/

В июне под колесами транспортных средств погибло несколько детей. Двигаясь задним ходом, водитель Renaut 19 не заметил 11-месячного ребенка. В деревне Бакшты парень без прав, управляя мотоциклом МТ-10, сбил 4-летнюю девочку. "Она умерла?" - спросил у родственников, вернувшись на место аварии, и скрылся с места происшествия. Свидетели утверждают, что парень был пьян.

Чья вина, что в 2012 году почти каждый 13-й, пострадавший в ДТП на дорогах Беларуси, – ребенок или подросток в возрасте до 16 лет? Сможем ли защитить детей или с их гибелью придется смириться как с неизбежным злом? И соответствует ли мера наказания виновнику смерти человека в ДТП, определенная законом до 5 лет лишения свободы, но на деле превращающаяся в куда меньший срок?

На эти вопросы в студии TUT.BY-ТВ отвечали отец девочки, погибшей в деревне Бакшты, Дмитрий Гарбар, начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ Гродно и Гродненской области Евгений Дудко и директор компании Yuri Shif Custom по производству эксклюзивных мотоциклов, отец двоих детей Андрей Малейчик.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (22.59 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Текстовая версия

- Ничто не предвещало беды. Как произошло несчастье с вашей дочерью, Дмитрий, под надежной ли опекой была девочка?
 
Дмитрий Гарбар: - Под надежной - там были бабушка, тетя девочки, с которыми девочка уже оставалась, проблем не было. Дочь все время держалась за руку, но почему-то в последний момент вырвалась. Когда мы вместе переходили дорогу, она всегда шла по переходу, всегда была под присмотром. В тот день мы уезжали по делам, отъехали буквально 10 км, и нам позвонили, сообщили эту новость.
- Евгений, а в чем, на взгляд сотрудника ГАИ, причина страшной аварии?
 
Евгений Дудко: - Когда выехали на место происшествия, первой задачей было найти преступника. У меня двое детей. Но когда на дорогах гибнут дети, мы не делим их на своих и чужих, переживаем боль. Когда приехали на место происшествия, очевидцы рассказали, как это произошло. Это просто шок, не передать словами. Вся милиция была поднята на ноги, обыскивали близлежащие деревни, хутора, я сам лично всю ночь ездил по полям. А этот человек прятался во ржи и наблюдал за поисками. Когда его нашли, пытался убежать. В конце концов, сказал, что испугался.
- Этот человек признает свою вину?
 
Евгений Дудко: - Неизвестно - на данный момент проводится проверка. Этот человек находится в изоляторе временного содержания. Я много раз выезжал на происшествия и видел жертв ДТП - подающих признаки жизни или уже нет. Погибали и дети. Не дай бог пережить такое…
 
- Никто не сомневается, кто виноват - все видели, что мотоциклист сбил человека, что он был пьян и скрылся. Этого человека знали родственники погибшей, было известно, что он купил мотоцикл. И многие догадывались, что он не успел сдать на права...

Дмитрий Гарбар: - Ему бы не дали права: он инвалид по зрению, косой, одна нога у него короче другой!
 
- …и люди, как, наверняка, и участковый, знали, что инвалид ездит без прав на мотоцикле! Поэтому ее кажется ли вам, Евгений, что вину в ДТП вместе с мотоциклистом должны разделить сотрудники милиции и местные жители, которые знали, но не сообщили милиции, что на мотоцикле ездит нарушитель?

Евгений Дудко: - В 2008 году в Лиде произошло ДТП, когда молодая компания из 5 человек отдыхала в центре города. Они вышли из бара, рядом было много людей, все прекрасно видели, как пьяная компания садится в машину. Был один трезвый - водитель, но он не смог тронуться, потому что у него маленький водительский стаж. Тогда из задней двери вышел изрядно подвыпивший мужчина – дальнобойщик, сел за руль и начал движение.
 
Когда произошла авария, все заговорили, что виновата милиция. Но никто не позвонил, потому что это не касалось его лично. Люди в машине проехали 100 метров, развили большую скорость, не справились с управлением, произошло лобовое столкновение. Навстречу ехала Audi, в которой сидел дедушка, его молодой сын, сзади невестка, трехлетняя внучка (была пристегнута) и 9-месячный малыш в детском кресле. Ужасная авария! На месте происшествия погиб молодой отец. А потом из реанимации поступали сообщения о смерти водителя - дедушки, молодой матери, в 5 утра в реанимации погибла трехлетняя девочка, и в 6.30 остановилось сердце у 9-месячного малыша.
Один звонок на 102 с сообщением, какая машина, какого цвета, марки, откуда отъезжает и в каком направлении движется – и такой беды не случилось бы. Но нашим людям легче позвонить, когда сосед забивает гвоздь в стену, хотя иногда все же начинают звонить и сообщать о пьяных водителях. Помните - на месте пострадавших в любой момент можете оказаться вы или ваши близкие, поэтому лучше сообщать о таких инцидентах в милицию.
 
