Анна Рудь,

Валерий Яковлев: Почему заинтересованные в поставках паркоматов структуры не обратились в первую очередь к отечественному производителю?
Отечественные паркоматы, на разработку которых потрачены значительные средства, в том числе - около 400 тыс. долларов из республиканского и местного бюджетов, - не пользуются соответствующим спросом в Беларуси. Зато нашим продуктом активно интересуются соседи-россияне. Например, в Питере с нынешнего года планируется наладить производство белорусских парковочных систем и паркоматов. Минские же парковки, как уже писал AUTO.TUT.BY, начали "закрывать" аппаратами аналогичного назначения, собранными частными фирмами вне пределов Беларуси.
 
Директор Конструкторского республиканского унитарного предприятия "Научное приборостроение" НАН РБ Валерий Яковлев намерен выяснить, кто заинтересован в установке импортных дорогостоящих аппаратов вместо отечественного продукта, разработанного по заказу и за счет в том числе бюджетных средств. Руководитель предприятия собирается в ближайшее время направить официальное письмо с просьбой разъяснить мотивы таких действий столичному руководству.
 
- Нынешний пилотный проект по установке так называемых умных паркоматов парковочными службами Минска преподносится так: "Мы взяли в аренду у фирмы несколько паркоматов, чтобы посмотреть, как хорошо работают импортные аппараты". Позвольте, аренда – это услуга, и на ее предоставление вы обязаны были провести тендер. Его не было! Нам, например, таких предложений не поступало. Почему лица, заинтересованные в поставке специального оборудования, не обратились в первую очередь к отечественному производителю? – задает вполне резонный вопрос Яковлев.
  
По его словам, фирмы-частники, предлагающие столичным властям установку парковочных терминалов, - не более чем перекупы, "сборщики конструктора из запчастей".
 
- Как правило у них нет собственного производства, фирмы-посредники покупают составные части, собирают их как конструктор и перепродают. Я допускаю, что цена на такие приборы может быть ниже нашей, но кто их потом будет обслуживать? Именно в эксплуатации кроется подвох. Кстати, средняя цена паркомата в мире - от 10 тыс. долларов, нашего аппарата – 3,5–4,5 тыс. евро в базовой комплектации. И даже если допустить, что мы решили закупить дорогостоящие импортные аналоги, то потом проблем не оберемся. Например, в Питере в свое время закупили паркоматы Siemens. Прошло время, понадобился ремонт, вызвали представителя фирменного сервиса. Тот приехал, посмотрел: "Господа, так здесь же кто-то кусок металла выдрал!" Сел в машину и уехал – такими повреждениями никто заниматься не будет. А с нашим менталитетом, будьте уверены, подобные "нежные" приборы будут постоянно выходить из строя. Для эффективной эксплуатации паркоматов и парковочных комплексов нужно иметь сервисную службу, а ни у одного поставщика-посредника ее нет. И наше предприятие снова предлагает городу: мы производим, мы же и ремонтируем. Зачем властям лишние проблемы и траты, связанные с поиском сервисной службы?
 
Почему белорусы не любят паркоматы?
 
- Причем не любят не только водители, у которых аппарат "высасывает" деньги, но и сами парковщики, - уверен Яковлев.
 
Причина проста: как только паркомат перестает работать, у сотрудников стоянок появляется возможность "дополнительного заработка".
 
На фото: первое поколение белорусских стационарных паркоматов
 
- Парковочные системы для них – это препятствие для подобных манипуляций. Когда уважаемый руководитель "Парковок столицы" говорит, что наши стационарные паркоматы не работают, он забывает добавить - аккумуляторные источники питания нужно эксплуатировать строго по инструкции, регулярно подзаряжать, а не выводить намеренно из строя! К примеру, сообщают, что на одной из парковок отказала наша система. Специалисты сервиса приезжают - а там кабель механически перерезан, хотя нас пытаются убедить, что он "перетерся". В России "продвинутые" парковщики выводят оборудование из строя электрошокерами и переходят на ручной режим приема платежей за парковку, создавая себе условия для злоупотреблений. В Литве в свое время местные парковщики "отличились" тем, что вывели паркоматы из строя с помощью… обычной аптекарской клизмы, заправленной кислотой. Закачав кислоту в отверстие, из которого появляется чек, за короткое время уничтожили всю электронную "начинку" аппарата. Да не одного, а ровно половины закупленных дорогостоящих импортных паркоматов шведского производства.
 
Одним из проблемных и, пожалуй, главным является вопрос о том, что в белорусском законодательстве не предусмотрено ответственности людей, которые умышленно выводят из строя парковочную технику. Поэтому мы были вынуждены компенсировать пробел в законодательстве защитными методами – стали разрабатывать программно-техническое обеспечение, которое могло бы само себя защищать и обеспечивать необходимую вандалозащищенность данных устройств. С нашими паркоматами "клизма" не проходит – в его внутренности доступ отсутствует.
  
Чек требует защиты
  
- Умельцы в других странах давно научились обманывать те "умные" паркоматы, которые собираются ставить у нас. Если квитанция об оплате не имеет специального защитного штрих-кода – подделать ее с помощью обычного ксерокса сможет даже ребенок. Квитанции, которые печатают наши паркоматы, полностью защищены от подделок, - приводит еще одно преимущество отечественной системы руководитель "Научного приборостроения".
 
На фото: второе поколение белорусских стационарных паркоматов
 
Помимо этого, отечественные паркоматы функционально более насыщены и лучше приспособлены к жестким климатическим условиям – сохраняют работоспособность при температурах от -40 до +40 градусов - по сравнению с известными зарубежными аналогами. Существенный плюс - их низкая энергоемкость и способность работать в автономном режиме без подключения к городской сети энергопитания. При этом имеется возможность и подключение к электросети, и это их существенное преимущество по сравнению с импортными. Функциональные характеристики отечественных паркоматов позволяют "встраивать" данные устройства в информационные системы города, в частности, в интегрированную транспортную систему. Белорусские разработчики, в отличие от зарубежных коллег, не стали создавать целостные дорогостоящие системы, а пошли по пути конструирования параметрического ряда отдельных функционально законченных модулей, из которых можно набирать различные варианты исполнений упомянутых изделий. "Подобно тому, как собирают конструктор: заказчик в соответствии со своими финансовыми возможностями и потребностями может "скомпоновать" больше или меньше модулей", - поясняет Яковлев.
 
На фото: третье поколение белорусских стационарных паркоматов
 
В соответствии с поручением Совмина до 30 сентября нынешнего года заинтересованные структуры – в том числе Минжилкомхоз, Мингорисполком и предприятие "Научное приборостроение" НАН Беларуси должны представить в правительство заключение о социально-экономической эффективности применения автоматизированных парковочных систем и паркоматов с предложениями о возможности их масштабного использования в республике. В чью пользу – отечественного производителя или зарубежного частника будет сделан выбор, остается догадываться.
-10%
-20%
-10%
-35%
-15%
-50%
-10%
-10%
-20%
-19%
-13%
-10%