Анна Калтыгина,

Наша читательница задалась вопросом: «Какими должны быть «спящие полицейские?». Марину удивил тот факт, что на отрезке от проспекта Дзержинского до улицы Есенина аж 4 искусственные неровности, но среди них не найти двух одинаковых.

Вооружившись стандартом СТБ 1538 от 2005 года «Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах. Технические требования и правила применения», и помощью начальника отделения дорожного надзора ГАИ Мингорисполкома Дмитрия Забалуева, TUT.BY выяснил, какими должны быть «спящие полицейские»; кто отвечает за их содержание; и что делать, если искусственная неровность где-то очень нужна, а где-то — лишь мешает движению.

По состоянию на 23 августа в Минске установлено 796 «спящих полицейских». Для сравнения: в декабре 2010 их было 600, а в октябре 2005-го — около 300. Всего по республике насчитывается порядка шести тысяч искусственных неровностей.

Какими должны быть «спящие полицейские»?

«Спящие полицейские» могут быть двух типов: криволинейными и трапециевидными. Выбор конструкции производится с учетом продольного и поперечного уклонов, профиля проезжей части, обеспечения водоотвода, необходимости производства механизированной уборки грязи, снежных и ледяных отложений. Но в любом случае высота искусственных неровностей не должна превышать 6,5 сантиметров. Однако в ГАИ Мингорисполкома отметили, что в столице практически не найти искусственные неровности такой высоты — обычно их делают намного меньше.

Иллюстрация: Евгений Рычков
Иллюстрация: Евгений Рычков

Максимальная длина искусственных неровностей криволинейной формы не должна превышать 2 м

Максимальная длина искусственных неровностей трапециевидной формы не должна превышать 3,5 м

Кто отвечает за состояние искусственных неровностей? Что делать, если они не соответствуют ГОСТу, сильно повреждены или частично разрушены?

Берем в руки линейку, фотоаппарат и занимаемся замерами и съемкой. Все «спящие полицейские» содержатся на балансе районных «Ремавтодоров». Дорожники обязаны постоянно проводить мониторинг и обследование искусственных неровностей. Если искусственная неровность не соответствует ГОСТу (например, высота намного выше дозволенных 6,5 см) любой гражданин может обратиться в ГАИ, «Ремавтодор» или администрацию района своего района. Госавтоинспекция проведет обследование «больного» участка, и в случае необходимости дефекты устраняются силами подразделений «Ремавтодора».

Фото одной из многих искусственных неровностей на улице Космонавтов — найти две одинаковые невозможно

Где могут располагаться «спящие полицейские»?

За 20−30 метров

— в местах концентрации ДТП;

— перед другими опасными участками дорог, когда это обусловлено необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения (въезд в зону производства работ, подъезд к пересечению с главной дорогой, при наличии интенсивного пешеходного движения отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек и т.п.).

За 5−10 метров или непосредственно на пешеходных переходах

— в местах, которые имеют выходы на проезжую часть с учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов и торговых точек, станций метрополитена, которые непосредственно прилегают к данным дорогам, нерегулируемых переходов через проезжую часть с интенсивным движением пешеходов.

Кроме этого, «спящие полицейские» должны располагаться на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог, для неровностей с высотой более 0,01 м — с обязательным освещением. Кроме того, участки дорог, на которые устанавливаются «спящие полицейские» должны быть оборудованы предупреждающими дорожными знаками. Одно из этих условий не соблюдено? Опять же: ГАИ, «Ремавтодор», администрация района…

Где искусственных неровностей быть не должно?

Запрещено устанавливать искусственные неровности (за исключением шумовых полос):

— на остановках общественного транспорта или соседних с ними полосах и отводах проезжей части;

— на мостах, путепроводах, эстакадах, а также проездах под ними в транспортных тоннелях;

— на дорогах с трамвайными путями на одном уровне с проезжей частью, независимо от полос движения;

— на участках дорог, имеющих продольный уклон более 50% или радиус закругления дороги в плане менее 500 м, на автомобильных дорогах менее 300 м на улицах и дорогах городов и населенных пунктов.

Что нужно для установки «спящего полицейского»?

Как нам сообщил начальник отделения дорожного надзора ГАИ Мингорисполкома Дмитрий Забалуев, если гражданин считает, что в каком-то определенном месте необходима искусственная неровность, то он может обратиться с заявлением в ГАИ его района к инженеру по организации дорожного движения. Будет проведено обследование места с учетом аварийности, мест подхода и прочих параметров. Если инспектор дает положительное заключение, Госавтоинспекция устанавливает дорожные знаки и предоставляет заключение «Ремавтодору» этого района, который за счет районной администрации и оборудует участок «спящим полицейским».

Однако все не так просто — от обращения до установки может пройти не одна неделя и даже месяц: лишь в конце года формируется перечень мест, где планируется установка искусственных неровностей на следующий год.

Можно ли самостоятельно сделать искусственную неровность?

«Спящие полицейские» самовольно устанавливать нельзя. Схемы расположения и их конструкция должны согласовываться:

— с балансосодержателем дороги

— с УГАИ МВД РБ

— с организациями управления электротранспортом (там, где есть движение троллейбусов)

А как у них?

Читатели нашего форума поделились своими наблюдениями по организации дорожного движения за пределами Беларуси.

A (bdu) LLAH

Очень интересные неровности используют в Германии. Они на пневматике, и если машина едет с допустимой скоростью, то они успевают «сдуваться», если же превышают, то нет. То есть если не превышать, даже и не заметишь.

w11

Так далеко за примером правильного «лежачего» можно не ходить. Если кто-нибудь ездил на автомобиле в Клайпеду, то должен был проезжать круговую развязку перед городом. «Лежачие» перед ней сделаны в виде плавного искривления дороги, которое позволяет без проблем проезжать его на разрешенной скорости, а в случае превышения — да, тряханет. А у нас перед «лежачим» обычно ограничение 40, а на деле люди переползают его на первой передаче, так что это не ограничение 40, а фактический знак СТОП!

Пешеходы и водители

Редкий автовладелец признает полезный эффект «спящих полицейских». Кого-то раздражает их количество, а кто-то жалеет автомобиль. Но надо бы выслушать и другую точку зрения — педагога Валентины Скобулович:

«Я считаю, что «спящие полицейские» нужны. Я работаю в школе. Вот, сфотографируйте «лежачего» возле нее — посмотрите, высота небольшая, но водители тем не менее скорость сбрасывают. Все же там учатся наши дети, и если есть возможность минимизировать риски — это неплохо. Сейчас мне, конечно, объяснят, что детей надо учить лучше — объяснять ПДД и так далее. Но знали бы вы, как тут носились автомобили до установки этой «полицейского»! И несчастные случаи тоже были.»

Фото "спящего полицейского" возле одной из минских школ
Фото «спящего полицейского» возле одной из минских школ

Примечание редакции

В комментариях к этому материалу вы поинтересовались — куда отсылать фотографии «полицейских не по ГОСТу». Высылайте фотографии с замерами, указанием точного расположения искусственной неровности и вашими комментариями на адрес auto@tutby.com.

-20%
-30%
-35%
-10%
-10%
-15%
-30%
-20%
-15%
-10%
-20%