Эксклюзив


Анна Рудь,

ДТП на столичном проспекте Независимости, где в столкновении мотоцикла и спецавтомобиля Департамента охраны 5 сентября погиб байкер, до сих пор вызывает серьезные споры среди читателей AUTO.TUT.BY. Посетители ресурса ищут ответ на вопрос, что же явилось первопричиной столкновения: предполагаемая высокая скорость двигавшегося по главной дороге мотоциклиста или же нарушение правил проезда перекрестков милиционером-водителем - выезжая со второстепенной дороги, он обязан был убедиться, что не помешает движению по главной.
 
Что обычно является причиной подобных ДТП? AUTO.TUT.BY разбирался с начальником отдела управления Следственного комитета по Минску Николаем Ракитиным.
 
О причинах ДТП, произошедшего ночью 5 сентября на проспекте Независимости, говорить рано: скорость, с которой двигался мотоциклист, — а именно ее значения могут стать основой для определения степени вины каждого из участников аварии — пока не установлена. Но результаты расследований других подобных аварий показывают, что если водитель, двигаясь по главной дороге с превышением скорости, попал в аварию, то он не всегда будет прав.
Байкер врезался в машину МВД и погиб. Фото: Евгений Креч
Байкер врезался в машину МВД и погиб. Фото: Евгений Креч
"Каждое ДТП индивидуально", - уверен Николай Ракитин, и единой "формулы" определения вины того или другого участника не существует. Для того чтобы максимально точно восстановить картину произошедшего, следствие проводит множество действий: допрашивает свидетелей, проводит следственные эксперименты и соответствующие экспертизы - судебно-медицинскую, автотехническую и иные. И исходя в том числе из полученных данных, определяет — какое из нарушений находилось, говоря процессуальным языком, в прямой причинной связи с наступившими последствиями.
  
Разбирая ситуации, похожие на аварию на проспекте Независимости 5 июля, следствие ищет в том числе и ответ на вопрос: мог ли водитель автомобиля, выезжающего на главную дорогу, заблаговременно увидеть двигающееся по главной транспортное средство?
  
В управлении Следственного комитета по Минску вспоминают ДТП, произошедшее на главном столичном проспекте в конце 2010 года: при столкновении с автомобилем скорой помощи погиб известный минский байкер Саша Феррари. "Скорая" поворачивала с проспекта налево на улицу Бровки, когда в нее врезался байк, двигавшийся по проспекту. Сила удара мотоцикла о "ГАЗель" была так велика, что фрагменты байка разлетелись до перекрестка с улицей Академической, а тело погибшего обнаружили в районе центрального входа в БНТУ.
  
После этой аварии среди обывателей было так же много обсуждений — виноват, мол, водитель "скорой", не пропустил, как того требуют ПДД, движущийся в прямом встречном направлении мотоцикл. Но после того как эксперты установили скорость мотоцикла — не менее 170 км/ч (!), - многие вопросы отпали сами собой. При такой скорости байк проезжает за секунду 48 метров, предположим, автомобиль пересекает при повороте налево встречные полосы за 6 секунд. То есть в момент, когда водитель "скорой" начинал маневр, байкер был минимум в 250 метрах от места последующего столкновения! Следствие тогда пришло к выводу: если бы мотоциклист двигался с разрешенной скоростью, водитель машины скорой помощи успел бы завершить поворот.
 
Не стоит забывать и о том, что водитель, начиная разрешенный правилами маневр — будь то поворот налево, выезд со второстепенной дороги на главную или др., - вправе ожидать, что другие участники движения в соответствии со ст. 7.2 ПДД будут выполнять содержащиеся в правилах требования.
  
- Если водитель выезжает со второстепенной дороги, а по главной движется транспортное средство с разрешенной скоростью, например, 60 км/ч, то можно ожидать, что в большинстве случаев участники движения увидят друг друга вовремя и, соответственно, предпримут необходимые действия, чтобы избежать столкновения, - считает официальный представитель управления Следственного комитета по Минску Александр Герасимов.
-10%
-20%
-50%
-30%
-10%
-20%
-30%
-15%
-10%
-15%
-18%
-50%