Эксклюзив


Точка отсчета Всемирного дня без автомобиля – 1973 год, время разгара мирового нефтяного кризиса, когда акции по отказу от езды на автомобилях спонтанно проводились в разных городах мира.
 
В октябре 1994 на экологической конференции в испанском городе Толедо призвали к периодической реализации таких проектов. Идею поддержали в Рейкьявике, городах Бат (Англия) и Ля Рошель (Франция). Через год был создан некоммерческий консорциум "World Car Free Days".
 
В 1997 году общенациональная кампания "День без автомобиля" прошла в Великобритании, в 1998 – во Франции, после чего Европейская комиссия распространила кампанию на всю территорию Евросоюза. Потом мероприятие удлинили до недели "European Mobility Week". 
 
Суть акций – не только в отказе от использования личных транспортных средств, потребляющих топливо, но и развитии человеческих сообществ с шаговой доступностью мест работы, проживания и досуга. Сегодня европейские архитекторы учитывают идеологию при планировке городов.
 
В нашей стране акция "День без автомобиля" впервые прошла в 2008 году. С 2009 года к ней присоединились республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, концерн "Белнефтехим" и другие организации. Автомобиль – крупнейший загрязнитель окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 72%.
 
Согласно подсчетам белорусских ученых, в среднем при годовом пробеге автомобиля 15 тысяч километров сжигается более 2 тонн топлива и потребляется около 30 т воздуха. В атмосферу выбрасывается около 700 кг угарного газа (СО), 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов и других загрязняющих веществ, всего – более 200 наименований.
 
По данным ГАИ МВД РБ, прошлогоднюю акцию "День без автомобиля" поддержали от 13% до 24% населения в разных регионах республики. В отдельных регионах количество транспорта на дорогах снизилось от 8 до 18%. По данным концерна "Белнефтехим", объемы потребляемого бензина снизились на 12,3%, дизельного топлива – на 10,4%. Предотвращен выброс загрязняющих веществ в атмосферу в объеме около 300 т (в 2010 году – около 250 т).

Выясняя, как сограждане Беларуси поведут себя на этот раз, мы разместили опрос, поинтересовавшись, готовы ли они отказаться от машины раз в году. 47%  расценили акцию как "чистой воды популизм", 36% согласились пройтись пешком, если об этом попросили, у 17%, участвующих в опросе, нет автомобиля.
 
Почему отказаться от машины многим сложно и что изменит акция, мы решили выяснить у ряда участников дорожного движения.
 
Антон Гоголинский, предприниматель в сфере эвакуации: "Сесть за руль просто обязан".

При всем моем уважении к акции сесть за руль просто обязан, поскольку эвакуация автомобилей, которые сломались или получили повреждение в ДТП – моя работа. Свою машину, так и быть, оставлю, пускай в мире станет хоть немного чище. Но подавляющее большинство граждан как катались, так и будут кататься, сомневаюсь, что у акции будут хоть какие-то результаты.
 
Сергей Туркин, начальник ГАИ Ленинского района столицы: "Хожу пешком".

В день акции буду без машины – ее у меня нет. Раньше ездил на велосипеде, сейчас, после травмы, - хожу пешком. Если рабочий день состоит из многочисленных переездов, люди будут пользоваться личным транспортом, а если на работу ходит транспорт и развита инфраструктура – почему бы не обойтись без автомобиля? Передвигаясь пешком по хорошему маршруту, скажем, на метро, я не трачу время на парковку и не стою в пробках и на светофорах.
 
Дмитрий Перлин, эксперт Международного автомобильного холдинга "Атлант-М": "Объявленная акция говорит о лицемерии ее организаторов".

Акцию не поддержу, поскольку не представляю, как без автомобиля можно притащить в Минск 600 кг картошки из Гродненской области - на субботу у меня назначено выполнение продовольственной программы для трех семей. Можно было бы запрячь лошадь и поехать на телеге, вот только как обернуться за один день на подводе? Менять сознание наших автомобилистов можно лишь под воздействием серьезных аргументов, к примеру, больших очередей на АЗС или нехватки горючего, в иных случаях призывы оставить машину и пойти пешком останутся без внимания. Даже если водитель перенесет мероприятие на другой день, ничего не изменится – поездку он все равно совершит. В городе, не парализованном пробками, на индивидуальном транспорте все получается значительно быстрее и комфортнее, нежели в общественном транспорте, к тому же это не каприз - автомобиль эксплуатируется согласно своему предназначению, а не ради развлечения. Поэтому, на мой взгляд, объявленная акция говорит о лицемерии ее организаторов.
 
Олег Тюрин, начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ МВД Миноблисполкома" "Реже происходят аварии".

Мне придется сесть за руль 22 сентября, поскольку именно на этот день назначен визит к мастеру на СТО. Если бы не это – с удовольствием пошел бы пешком. До работы, как правило, добираюсь на общественном транспорте. Польза у акции есть – ходить пешком или передвигаться на велосипеде полезно для здоровья, в городе меньше вредных выбросов. И самое главное – когда на дорогах меньше машин, реже происходят и аварии.
 
Евгений Хоружий, председатель Минского велосипедного общества": Акция заявлена формально".

Отказ от автомобиля – последний день европейской недели мобильности, во время которой проводится ряд мероприятий, позволяющих задуматься об альтернативных видах транспорта. Украинцы, к примеру, провели конкурс на лучшего велоработодателя, в котором оценили удобство сотрудников ряда компаний, приезжающих на работу на велосипеде, – парковки, душ и пр. Водителям дают повод задуматься об альтернативных видах транспорта, не зацикливаясь на автомобиле. В нашей стране акция заявлена формально – назначена она на субботу, когда люди пользуются автомобилями реже, а альтернативы индивидуальному транспорту мало – на велосипеде по городу ездить неудобно, общественный транспорт ходит нерегулярно. Пока реального выбора не будет, просто так, за идею, от машины человек не откажется.
 
Сергей Овчинников, руководитель "Школы экстремального вождения": "Прошлогодняя акция успеха не имела".

Призыв хороший, вот только припоминаю, что прошлогодняя акция успеха не имела. Не исключено, что и сейчас редкие автомобилисты Беларуси откликнутся на призыв отказаться от автомобиля, хотя многие и садятся за руль "на автомате", не понимая, что без него можно обойтись.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-30%
-20%
-10%
-20%
-10%
-20%
-20%
-15%
-10%