• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


Анна Калтыгина,

Наша читательница задалась вопросом: "Какими должны быть "спящие полицейские?". Марину удивил тот факт, что на отрезке от проспекта Дзержинского до улицы Есенина аж 4 искусственные неровности, но среди них не найти двух одинаковых.
  
Вооружившись стандартом СТБ 1538 от 2005 года "Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах. Технические требования и правила применения", и помощью начальника отделения дорожного надзора ГАИ Мингорисполкома Дмитрия Забалуева, TUT.BY выяснил, какими должны быть "спящие полицейские"; кто отвечает за их содержание; и что делать, если искусственная неровность где-то очень нужна, а где-то – лишь мешает движению.

По состоянию на 23 августа в Минске установлено 796 "спящих полицейских". Для сравнения: в декабре 2010 их было 600, а в октябре 2005-го – около 300. Всего по республике насчитывается порядка шести тысяч искусственных неровностей.

Какими должны быть "спящие полицейские"?
  
"Спящие полицейские" могут быть двух типов: криволинейными и трапециевидными. Выбор конструкции производится с учетом продольного и поперечного уклонов, профиля проезжей части, обеспечения водоотвода, необходимости производства механизированной уборки грязи, снежных и ледяных отложений. Но в любом случае высота искусственных неровностей не должна превышать 6,5 сантиметров. Однако в ГАИ Мингорисполкома отметили, что в столице практически не найти искусственные неровности такой высоты – обычно их делают намного меньше.
 
Иллюстрация: Евгений Рычков
Искусственная неровность криволинейного типа
 
Иллюстрация: Евгений Рычков
Искусственная неровность трапециевидного типа
Максимальная длина искусственных неровностей криволинейной формы не должна превышать 2 м
Максимальная длина искусственных неровностей трапециевидной формы не должна превышать 3,5 м
Кто отвечает за состояние искусственных неровностей? Что делать, если они не соответствуют ГОСТу, сильно повреждены или частично разрушены?

Берем в руки линейку, фотоаппарат и занимаемся замерами и съемкой. Все "спящие полицейские" содержатся на балансе районных "Ремавтодоров". Дорожники обязаны постоянно проводить мониторинг и обследование искусственных неровностей. Если искусственная неровность не соответствует ГОСТу (например, высота намного выше дозволенных 6,5 см) любой гражданин может обратиться в ГАИ, "Ремавтодор" или администрацию района своего района. Госавтоинспекция проведет обследование "больного" участка, и в случае необходимости дефекты устраняются силами подразделений "Ремавтодора". 

Фото одной из многих искусственных неровностей на улице Космонавтов - найти две одинаковые невозможно

Где могут располагаться "спящие полицейские"?

За 20-30 метров
- в местах концентрации ДТП;
- перед другими опасными участками дорог, когда это обусловлено необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения (въезд в зону производства работ, подъезд к пересечению с главной дорогой, при наличии интенсивного пешеходного движения отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек и т.п.).
 
За 5-10 метров или непосредственно на пешеходных переходах
- в местах, которые имеют выходы на проезжую часть с учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов и торговых точек, станций метрополитена, которые непосредственно прилегают к данным дорогам, нерегулируемых переходов через проезжую часть с интенсивным движением пешеходов.

Кроме этого, "спящие полицейские" должны располагаться на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог, для неровностей с высотой более 0,01 м – с обязательным освещением. Кроме того, участки дорог, на которые устанавливаются "спящие полицейские" должны быть оборудованы предупреждающими дорожными знаками. Одно из этих условий не соблюдено? Опять же: ГАИ, "Ремавтодор", администрация района...
  
Где искусственных неровностей быть не должно?

Запрещено устанавливать искусственные неровности (за исключением шумовых полос):
- на остановках общественного транспорта или соседних с ними полосах и отводах проезжей части;
- на мостах, путепроводах, эстакадах, а также проездах под ними в транспортных тоннелях;
- на дорогах с трамвайными путями на одном уровне с проезжей частью, независимо от полос движения;
- на участках дорог, имеющих продольный уклон более 50% или радиус закругления дороги в плане менее 500 м, на автомобильных дорогах  менее 300 м на улицах и дорогах городов и населенных пунктов.

Что нужно для установки "спящего полицейского"?
 
Как нам сообщил начальник отделения дорожного надзора ГАИ Мингорисполкома Дмитрий Забалуев, если гражданин считает, что в каком-то определенном месте необходима искусственная неровность, то он может обратиться с заявлением в ГАИ его района к инженеру по организации дорожного движения. Будет проведено обследование места с учетом аварийности, мест подхода и прочих параметров. Если инспектор дает положительное заключение, Госавтоинспекция устанавливает дорожные знаки и предоставляет заключение "Ремавтодору" этого района, который за счет районной администрации и оборудует участок "спящим полицейским".
 
Однако все не так просто – от обращения до установки может пройти не одна неделя и даже месяц: лишь в конце года формируется перечень мест, где планируется установка искусственных неровностей на следующий год.
 
Можно ли самостоятельно сделать искусственную неровность?
"Спящие полицейские" самовольно устанавливать нельзя. Схемы расположения и их конструкция должны согласовываться:
- с балансосодержателем дороги
- с УГАИ МВД РБ
- с организациями управления электротранспортом (там, где есть движение троллейбусов)
А как у них?
  
Читатели нашего форума поделились своими наблюдениями по организации дорожного движения за пределами Беларуси.
  
Очень интересные неровности используют в Германии. Они на пневматике, и если машина едет с допустимой скоростью, то они успевают "сдуваться", если же превышают, то нет. То есть если не превышать, даже и не заметишь.
  
Так далеко за примером правильного "лежачего" можно не ходить. Если кто-нибудь ездил на автомобиле в Клайпеду, то должен был проезжать круговую развязку перед городом. "Лежачие" перед ней сделаны в виде плавного искривления дороги, которое позволяет без проблем проезжать его на разрешенной скорости, а в случае превышения - да, тряханет. А у нас перед "лежачим" обычно ограничение 40, а на деле люди переползают его на первой передаче, так что это не ограничение 40, а фактический знак СТОП!

Пешеходы и водители
  
Редкий автовладелец признает полезный эффект "спящих полицейских". Кого-то раздражает их количество, а кто-то жалеет автомобиль. Но надо бы выслушать и другую точку зрения - педагога Валентины Скобулович:

"Я считаю, что "спящие полицейские" нужны. Я работаю в школе. Вот, сфотографируйте "лежачего" возле нее - посмотрите, высота небольшая, но водители тем не менее скорость сбрасывают. Все же там учатся наши дети, и если есть возможность минимизировать риски - это неплохо. Сейчас мне, конечно, объяснят, что детей надо учить лучше - объяснять ПДД и так далее. Но знали бы вы, как тут носились автомобили до установки этой "полицейского"! И несчастные случаи тоже были."

Фото "спящего полицейского" возле одной из минских школ
Фото "спящего полицейского" возле одной из минских школ

Примечание редакции

В комментариях к этому материалу вы поинтересовались - куда отсылать фотографии "полицейских не по ГОСТу". Высылайте фотографии с замерами, указанием точного расположения искусственной неровности и вашими комментариями на адрес auto@tutby.com.

-32%
-10%
-20%
-10%
-10%
-85%
0061640