеры. Поэтому используем муляжи - нарушитель рано или поздно попадется".
 
До конца 2012 года видеокамер в Алматы станет еще больше
 
С мобильными радарными установками, популярными в Беларуси, инспекторы дорожной полиции Алматы не работают - "у нас их нет". Зато до конца года в городе обещают установить еще 107 постов фото- и видеорегистрации. "Это камеры высокого разрешения, - уточняет Утегенов, - кроме скоростного режима они фиксируют разговор по мобильнику, ремень безопасности и даже техническое состояние автомобиля".
 
Умные камеры "считывают" количество автомобилей и их интенсивность в дорожном потоке, госномер, по которому инспектор определит, вовремя ли пройден техосмотр, наличие водительского удостоверения, количество и вид наложенных взысканий.
 
Штрафы в Казахстане считают в месячных расчетных показателях (МРП) - что-то вроде нашей базовой величины. Один МРП - 1618 теньге, или чуть больше 10 долларов.
 
За превышение скорости до 20 км/час водителя оштрафуют на 5 МРП (около 455 тысяч), выше 20 км/час - 10 МРП (около 910 тысяч), выше 40 км/час - 15 МРП (примерно 1 миллион 366 тысяч рублей). "В отношении лица, в течение года трижды превысившего скорость, - разъясняет правила Утегенов, - составляется административный протокол за систематическое нарушение ПДД. Постановление о наложении взыскания не выписывается, материал направляется в административный суд для лишения водительского удостоверения или иного наказания".
 
Еще недавно рецидивистов-лихачей штрафовали на 20 МРП (1 миллион 820 тысяч рублей). Сегодняшний курс - на лишение. По свидетельствам водителей, с которыми удалось поговорить чуть позже, в Казахстане лишиться водительского удостоверения намного проще, чем в Беларуси. К примеру, на полгода права заберут даже за такое нарушение, совершенное повторно, как установка на автомобиль без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов.
 
Нарушение могут выявить с помощью видеорегистратора, прислав решение о наказании по почте. Поэтому сегодня граждане Казахстана редко заключают сделки купли-продажи автомобиля по доверенности - штраф в этом случае приходит лицу, на которого зарегистрировано транспортное средство. По словам Утегенова, после установки видеокамер в дорожную полицию потянулись бывшие собственники машин с просьбой помочь разыскать нового владельца и переоформить сделку.
 
А я удивляюсь, что именно штрафы подтолкнули алматинцев к такому решению - со времен обретения Казахстаном независимости с автовладельцев в обязательном порядке взимают транспортный налог. Его размер зависит от объема двигателя и года выпуска автомобиля. Скажем, за машину с объемом двигателя два литра потребуют около 8 тысяч теньге (4,5 миллиона рублей), три литра - до 30 тысяч теньге (около 16 миллионов). Налоги на старые автомобили пока минимальные, но Утегенов торопится добавить, что "правительство рассматривает вопрос об их увеличении"

В продолжении вы узнаете, в каких случаях инспекторы дорожной полиции Алматы выходят на перекресток, как сопровождают руководителей страны и VIP-гостей, что установлено в спецавтомобиле и почему оплачивать услуги эвакуатора в Алматы не принято.
0061640