- Вы не оценили, Евгений, работу участковых милиционеров, которые должны отслеживать каждого автомобилиста…
 
Евгений Дудко: - Этот молодой человек нигде не работал. Мы опрашивали его отца, соседей и людей, которые его знали, все говорили, что он очень скрытный, а мотоцикл купил, продав свои личные вещи буквально за пару дней до аварии!
 
- Скажите, Андрей, кто вообще виноват в ДТП, когда погибают дети? Согласитесь - нельзя сваливать все на мотоциклистов и пьяных водителей, ведь у детей есть родители, работает милиция...

Андрей Малейчик: - Ситуации бывают разные. В данном случае ребенок просто вырвался при переходе дороги. Мое субъективное мнение – всегда, когда под колесами машин гибнут или травмируются дети, это исключительно вина взрослых, а степень вины устанавливается в ходе следствия. Как отец, я стараюсь предугадывать действия моего ребенка, которому 5 лет, наперед. Если он катается на велосипеде, мы обязательно заставляем его слезть с велосипеда при переходе дороги. Мама берет за руку, я веду велосипед. Для него это пример, как нужно переходить улицу.
 
А еще у меня огромная просьба к сотрудникам ГАИ – навести порядок в управлении велосипедом. Взрослые велосипедисты, нарушая ПДД, переезжают пешеходный переход, не слезая с велосипеда. Единицы переводят его в руках. Дети это видят – и повторяют, что делают взрослые. Гибнут подростки 12-13 лет, потому что так же пытаются переехать переход на зеленый свет. Невольно взрослые показывают дурной пример. Каждый должен думать не только о себе, но и о других участниках движения.
 
- В июльских ДТП с участием детей дети гибли или получали увечья по вине взрослых. 7 июля в Солигорском районе на 133-м км автодороги Минск-Микашевичи произошло столкновение двух автомобилей, пострадала трехлетняя девочка, скатившаяся под кресло, так как не была пристегнута ремнем безопасности и не сидела в детском кресле. Получается, можно говорить о вине родителей этой девочки, которые с ней ехали?
 
Андрей Малейчик: - Да, дети до 7-8 лет должны ехать пристегнутыми в детском кресле. Обратите внимание на ситуацию во дворах и въездных территориях. Опасность в этих местах – дети, играющие во дворе, много машин вдоль тротуара, выбегающий ребенок попадает под колеса. Водитель, который едет не быстро, среагирует, последствия могут быть минимальными. Но когда водитель едет быстро, да еще слушает музыку или разговаривает по телефону, он не успеет среагировать.
 
- Часто ли наказывали родителей, у которых дети – не пристегнутые ремнями безопасности, без детских кресел пострадали в ДТП? Вспомнить хотя бы страшную историю с 11-месячной девочкой, попавшую под колеса автомобиля Renault, потому, что мама оставила ее без присмотра. Евгений, наказывают ли родителей за такие нарушения и если да, то насколько серьезно?
 
Евгений Дудко: - Всегда хочется, чтобы родители помнили – жизнь детей зависит от них. Мне нравится гражданская позиция Андрея, уверяющего, что во всем виноваты родители. Но даже если ребенок виноват в ДТП, аварию допустили взрослые – родители, педагоги, милиция, общественность.
Был случай в Щучинском районе, когда папа посадил 5-летнего сына себе на колени и на скоростной трассе Минск-Гродно управлял транспортным средством. Ребенок помнит, что прививают ему родители. Представьте – ему стукнет 12, он будет знать, где находятся ключи от машины, а раз папа его учил, значит, можно?
 
Когда нарушители видят инспектора ГАИ, то проявляют сознательность. Когда его нет, сознательность прячется. 1 сентября наблюдал картину: молодая мама берет ребенка за руку, подходит к проезжей части и, не подходя к пешеходному переходу, начинает тянуть ребенка к школе. Ребенок говорит: "Мама, что ты делаешь? Пошли к пешеходному переходу!". А она: "Здесь ближе идти". Но завтра ребенок пойдет в школу и сделает, как показала мама.
- Согласна, что есть много случаев, когда родители ведут себя неправильно. Но я спрашивала вас о наказании родителей…
 
Евгений Дудко: - Если человек совсем неадекватен и везет ребенка неправильно, он привлекается к административной ответственности.
 
- Насколько же велика эта ответственность, если в ДТП пострадал ребенок, получив телесные повреждения, потому что мама не купила ему кресло, как серьезно накажут маму?
 
