148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  2. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  3. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  4. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  5. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  6. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  7. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  8. Переговоры с Мишустиным, новые законы и задержания. Что происходило в Беларуси 16 апреля
  9. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  10. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  11. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  12. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  13. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  14. Руководителем Белорусской ассоциации журналистов избрали Андрея Бастунца
  15. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  16. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  17. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  18. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  19. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  20. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  21. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  22. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  23. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  24. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  25. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  26. Глава Минздрава о третьей волне коронавируса в Беларуси: заболевших меньше, но тяжелых случаев больше
  27. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  28. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  29. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  30. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы


Анна Рудь,


 
С начала августа на дорогах Беларуси произошли 2 столкновения транспортных средств с дикими животными, в которых погибли люди. 19 августа в Столбцовском районе мотоциклист наехал на кабана, 20 августа в Островецком районе автомобиль столкнулся с лосем. Без кардинальных мер по исключению подобных встреч, ситуация будет только усугубляться - охотничье хозяйство в стране развивается,  численность диких животных - увеличивается.
 
Фото: orshatut.by
Фото: orshatut.by
 
В последние годы арендаторам охотничьих угодий поступает много жалоб и исков от пострадавших при встрече с дикими животными на дорогах. Арендаторы также заинтересованы в уменьшении количества подобных аварий, так как каждое погибшее на дороге животное охотничьего вида – финансовая потеря организации.
 
Время "пьяных" лосей
 
Период с августа по начало октября – время осенней миграции диких животных, рассказали AUTO.TUT.BY в Научно-практическом центре по животноводству НАН РБ. За 7 месяцев нынешнего года на дорогах страны было совершено 9 наездов на диких животных с погибшими и пострадавшими в них людьми. Большинство подобных ДТП произошло во время весенней миграции зверей – конец апреля - май.
 
По словам экспертов, днем или в сумерки больше вероятность встретить на дороге лань или оленя, ночью – кабана или лося. Кстати, лани и косули очень пугливы, так что в зоне действия знака "Дикие животные" нелишне двигаться, периодически подавая звуковой сигнал.
 
Наиболее опасен для водителей лось, вес которого может доходить до 600 килограммов, а действия - абсолютно непредсказуемы. Лось может спокойно идти вдоль проезжей части, а затем внезапно прыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может остановиться посреди дороги, не реагируя на свет фар приближающегося автомобиля и рев клаксона. А при попытке объезда неподвижное животное вдруг прыгнет прямо на капот автомобиля. Пик "непредсказуемости" приходится на осень, виной чему "пьяные" яблоки. По словам экспертов, лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-"дички" и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в состояние "опьянения" и становятся совершенно неадекватными.
 
Животное перед капотом – что делать?
 
Как показывает практика, водитель может затормозить перед животным лишь когда заметил его на дороге заблаговременно. В сумерки, ночное время или при внезапном появлении животного на дороге среагировать вовремя практически невозможно.
 
Реальный выход – максимально затормозив, идти на столкновение. Удар машиной любого животного – даже 600-килограммового лося – оставляет водителю больше шансов, чем фронтальное столкновение с другим автомобилем при выезде на "встречку", удар о дерево или опору освещения при съезде с трассы.
 
Чаще всего, как показывает практика, сидящие в автомобиле получают смертельные травмы не в результате столкновения с животным, а именно после съезда за пределы проезжей части. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь вывернуть руль даже когда столкновение неизбежно.
 
Не пробуйте проскочить перед животным, объезжая его по направлению его движения - звери развивают большую скорость, редко поворачивая назад.
 
Будьте предельно внимательны, увидев закончившее переход дороги животное. Олени, лани и кабаны живут стадами - за одним животным можно ожидать появления других.
 
И ни в коем случае не выходите после столкновения из машины, пытаясь осмотреть раненое животное - в шоковом состоянии оно может покалечить или даже убить. В беседе с AUTO.TUT.BY сотрудники УГАИ МВД РБ припомнили случай, когда раненный кабан изодрал клыками шины и кузов ударившего его автомобиля. Водителя спасло лишь то, что он не покидал салона.
 
