Елена Анкудо,

Автодилеры Беларуси пытаются конкурировать с российскими автосалонами и намерены вести переговоры о снижении таможенных пошлин.

Во вторник, 31 июля, Минпромторг России опубликовал проект постановления правительства о ставках утилизационного сбора на автомобили, согласно которому базовый размер пошлины составит 20 тысяч российских рублей, а утилизационный сбор для физических лиц предложено сделать символическим.



Коснутся ли изменения российского законодательства белорусского автобизнеса, в какой из стран Таможенного союза машины будут дешевле, и смогут ли наконец предприимчивые граждане нашей страны заработать на разнице цен? На эти вопросы в студии TUT.BY ответил председатель автомобильной ассоциации "БАА", директор импортера VW в Беларуси ИП "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергей Михневич.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (15.12 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Мы знаем, какие ставки утилизационного сбора российская сторона предложила в начале лета, ныне их уточнили, выложив информацию на сайт Минпромторга РФ. Что изменилось и чего ожидать от новых ставок?
 
Если рассматривать новые машины до 3 лет, ставки практически не поменялись. Изменения в градации - стало меньше делений, коэффициенты ставки рассчитаны для автомобилей до 2 л, с 2 л до 3 л, с 3 л до 3,5 л и больше 3,5 л. Но для подержанных машин ставки стали еще больше к тем, что мы видели в начале лета. Можно сказать, что данная новость должна еще больше расстроить тех, кто планировал приобретать подержанный автомобиль. Несомненно, это скажется на ценах подержанных автомобилей в Российской Федерации.
 
Ставки утилизационного сбора на новые автомобили будут колебаться от 800 до 3,5 тыс. долларов, что вполне терпимо, исходя из стоимости автомобилей. По подержанным автомобилям максимальная ставка утилизационного сбора будет достигать более 21 тыс. долларов - эта сумма не соответствует понятию утилизации.
 
Было неожиданно увидеть ставку утилизационного сбора для физлиц, ввозящих автомобили для личного потребления. Она будет установлена в размере до 100 долларов для новых автомобилей и до 150 долларов для подержанных автомобилей. По сути, это реальная стоимость утилизации.
 
С чем связано особое отношение к физлицам, не ринутся ли они за машинами, пользуясь этим преимуществом?
 
Российское правительство вводит разный подход по уплатам ставки утилизационного сбора - для юрлиц грабительский, для физлиц – символический. Но я уверен, что данное решение - популистское, поскольку при вступлении России в ВТО ставки таможенных пошлин для физлиц не уменьшаются. Это значит, что они будут запретительными, автомобилей физлица ввозят мало. И вводить дополнительный утилизационный сбор будет лишним раздражением электората. Россияне просто на это не пошли.

С 1 сентября в России таможенные пошлины на легковые автомобили снижаются на 5% - с 30% до 25%. Перекрывает ли утилизационный сбор это снижение и если да, то как скажется на стоимости новых автомобилей в шоу-румах?
 
Ставка утилизационного сбора призвана компенсировать уменьшение таможенной пошлины, которое появится при вступлении в силу нового тарифа. Но речь не идет о полной компенсации. Я ввожу понятие пороговая стоимость автомобиля, на которой эта ставка равна стоимости уменьшения таможенного платежа. По автомобилям до 2 литров пороговой ввозной стоимостью является 16 тыс. 750 долларов. То есть в этом случае уменьшение таможенной стоимости на 5% будет равно 837 долларам, и это равно сумме утилизационного сбора. Для автомобиля с 2 л до 3 л пороговая ввозная стоимость будет составлять около 33 тыс. долларов. Ставка сбора будет составлять 1 660 долларов, именно на эту стоимость будет уменьшен таможенная пошлина. Если машины будут дешевле пороговой стоимости, то в России они подорожают.
 
Можете объяснить на конкретных примерах? Возьмем популярную машину Hyundai Accent или Volkswagen Polo Sedan с объемом двигателя до 2 литров, чья пороговая стоимость почти 17 тыс. долларов…

Неудачный пример: эти машины не растамаживаются в Беларуси. Они могут практически не поменять цену, потому что заводы, находящиеся в России, возьмут на себя обязательства по утилизации, и сумма подорожания будет символической. Мы можем взять машину, импортируемую из Европы, к примеру, стоимостью 10 тыс. долларов с объемом двигателя меньше 2 литров. Таможне платим 30% от стоимости, и НДС 20% - ее себестоимость будет 15 тыс. долларов. В России таможня будет 25%, и себестоимость автомобиля при растаможке уменьшится на 500 долларов. Но одновременно будет уплачен утилизационный сбор в размере 837 долларов. Разница будет составлять около 330 долларов, и автомобиль подорожает при ввозе и реализации в РФ.
 
