Анна Калтыгина,

Нелегко живется белорусским автомобильным дилерам: то кризис, то неразбериха с пошлинами, то девальвация, то утилизационный сбор придумают… Однако автосалоны работают, автомобили по-прежнему продаются, а значит, какие-то итоги за первое полугодие, пусть и с запозданием, можно подвести.

Статистика в двух измерениях

 
Как это ни странно, но в Беларуси параллельно существует две статистики продаж новых автомобилей: учет проданных машин и регистрация. Госавтоинспекция категорически не желает предоставлять общественности данные о постановке на учет. Автомобильная ассоциация "БАА" ведет статистику проданных автомобилей только тех автодилеров, которые входят в ассоциацию, но надо понимать, что эти цифры отличаются от данных регистрации: на учет встают автомобили проданных не только членами "БАА".
 
В любом случае, цифры, предоставленные нам "БАА", мы огласим и посмотрим – так ли плохи дела у белорусского автобизнеса, как мы привыкли слышать.
 
Раньше небо было синее, а трава зеленее
 
По сравнению с аналогичным периодом 2011 года продажи новых автомобилей в Беларуси выросли. В прошлом году за январь-июнь было реализовано 5500 машин, за 6 месяцев этого года – уже 7316 экземпляров. Особенно удачным месяцем для продаж стал май – было реализовано 1737 автомобилей, самым провальным – март.
 
Конечно, показатели и прошлого, и этого года не идут ни в какое сравнение со славным докризисным 2008 годом. Тогда за первое полугодие было реализовано 11 900, а за весь год – 25 296 автомобилей. Когда Беларусь сможет побить этот рекорд – неизвестно.
 
Статистика продаж новых автомобилей за I полугодие 2012 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
alt="Статистика продаж новых автомобилей за I полугодие 2012 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года"   
Лидеры и аутсайдеры
 
Падение уровня жизни берет свое. Раньше белорусы были готовы и сбережения достать, и в кредит влезть, но купить новую иномарку (в том же 2008 году первое место по продажам занял любимый автомобиль "менеджера средней руки" Volkswagen Passat [^]), то теперь ситуация кардинально изменилась.
 
Львиная доля продаж принадлежит марке LADA. Она занимает 21,97% от общего количества проданных новых автомобилей (1607 шт.). На втором месте – Volkswagen с показателем в 14,09% (1031 шт.). Немного не дотянул до "народной марки" Renault: 13,37%, или 978 автомобилей. В аутсайдерах Porsche, Opel, Subaru, Great Wall, Land Rover, Suzuki, Chery: общий итог продаж этих марок – 2,90%.
 
Доля продаж по маркам за I полугодие 2012 года
   
Самые-самые
 
Самым привлекательным для наших соотечественников стал автомобиль LADA-21073. К сожалению, выпуск этой модели уже прекращен, так что покупателям, предпочитающим российские автомобили, придется присмотреться к другим вариантам.
 
На втором месте ТОП-10 - Volkswagen Polo Sedan. Тот же "россиянин", выпускающийся в Калуге, но все же иномарка с хорошей родословной. Третье место еще за одним представителем В-класса, Renault Sandero. Налицо тенденция – белорусы покупают автомобили малого класса, как говорится, "дешево, сердито и с максимумом функциональности при скромным габаритах".

ТОП-10 лидеров продаж среди легковых автомобилей

Марка/модель
Количество проданных автомобилей, шт.
1.
LADA-21073
818
2.
Volkswagen Polo Sedan
346
3.
Renault Sandero (B90)
317
4.
Renault Logan (L90)
285
5.
KIA Rio
259
6.
LADA-2121
234
7.
Skoda Octavia
229
8.
LADA-21713
166
9.
Ford Fusion
146
10.
KIA Sportage
130
 
ТОП-3 лидеров продаж среди коммерческих автомобилей

Марка/модель
Количество проданных автомобилей, шт.
1.
Volkswagen Crafter Kasten
109
2.
Peugeot Partner Karsan
67
3.
Volkswagen Caddy Kombi
46
-20%
-40%
-30%
-12%
-20%
-90%
-20%
-20%
-20%