Чего ожидать от ГАИ и охраны животного мира?
 
Инспекторов ГАИ вызывать на место ДТП - обязательно! За съезд с места аварии предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей или лишение прав сроком на 2 года.
 
Вместе с тем, как пояснили в ГАИ, водитель, столкнувшийся с препятствием, нарушает пункт 9.9 ПДД, так как обязан "принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения". Если в процессе разбирательства будет установлено, что животное появилось перед автомобилем внезапно и водитель не имел возможности избежать столкновения, административной ответственности он не понесет.
 
О ранении или гибели животного необходимо сообщить пользователю охотничьих угодий либо по телефону дежурной линии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь. Контактные данные организаций есть на информационных табличках, установленных вдоль дорог в районе угодий. Не стоит бояться, что собственник угодий потребует возмещения вреда – за оленя, косулю или кабана, "добытых" с нарушением правил, придется заплатить 6 млн рублей в качестве компенсации ущерба природе, лося - 9,5 млн рублей. Подобное требование может быть предъявлено к водителю, чья вина в ДТП, совершенном в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", доказана. При этом, поскольку ответственность лица, управляющего транспортным средством, застрахована, вред должна возмещать страховая компания в пределах лимита (10 тыс. евро). Если же если водитель был пьян и/или уехал с места ДТП, страховая предъявит ему регрессный иск.
 
Что будет с "трофеем"?
 
Сбитое автомобилем животное передают в территориальное Общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его тушу после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить в продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.
 
Страховые нюансы
 
Страховой риск "повреждения транспортного средства в результате действий животных" сегодня предусмотрен в типовых договорах КАСКО всех белорусских страховщиков. Следовательно, компания возместит владельцу полиса добровольного комплексного страхования вред, полученный от встречи с животным.
 
Если автокаско нет, страховая ущерб не возместит. Если же вина водителя в ДТП не установлена, а на дороге не было предупреждающих знаков о возможном появлении диких животных, можно попробовать взыскать через суд компенсацию расходов на ремонт машины с арендаторов охотничьих угодий или дорожно-эксплуатационной службы.
 
Решение проблемы: у нас и за рубежом
 
Минлесхоз несколько лет назад обязал каждого пользователя охотничьих угодий определить основные пути миграции животных на своей территории и внести предложения дорожным службам по установке информационных указателей и предупреждающих дорожных знаков. Мера оказалась недостаточно эффективной и "Белгосохота"  с учетом зарубежного опыта разработала рекомендации охотпользователям. Например, в Беларуси уже начали строить надземные переходы для зверей и подземные – для земноводных в местах их массовой миграции.
 
Мировой опыт доказал, что самая эффективная мера обезопасить трассы от зверей, - оградить дороги от леса забором-"сеткой". Подобные конструкции практикуют в Литве, Латвии, Швеции, Германии, Франции и других европейских странах. В Беларуси, где леса занимают более 60 процентов околодорожных территорий, это пока дорогое удовольствие.
 
В Норвегии пробовали использовать отпугивающие запахи, нанося на стволы деревьев и столбы ограждения жидкость, имитирующую запах мочи волка. Это привело к реальному снижению количества ДТП на контрольных участках.
 
А еще в Европе популярно изменение конструкции дороги – на участках наиболее вероятного выхода лося на дорогу вдоль обочины насыпают камни среднего размера. Шаткая земля под ногами заставляет лося идти медленнее, что дает водителям время среагировать.
 
В Швеции и Финляндии одно время пытались бороться с дикими животными с помощью "волчьих глаз" - вдоль дороги на столбах или деревьях монтировали зеркала, которые отражали свет фар автомобиля, что должно отпугнуть диких животных от дороги. Но эксперименты показали, что, например, на лосей это не действует. В Беларуси, кстати, тоже пытались внедрить эту технологию, но большинство "волчьих глаз" с деревьев наши соотечественники украли.
-10%
-20%
-10%
-20%
-30%
-10%
-20%
-5%
-10%