Александр Дещенко,

В своих предыдущих креативах я писал в основном для велосипедной либо очень сочуствующей аудитории, рассказывая, что велосипед - отличный повод познакомиться, выехать за город и даже сэкономить. Сегодня хочу обратиться к милым и добрым людям, которые сжимают круг вокруг велосипедистов. Мир вам, пешеходы и автомобилисты!
 
На фото: Александр Дещенко
 
Думаю, что открою части этих людей глаза на мир, когда сообщу, что Беларусь - единственная страна в мире, которая на уровне правил дорожного движения вынуждает велосипедистов передвигаться по тротуарам вместо проезжей части. Искать рациональных объяснений этой аномалии мы не будем, в данном случае разговор пойдет о другом. Меня интересует, что с этим делать и как жить. На вопрос "а в чем проблема?" отвечу - кроме традиционно называемых проблем в виде бордюров, мест для хранения велосипедов и качества покрытия асфальта, основной являются люди.

Они разные - от строителей и проектировщиков, которым мы должны быть признательны именно за такие дороги, до пешеходов и автовладельцев, наводящих окончательный лоск на задумки создателей. 
 

 
А теперь осмелюсь дать несколько советов окружающим. Мне известно, что думать об интересах ближнего у нас не принято. Однако не сталкиваться - в буквальном смысле этого слова с велосипедистами - это определенно в ваших интересах. Сам велосипед довольно твердый, в его водителе немало килограммов, а скорость передвижения может запросто превышать ваши о ней представления в несколько раз. В сумме же это дает такую вещь, которая может существенно попортить внешний вид - как оставленного на тротуаре либо переходе автомобиля, так и какой-либо части вашего тела.
 
Начну с пешеходов. Всем сердцем сочувствую вашей необходимости терпеть на тротуарах вертких летунов на железных конях. Однако, вопреки общественному мнению, многие из велосипедистов довольно трепетно чтут ПДД, как минимум главу 20 "Движение на велосипедах и мопедах" и пункт 148 - "Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края".
 
Поэтому попробуйте держать на периферии сознания возможность появления внезапного велосипедиста. Особенно когда вам внезапно придет в голову желание круто сменить направление движения на практически противоположное. Мы, велосипедисты, стремимся держать в голове примерную схему движения ближайших участников - почти как водители на дорогах, однако резкие скачки труднопредсказуемы и сильно увеличивают вероятность нашей с вами контактной встречи.
 
Могу обратить внимание и на то, что на большинстве тротуаров и без того не очень много места, чему в сильной мере способствуют стоящие крупногабаритные пешеходы и иные препятствия. Имейте в виду, что в узких местах велосипеды также ездят и очень вероятно могут кого-то задеть. И еще - просто довожу до вашего сведения тот факт, что часто велосипедисты стоят и ждут зеленого света на переходах. И пустое место между велосипедом и дорогой они оставляют для безопасности, а не для того, чтобы дать возможность паре пешеходов встать спереди. Когда загорится зеленый свет, велосипед двинется значительно энергичнее пешехода и весьма вероятен уже описанный мной радостный факт встречи.
 
Отдельной строкой упомяну разнообразные звуковые сигналы, подаваемые велосипедистами. Распространенное восприятие велозвонка пешеходами - это кто-то балуется. А в действительности велосипедист дает знать о своем приближении либо вовсе пытается таким образом избежать трамвоопасной встречи с пешеходами.
 
Немного о складках местности. Если посреди тротуара торчит какая-то затейливая вещь, имеет место противоестественная неровность либо бордюр разной высоты на пересечении с дорогой - не стоит сходу выбирать для ходьбы более ровные и красивые части дороги - весьма вероятно, к ним уже приближается двухколесный монстр, низенько подлетая со скоростью километров 30 в час. Ваше стремление к прекрасному похвально, но может привести к нашей с вами встрече. Оглянитесь для порядка.
 
Особо отмечу белорусское ноу-хау - разрисованные краской тротуары, выдаваемые за велодорожки. Мы-то прекрасно знаем, что в девичестве они были тротуарами, полностью отданными во власть пешеходов, однако ПДД и доблестные ГАИ регулярно и особенно в конце отчетных периодов настаивают, что именно по этим полосам препятствий должны передвигаться велосипедисты. Так давайте хотя бы краем глаза смотреть, как они поделены и не ходить толпами прямо по нарисованным велосипедам. Ибо возможны ранее описанные нюансы.
 
Дети - как пешие, так и на велосипедах. Если вы гуляете с ними по тротуарам, посматривайте по сторонам вместо разговора по телефону - большинство детишек способны распределиться по всей ширине тротуара одновременно, почти как кот Шрёдингера. В принципе, хватает всяких опасностей и без нас, велосипедистов.
 
Но чем дальше - тем больше на тротуарах, которые и без того с трудом делятся между двумя разноскоростными группами участников движения, увеличивается присутствие автомобилей. На мой взгляд, ситуация с парковкой на тротуаре подчиняется теории разбитого окна, и там, где сегодня успешно переночевала одна машина, завтра уже негде пройти пешком. Но хочу обратить внимание всех, кому очень-надо-на-пять-минуточек-жена-рожает - вас здесь не стояло.

 
Оставленный на пути регулярного велодвижения автомобиль рискует стать неожиданным препятствием на привычном маршруте велосипедиста. И поверьте, едва ли покраска бортов или установка новых зеркал является тем удовольствием, которого вы стремитесь достигнуть, оставляя свой транспорт в общем-то неположенном месте.

 
Предвосхищая шквал плачей Ярославны "а где же нам парковаться", выскажу мысль, что подобные риторические вопросы у меня вызывают параллель с молодой студенческой парой, купившей в комиссионке кровать с балдахином, притянувшей ее в общагу и поставившей в общей кухне.
 
Отмечу и работников при исполнении, в первую очередь - ЖКХ, "Зеленстроя" и дорожников, техника которых размером со средний легковик абсолютно всегда ставится поперек всех возможных дорог с чувством полного на то права.
 
 
 
Автовладельцы, проезжая за нарисованную на асфальте стоп-линию, вспомните, каков ее смысл согласно ПДД. Вам не кажется, что ваше авто будет немного мешать?
 

 
Цель моего повествования - не указание на путь в лучший мир и просьба возлюбить ближнего, а чисто прагматичное указание на проблемы на ровном месте из-за вещей, которые просто не принимались во внимание. Все фотографии, использованные в статье, сделаны на протяжении одного предпоследнего летнего дня на обычный телефон во время движения по городу в соответствии с п. 148.1 ПДД. Берегите себя!
 
А при работе над текстом я вдохновлялся "Дапаможнікам па выжываньні для беларускіх пешаходаў" проекта БелаВела.