То есть автомобили с объемом двигателя меньшего литража в России будут дорожать?
 
Автомобили - не важно, какого литража, ввозной стоимостью ниже пороговой в России подорожают, в Беларуси их цена не изменится. Ситуация с введением в силу этого закона в России никоим образом не повлияет на изменение цен в Беларуси, потому что у нас действуют нынешние таможенные пошлины, законодательство по НДС. Поэтому цены у автодилеров Беларуси не увеличатся.
 
Получается, что российские нововведения играют на пользу белорусским импортерам: в наших автосалонах цены будут несколько ниже?
 
Они будут как минимум не выше. После вступления с января в силу нового закона по НДС на многие модели у многих автодилеров цены были выше, чем в РФ. По ряду импортеров РФ уже информация о повышении цен до 10%, это устранит ценовые диспропорции, и цены в шоурумах белорусских автодилеров будут не выше, а может, и ниже, цен РФ.
 
Вы говорите обо всех автомобилях, с разным порогом стоимости?
 
По той стоимости, по которой они ввозятся в Беларусь, основная масса будет более доступной, чем в РФ. Это будут, как правило, автомобили средней стоимости.
 
А если говорить о дорогих автомобилях?
 
Пороговая стоимость премиум-класса с объемом двигателя от 3 до 3,5 литров 43 тыс. долларов. Добавим 30% таможенной пошлины (порядка 12 тыс. долларов) и НДС, то все это составит порядка 65 тыс. долларов. Известны премиальные автомобили стоимостью 70-80 тыс. долларов, они будут не дороже, чем в РФ. Разница возможна на очень дорогих машинах - от 80 тыс. долларов и выше, но составит она не более 2-3 тыс. долларов, что для таких машин не существенно. В этом смысле это не будет поводом ехать в РФ и покупать там машины дешевле.
 
То есть цены в автосалонах России и Беларуси останутся примерно одинаковыми?
 
В России подрастут, а в Беларуси останутся на прежнем уровне. Сегодня у россиян есть много позиций, по которым у них дешевле, и эта разница уйдет.
 
Не жалеют ли белорусские импортеры отсутствию утилизационного сбора, из-за которого таможенные пошлины остались на прежнем уровне, не позволяя выиграть в цене?
 
Ситуацию, по которой пошлины в Беларуси и Казахстане остаются на прежнем уровне, а в России снижаются, называет нулевым вариантом. Белорусские автодилеры рассчитывали добиться в ближайшее время снижения таможенной пошлины на автомобили до уровня единого тарифа, утвержденного в июле этого года. В Беларуси более высокий НДС, менее состоятельные граждане, и механизм утилизационного сбора, который сейчас заработает в РФ, позволит досчитать утилизационный сбор до той величины, которую они считают нужной при ввозе машин из Беларуси, защитив свой рынок от ввоза подержанной техники. Поэтому мы считаем, что для белорусских граждан и рынка в целом было бы правильнее снижать таможенную пошлину, не вводя такой грабительский утилизационный сбор.
 
Для физлиц утилизационный сбор не грабительский…

Пошлина грабительская.
 
Хитрите – вам и пошлины надо снизить, и утилизационный сбор не вводить...
 
Или установить его на уровне разумной величины – 100-150 долларов.
 
Что маловероятно. Белорусские импортеры, входящие в автомобильную ассоциацию "БАА", уже начали переговоры с правительством о снижении таможенных пошлин?
 
Мы взяли паузу до прояснения ситуации и вступления закона в силу. Осенью приступим к переговорам, чтобы с 2013 года вернуться к единому таможенному тарифу. При этом белорусская и казахская сторона могли бы добиться условий индивидуальных ставок утилизационных сборов, которые были бы подъемными для наших граждан и не повлияли существенно на цену. Это важно, ввиду того, что в Беларуси до сих пор нет серьезных автомобильных производств.
 
Вы попросите особенные ставки утилизационного сбора, упирая на высокий НДС и низкую, по сравнению с Россией, зарплату?