Евгений Дудко: - Это нарушение правил перевозки пассажиров – 4 базовых величины, 400 тысяч. Но самое главное не деньги, а наша жизнь и жизнь наших детей, которая может оборваться по нашей глупости и несознательности.
 
Обращаюсь к педагогам - только здоровый и живой ребенок может учить физику, химию и математику. Буквально несколько слов о ПДД - и ему будет понятно.
 
- Вернемся к транспорту, под колесами которого гибнут и страдают дети. Можно ли говорить, какой наиболее опасный? Взять те же мотоциклы, которые наверняка пугают детей, ведь девочка вырвалась потому, что ее испугал шума мотора?
 
Андрей Малейчик: - Тот мотоцикл был с коляской и работал не громче трактора, простой дорожный мотоцикл не очень громкий. Предположу, что водитель ехал слишком быстро, поэтому ребенок и испугался. Инстинктивно, если кто-то выезжает на встречную, неопытный водитель уходит в лобовую.
Слышал, что мотоциклисты разбиваются сами в большинстве случаев по своей вине (превышение скоростного режима, нарушение ПДД, езда на заднем колесе). Поведение таких, к сожалению, вызывающее, с ними борются сотрудники ГАИ, мотоциклисты, агитируют к грамотной езде. Думаю, что под колеса автомобилей попадает куда больше людей. Да, в деревнях ездят на старых незарегистрированных мотоциклах, но в городе больше автомобилей.
 
Вопрос регистрации серьезный – виновник ДТП купил мотоцикл без техосмотра, регистрации и прав. На мой взгляд, незарегистрированные мотоциклы, которые в деревнях передаются из рук в руки, – это как огнестрельное оружие, которое нельзя хранить незарегистрированным. А мотоцикл – можно? Но ведь это – средство повышенной опасности!
- Значит, не усмотрели участковый и сотрудники ГАИ?
 
Евгений Дудко: - Да, всегда виновата милиция! А где были мама и папа того 17-летнего парня, который сел за руль? Где были соседи, видевшие, как живет человек? Где ум водителя, нарушившего ПДД и лишившего жизни себя или других? Поэтому дополню ответ Андрея по поводу наиболее опасного транспорта – люди оказываются под колесами транспортных средств, за рулем которых сидят неадекватные люди, с полным отсутствием этики и уважения к другим участниками дорожного движения!
 
Андрей Малейчик: - К сожалению, мне не понятен менталитет многих наших водителей…
 
Евгений Дудко: Как человек ведет себя дома по отношению к своим детям, супруге, матери, другим людям, точно так же он ведет себя на дороге!
 
- Дмитрий, а на ваш взгляд, какой транспорт представляет наибольшую опасность для детей?
 
Дмитрий Гарбар: - В городе, конечно, автомобиль. В деревне большинство ездят на мотоциклах, молодежь гойсает, превышает скоростной режим. Но там мы едем медленней, потому что неизвестно, откуда может выскочить ребенок. В случае с моей дочерью водитель в Следственном комитете сказал – он осознавал, что ехал со скоростью 100 км/час, видел, что играют дети. Но не сделал даже попытки затормозить!
 
- Он был пьян?
 
Дмитрий Гарбар: - Очень много свидетелей показало, что он был пьян. Говорили, что его компания до 5 утра отмечала Купалье, после чего он еще опохмелился пивом.
 
- Одним словом, бойтесь любого транспортного средства из-за особенностей детской психики, потому что дети быстро бегают, не думают и совершают непредсказуемые действия? Нужно ли водителям вести себя иначе, учитывая эти особенности?

Дмитрий Гарбар: - Конечно, нужно! В городе в первую очередь необходимо соблюдать скоростной режим!
 
Андрей Малейчик: - Не надо бояться транспортных средств, но при переходе дороги быть более внимательным. Водителям лучше перестраховаться. Можно попросить людей уважать друг друга – всех, не важно, кто идет. Когда я сдавал на права категории "В", соблюдалось неписаное правило трех "Д": "Дай Дураку Дорогу". Если кто-то куда-то летит, нарушая скоростной режим, лучше отойти в сторону. Для этого есть сотрудники ГАИ, это их работа. Но когда за руль садится пьяный и ездит на незарегистрированном мотоцикле, не звонят с просьбой провести проверку, так как все друг друга знают. В Беларуси это называется "стукачество", в других странах – "ответственность" и "гражданский долг". У нас думают, что если донесешь на человека, то потом за него отомстят, будут давить кур. Помню, раньше проводились рейды, мотоциклы конфисковывали. Помню, на посту ГАИ в Барановичах стояла груда незарегистрированных мотоциклов. А в деревнях считается, что если выпил, то можно и прокатиться с ветерком.
 
