Эксклюзив


Анна Рудь,

AUTO.TUT.BY уже писал о том, что новому собственнику МКАД придется решить на трассе множество проблем. Минской кольцевой не хватает и системы идентификации инцидентов, считают представители столичной ГАИ. Основная ее задача – максимально обезопасить в случае, например, ДТП на автомагистрали непрерывного движения как самих участников столкновения, так и других .
  
- Сегодня водитель, попав в незначительное ДТП на МКАД, зачастую рискует жизнью, пока выставляет знак аварийной остановки, хотя выполняет действия, предписанные ПДД, – рассказал начальник отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Навой. – Водители, движущиеся по МКАД со скоростью 90-100 км/ч, просто не успевают среагировать на внезапно возникшее на дороге препятствие: стоящий автомобиль или вышедшего из него человека.
 
Трагедией закончилась авария на МКАД в феврале прошлого года: водитель Opel после ДТП вышел посмотреть, насколько сильно повреждена его машина, в это время в остановившиеся автомобили врезался FIAT. Водитель Opel погиб от удара, его супруга скончалась от полученных травм в больнице.
Фото: МЧС<br/>Тройная авария на МКАД 11 февраля унесла жизни двух человек
Фото: МЧС
Тройная авария на МКАД 11 февраля унесла жизни двух человек
Помимо серьезных аварий, на кольцевой дороге может просто поломаться машина – AUTO.TUT.BY писал о том, как с остановившимися на МКАД из-за поломки "жигулями" столкнулся микроавтобус: водитель не успел среагировать на неожиданно возникшее на его пути препятствие. Это ДТП обошлось без жертв.
ДТП 15.09.2012 в Минске на МКАД возле съезда к супермаркету BIGZZ: ВАЗ-2104 vs. Mercedes-Benz 100
ДТП 15.09.2012 в Минске на МКАД возле съезда к супермаркету BIGZZ: в ВАЗ-2104 врезался Mercedes-Benz 100
Работать система идентификации инцидентов может следующим образом: камеры видеодетектирования, которые будут установлены на МКАД, постоянно отслеживают дорожную обстановку на всей протяженности кольцевой. Если дорожная обстановка изменилась – например, система "заметила" остановившуюся машину – техника сигнализирует об этом в диспетчерский пункт. Оператор видит на мониторе ситуацию и сообщает о проблеме – например, произошло ДТП – соответствующим оперативным службам: ГАИ, МЧС, скорой или эксплуатирующей организации - в зависимости от тяжести происшествия.
 
- Сегодня владелец МКАД имеет в наличии только три дорожно-измерительные станции, передающие в том числе и видеоинформацию, однако в качестве инструмента оперативного реагирования на происшествия такое оборудование не подходит. Фактически же единственный реально работающий способ сообщения об инциденте – это звонок с мобильного телефона очевидца или участника аварии, - говорит Дмитрий Навой.

- Прежде всего необходимо разработать локальную программу обеспечения безопасности дорожного движения на МКАД, – говорит представитель ГАИ. – Сейчас в соответствии с решением Минской городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения ГАИ ГУВД проводит экспертизу безопасности дорожного движения на МКАД. Решено, что новый владелец МКАД - ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" - разработает программу текущего содержания и ремонта МКАД. Именно в ней должно быть заложено создание системы идентификации инцидентов.

- Алгоритм действий системы при возникновении, например, ДТП довольно прост. Видеокамеры идентифицируют нештатную ситуацию и сообщают об этом оператору. Еще до принятия решения оператором о необходимости вызова ГАИ, скорой или МЧС система информирует других участников движения о возникновении впереди аварии или затора, выводя соответствующую информацию на информационные табло. К примеру, если у водителей еще есть возможность изменить маршрут, двигаясь по МКАД, то система покажет, что нужно свернуть на ближайший съезд, или подскажет, как объехать проблемный участок, - поясняет Дмитрий Навой. – Если же водитель решил не менять маршрута и продолжать движение в сторону точки возникновения ДТП, система с помощью электронных знаков ограничения максимальной скорости движения проинформирует, что необходимо снизить скорость. Вместе с тем – изменит и параметры контроля за соблюдением скоростного режима с помощью видеофиксации на актуальные.

Подобные системы эффективно работают, например, в Англии: все дороги находятся под наблюдением, время прибытия экстренных служб к месту аварии – 3 минуты. В Минске же сегодня нормативы прибытия оперативных служб на вызов разнятся: 15 минут для скорой помощи, 7 минут для экипажа ДПС. Среднее время прибытия МЧС – 5 минут.
  

Эффективная реализация системы идентификации инцидентов, по мнению ГАИ, потребует внесения изменений в законодательство, в частности - для определения безопасного алгоритма действий участников дорожного движения в случае ДТП или поломки на МКАД, а также разработки более четкого взаимодействия оперативных служб - для ликвидации последствий заторов, аварий и чрезвычайных ситуаций.