Этот фактор необходимо учитывать. Более того, программа по утилизационному сбору является протекционистской, способствующей стимулированию производств автомобилей в России. Но, к сожалению, растущий российский рынок требует больше машин, чем Россия производит. И сегодня мы испытываем большую проблему с квотированием производств российской сборки для наших граждан. Поэтому считаем нелогичным усиление запрета ставок утилизационных сборов, ввиду того, что российское производство недостаточно емко. Мы просто создаем лишний дефицит на машины российской сборки, который усугубится.
 
Не имея возможности ввозить подержанные машины из Европы, мы можем рассчитывать только на то, что производится в России…
 
И будем месяцами стоять в очередях, что и происходит в РФ! Это тоже аргумент к разговору с правительством Беларуси. Недостаточность производств в России породит дефицит, и люди не смогут покупать машины из-за рубежа. Как вы понимаете, любой дефицит повлияет на стоимость. В итоге это приведет к росту цен на автомобили и у нас в стране.
 
Обратимся к тексту проекта об утилизационном сборе, чтобы поговорить о некоторых лазейках, которые этот проект дает предприимчивым гражданам. В пункте 23 сказано, что утилизационный сбор не уплачивается при ввозе в РФ из Беларуси и Казахстана транспортных средств, имеющих статус товаров Таможенного союза. В их числе транспортные средства, автомобили, ввезенные в Беларусь или Казахстан при условии, что они растаможены по ставкам, утвержденными решением Совета евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года. Получается, что автомобиль, ввезенный в Беларусь, скажем, 25 июля, полностью попадает под это правило, и гражданину РФ, который его купит, не придется уплачивать утилизационный сбор. Не является ли это лазейкой для предприимчивых белорусских сограждан?
 
Читая положение дословно, можно расширить возможности продажи автомобилей белорусскими гражданами в Россию. Речь идет о том, что без уплаты утилизационного сбора будут получать ПТС и регистрироваться в РФ машины, ввезенные из Беларуси и Казахстана, растаможенные по ставкам, действующим сегодня. 16 июля узаконили ставки, которые действовали и до 16 июля. Они остаются повышенными для Беларуси и Казахстана, после того как Россия понизит свои. По этим ставкам машины ввозились юрлицами в 2010 году. То есть все машины, купленные у автодилеров, начиная с января 2010 года, и растаможенные по действующим на сегодня ставкам, не будут облагаться утилизационным сбором при регистрации в РФ. Но все машины, растаможенные по льготным ставкам до повышения ставок для физических лиц, сегодня могут быть зарегистрированы в России только при уплате дополнительной пошлины. Этот карантин закончится до января 2013 года. При этом сегодня и после января 2013 года при ввозе подобных автомобилей физлицами будет уплачиваться символический утилизационный сбор, который не является особым препятствием при приобретении, постановке на учет этих автомобилей в Россию.
 
Я считаю, если данная формулировка будет утверждена, то появятся лазейки, по которым белорусским гражданам удобно и выгодно продать машину в РФ, имея эти преимущества.
 
И сколько на этом можно будет заработать?
 
Надо смотреть на то, как поднимутся цены в РФ. Это покажет рынок.
 
В перечне автомобилей, на которые не надо уплачивать утилизационный сбор, есть еще две любопытные категории. Первая категории автомобилей - с момента выпуска которых прошло 30 и более лет. Это тот самый раритет, который любят коллекционеры, но не могут платить за него бешеные деньги. Можно ли заработать на поставках этих машин?

Бизнес не имеет границ, и бизнес коллекционными автомобилями есть во всем мире. Но я не могу комментировать, насколько данный пункт будет способствовать этому бизнесу в России и Беларуси, порадуюсь, что у правительства РФ нашлось разума не ограничивать ввоз этих раритетных автомобилей. Потому что данный сегмент рынка не мешает российскому автопрому. Символическая ставка утилизационного сбора не будет мешать привозить в страну легендарные автомобили.
 
На них не заработаешь, потому что таких автомобилей мало?
 
Не думаю, что на этом можно заработать, тем более что автомобильные дилеры имеют другую специализацию.
 
Сегмент автомобилей со статусом товаров Таможенного союза, с которых не уплачивается утилизационный сбор при поставке из Беларуси в Россию, наверняка заинтересует автодилеров. Какие именно автомобили имеют статус товаров Таможенного союза и является ли таковым Samand белорусского производства?

Судя по действующему законодательству и соглашению с РФ, вне зависимости от степени локализации этих производств они являются товарами Таможенного союза и могут свободно перемещаться внутри наших стран.
 