- Поэтому сотрудники ГАИ участвуют и в организации дорожного движения. Евгений, учитываются ли особенности детской психики, их быстрые спонтанные решения в организации дорожного движения? известно, к примеру, о рекомендации водителям включать ближний свет фар, поскольку дети замечают все яркое и будут видеть машину. А какие еще элементы оформления улиц, дорог, автомобилей сотрудники ГАИ рекомендуют ввести, чтобы избежать ДТП с участием детей?

Евгений Дудко: - Действия ребенка порой неадекватны, от него можно ожидать всего. Порой он принимает необдуманные решения, и взрослые должны быть начеку. Очень важный вопрос насчет ремней безопасности. Как показывает статистика, с каждым годом ДТП с участием детей становится меньше. В процентном соотношении в ДТП с участием детей вины детей меньше, чем взрослых. В прошлом году в Гродненской области погибло 3 ребенка. Двое были в качестве пассажиров и не были пристегнуты. Большинство родителей, управляя транспортным средством, не пристегиваются сами и не пристегивают своих детей. Многие из них разговаривают по мобильному телефону, меняют кассету в магнитоле – и съезжают в кювет, а ребенок получает увечья...
У меня у самого дети 9 лет и 4 лет, и младшая, и старший сразу садятся в детское кресло, пристегивается.
 
А в организации дорожного движения большое внимание уделяется детскому травматизму, особенно в работе с детьми. Инспектора приходят в школу и в игровой форме с призами и подарками проводят лекцию.
 
Шведские ученые доказали, что детская психика такова, что в светлое время суток ребенок лучше видит транспортное средство, которое движется с включенным ближним светом фар. Скоро наступит сентябрь - самое тревожное для ГАИ, родителей и педагогов время. Укладываются спящие полицейские, проводятся осмотры дорог, в школе находится наглядная информация.
 
- А кроме включенного ближнего света фар нет других элементов, обозначающих автомобиль и дорогу с учетом детской психики?
 
Евгений Дудко: - Я уже рассказал про ближний свет фар, удерживающие кресла, организацию дорожного движения вблизи школ и профилактическую составляющую в самих школах. Можно совершенствоваться, но это – самые главные элементы, которых надо придерживаться. Еще важна работа педагогов и самих родителей, управляющих транспортным средством. В конце августа начнется операция "Внимание, дети". Хочу призвать быть предельно внимательными, особенно при подъезде к пешеходным переходам, вблизи школ, кинотеатров - дети вернутся из лагерей, деревень, они забыли, что такое дорога, что существует реальная опасность от транспорта. Водителям надо думать, что в любой момент может выбежать ребенок.
- По факту ДТП, в котором погибла дочь Дмитрия, возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека". Максимальная мера наказания за это преступление – 5 лет лишения свободы. Однако в ряде случаев виновник приговаривается к гораздо меньшему наказанию. Соответствует ли оно совершенному преступлению?

Дмитрий Гарбар: - Каждую ситуацию надо рассматривать отдельно: был водитель пьян, скрылся или нет…
 
- В вашем случае только минусы - пьян, скрылся, оставил человека в опасности.
 
Дмитрий Гарбар: - Считаю, что наказание должно быть жестче, чтобы люди десять раз подумали, прежде чем садиться пьяными за руль.
Андрей Малейчик: - В данной трагедии это слишком мягкое наказание, потому что маленького человека больше нет, а водитель через 5 лет вернется в общество. За умышленное убийство дают 15 лет. Как человек, я не понимаю, в чем разница. Конечно, бывают разные ситуации – если человек остановился, дождался скорой, это плюс. Но одно дело, когда вдоль дороги огромные кусты, ограничение 40 км/ч, и маленький ребенок внезапно вылетает за мячом или бежит, оступается, падает. Если пьяный его сбивает, видит, что ребенок умирает, и уезжает - это очень мягкое наказание. В этом случае надо наказывать по максимуму.
Евгений Дудко: - Отвечу как гражданин и отец двоих детей. Согласен, что есть разные ситуации, а на дороге может случиться все, что угодно. Но в таких случаях, как ДТП с дочерью Дмитрия, когда люди сначала употребляют спиртное, а потом садятся за руль, - это преступление.
 
- МВД – ведомство, которое может инициировать изменение законодательства и внесение поправок. Рассматривается ли возможность усиления наказания?

Евгений Дудко: - Мы выступаем с предложением усиления наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и причинение травм человеку. Еще не до конца использован ресурс, который мог бы повлиять на людей, которые садятся за руль выпившими.
-20%
-30%
-35%
-10%
-10%
-15%
-30%
-20%
-15%
-10%
-20%