Елена Анкудо,

Фото: newsline25.ru
Фото: newsline25.ru
Приговор двум мужчинам, признавшихся в убийстве таксиста службы "Такси 157" 26-летнего Алексея Грушаненко, не оставил его коллег равнодушными. На начало суда таксисты приехали колонной из полутора десятков автомобилей, следили за каждым судебным заседанием. Около 20 человек посетило суд в день вынесения приговора, суровым молчанием встретив наказание – 24,5 и 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
  
Сегодня таксисты говорят не только о жестоком наказании убийцам, но и страхе перед клиентами. Какими способами защиты располагают белорусские водители, AUTO.TUT.BY рассказал, председатель профсоюза "Минское такси" Денис Новиков.

На фото: сотрудники такси внимательно следили за судебным процессом по делу об убийстве их коллеги

- Почему так много таксистов приехало на суд – у нас не так часто происходят убийства…
 
- Убийство водителя службы "Такси 157" Алексея Грушаненко – случай из ряда вот выходящий, не смотря на то, что конфликтов с клиентами хватает. Смерть коллеги нас потрясла, таксисты объединились. На суд съехались из основных диспетчерских служб такси Минска – 157, 135, 152, 158, 156.
 
- С чем связаны конфликтные ситуации, о которых вы упомянули?

- Основная - отказ клиента платить. Доехав к месту назначения и поняв, что ему не хватает денег, пассажир вдруг решает выскочить из машины и убежать. Как правило, это люди в неадекватном состоянии – пьяные, наркоманы и пр. Догонять их – себе дороже, ведь никто не знает, что за оружие может оказаться у человека. Если вызов поступил с личного телефона, мы просто связываемся с оператором – найти человека в этом случае помогает милиция. Протрезвев, клиенты просят прощения и расплачиваются.
  
Пассажиры конфликтуют в неадекватном состоянии, особенно если их несколько. Поэтому, помня о произошедшей трагедии, мы стараемся отказываться от нетрезвых клиентов. Водители стали бояться пьяных.
 
- Работа таксиста становится опасной?
 
- До недавних пор я говорил о напряжении, а не опасности. Но убийство Алексея, а затем несколько нападений на таксистов изменило отношение к работе. Мы переходим в категорию опасной профессии, нападений становится больше. Размер заработка, озвученный некоторыми сотрудниками такси в интервью, полагает некоторым думать, будто бы у нас в машине миллионы. На самом деле речь, как правило, идет о 200-300 тысяч рублей, потому что заработок таксиста не стабильный – сегодня сумма большая, а завтра только заправку отбил. Но подростки и молодые парни, один из которых убил Алексея, полагают, что денег у нас как в инкассаторской машине. Водители страдают из-за маленьких сумм.
  
- Чем могут защититься белорусские таксисты?
 
- Самая главная защита – психологическое воздействие на людей. Таксисты - немного психологи, по поведению и жестам клиента мы можем определить его опасность. А силу применяем редко, ведь поза за рулем сковывает, да и за дорогой следить нужно. В последнее время начали обсуждать обустройство автомобилей такси перегородками, применяемыми в западных странах и США. Но это возможно только в больших автомобилях, иначе теряешь в количестве пассажирских мест – спереди человек сесть уже не может. Поэтому сегодня самый действенный способ защиты у белорусского таксиста это ноги на педалях – автомобиль можно разогнать, чтобы нападающий испугался за свою жизнь.
  
- А как же электрошокер и бейсбольная бита, воспетые в байках про таксистов?
  
- Они лежат в автомобилях иных водителей только ради устрашения – биту применить сложно, а электрошокер еще и опасно, ведь нападающего со слабым здоровьем можно убить, а это уже уголовная статья. Знаю, что некоторые коллеги применяли газовые баллончики со слезоточивым газом, обезвреживая буйного пассажира на некоторое время, чтобы получить время выбежать из машины.
  
- Помогает ли компания-перевозчик своим сотрудникам в приобретении более современных средств защиты?
 
- Технически это возможно, вопрос обсуждается. Сегодня у каждого водителя есть смартфон с Интернетом, в службе "Такси 156" благодаря встроенной в телефон программе,диспетчер может видеть местонахождение автомобиля. А вот призыв о помощи через дежурного - что-то вроде команды "Центр" пока остается проблемой. Для такого призыва нужно набрать определенный номер телефона, что в критической ситуации, когда таксиста держат или душат, сделать невозможно. Необходимо что-то вроде тревожной кнопки.
 
- В каких случаях таксисты прибегают к команде "Центр"?
 
- Когда есть угроза жизни или имуществу. За последние год-полтора я один раз приезжал по этой команде, поскольку находился рядом, и слышал как минимум о четырех. Этой весной наш коллега успел подать команду "Центр" до того, как потерял сознание от удара по голове. Таксисты быстро приехали, обнаружили коллегу и даже задержали одного из нападавших. С человеком все в порядке, он продолжает работать.
 
- Почему не берете на вооружение способы защиты зарубежных коллег?
 
- Не хватает денег. За рубежом одна машина у таксиста для работы, вторая – для личной жизни. Поэтому рабочую можно оборудовать пуленепробиваемой ударопрочной перегородкой, полностью заслонившись от пассажиров. Двери водителя заблокированы, для денег предусмотрено узкое отверстие. Мы такое просто не можем себе позволить.
 
 - Какого наказания ожидаете убийцам?
 
 - Прокурор запросил по 25 лет каждому, а мы думаем – не мало ли? Исправятся ли эти люди за такое время? Один из убийц, у которого за спиной несколько приговоров, вел себя на суде нагло, шутил и улыбался. Если бы в Беларуси был самосуд, таксисты его просто порвали бы.
 
-20%
-15%
-50%
-30%
-15%
-20%
-35%
-10%
-18%
-20%