Но если 3% локализации и 100% - одно и то же, какой смысл строить завод по производству кузовов "Самандов" и производить комплектующие, если собирать автомобили из машнокомплектов?

Чем меньше добавочная стоимость, которая создается в государстве, тем меньше пользы она несет для этого государства. Я понимаю любое государство, которое заставляет производителей увеличивать степень локализации - добавочная стоимость создает ВВП. Если мы покупаем готовые машинокомплекты и собираем их, добавочная стоимость минимальная. Каков тогда экономический эффект для страны в притоке валюты? Отверточная сборка никогда не была самоцелью при организации долгосрочного производства в той или иной стране, это промежуточный этап, позволяющий со временем переходить на локализованное производство.
 
А как насчет интересов производителя, который, работая с машинокомплектами, получит такой же доход?
 
Для многих автопроизводителей России отверточная сборка несет больше убытков, нежели прибыли. Не забывайте основную суть отверточной сборки - машину собирают на основном производстве, потом разбирают, везут (при этом не уплачивают таможенные пошлины, экономят на них), а потом опять собирают и проверяют по качеству. Экономия на таможенной пошлине с лихвой съедается издержками, которые накапливаются по разборке и повторной сборке. Как правило, данное производство не рентабельно. Для производителей она тоже невыгодна.
 
Повлияют ли нововведения в России на белорусский автомобильный бизнес - появится ли у нас больше покупателей из России?
 
Любое изменение в стране, с которой мы в экономическом союзе, несомненно, будет иметь влияние на нас. Несомненно, факт удорожания новых и подержанных автомобилей для РФ подтолкнет цены на рынке подержанных автомобилей в соседних странах. Как только появится разница в цене, она будет съедена рынком. Не может быть в ЕЭП разных цен на один и тот же товар.
 
Но вы же ведете переговоры с заводами-производителями, стараясь сделать свой товар более привлекательным, чем в России…
 
Автопроизводитель никогда не пойдет на снижение цен, если видит сильно различие цен в Беларуси и России. Идет тенденция на полную гармонизацию цен внутри стран Таможенного союза на любую продукцию. Поэтому наивно предполагать, что автопроизводитель будет настолько социально ориентирован на нашу страну и пойдет на особое ценообразование.
 
Коснутся ли изменения в законодательстве России на количество покупателей из России в наших автосалонах и на рынке подержанной техники?
 
Мы считаем, что к нам поедут за подержанной коммерческой техникой.
 
Все зависит от того, как поведет себя рынок РФ. Если цены взлетят, и все поедут сюда, то и у нас цены поднимутся. Долго этого дисбаланса не будет. Спрос будет диктовать цену на рынке, и цена подрастет и здесь. Мне кажется, что автодилерам новых автомобилей не стоит рассчитывать на этот сегмент. Мы должны думать о рынке Беларуси, наша целевая аудитория – гражданин, проживающий на нашей территории. Мы не имеем права продавать автомобили юрлицам в соседние страны, мы ограничены контрактами, по которым закреплена территория рыночной ответственности. Физлицам мы не имеем права отказать, и производители понимают это. Но они делают все возможное, чтобы физлица не ездили к нам. Я говорю о гармонизации цен. Будут возникать спорадические ситуации, по которым у россиян будет возникать интерес к нашему рынку, но я уверен, что это будет недолговременный период. Конъюнктура на рынке постоянно меняется.
 
Вы говорите о гармонизации цен и в то же время пытаетесь добиться снижения ввозных таможенных пошлин. Это снизит цены на автомобили в белорусских шоурумах?
 
Мы надеемся на это. После того шока, который пережил белорусский рынок, во втором квартале многие автодилеры сумели предложить на рынке акции и сниженные цены. Мы уверены в том, что благодаря переговорам с заводами, гармонизации цен, во втором полугодии ситуация для граждан будет более приятной. Мы будем стараться предлагать цены более доступные, чем в первом полугодии. Беларусь отличается самой большой ставкой НДС, невысокой заработной платой, именно поэтому на переговорах с правительством, заводами мы просим понимания, чтобы сбалансировать это и получить какие-то преференции.

Таможенный калькулятор. Расчет таможенных пошлин на ввоз автомобиля в Беларусь. Ставки таможенных пошлин. Растаможка автомобилей.

-55%
-25%
-10%
-50%
-30%
-80%
-50%
-50%
-80%
-50%