• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Елена Анкудо,

Александр Швец, председатель Республиканского общественного объединения
Александр Швец, председатель Республиканского общественного объединения "Белорусская научно- промышленная ассоциация" (БНПА)
"Компромиссное" решение, принятое участниками белорусско-российско-казахстанского бизнес-диалога 15 июня в Петербурге, продолжает обсуждаться экспертами Беларуси и Казахстана, от дальнейших шагов которых зависит будущее авторынка. Какую позицию стоило бы занять нашей стране и чего ожидать от партнеров по Таможенному союзу, AUTO.TUT.BY рассказал участник бизнес-диалога, председатель Республиканского общественного объединения "Белорусская научно- промышленная ассоциация" (БНПА) Александр Швец.
 
- Итоги переговоров глав правительств России, Беларуси и Казахстана о введении утилизационного сбора на автомобили удивили - изменения коснулись лишь инициатора переговоров – России. Неужели белорусской и казахстанской стороне удалось занять принципиальную позицию, отказавшись от существенного удорожания автомобилей?
 
- Поскольку каждый участник переговоров стремится получить выгодные для себя условия хозяйствования, позиция белорусской и казахстанской сторон по ряду вопросов должна быть принципиальной. Надо быть начеку, принципиально отстаивая интересы нашей страны и наших субъектов хозяйствования. Россия не скрывает желания получить конкурентные преимущества перед тремя странами, если через утилизационный сбор сделать это не удастся – будет лоббировать вопросы в смежных направлениях.
 
- Намекаете на некие механизмы, с помощью которых транзиту автомобилей россиянами через Беларусь могут перекрыть дорогу?
 
- Однозначно, что шаги в этом направлении будут предприниматься! Но это - нормальные правила игры в конкурентной среде. На совещании прозвучало - нет такого предпринимателя, который не мечтает хотя бы день побыть монополистом, любой хочет получить доминирующие условия. Поэтому и нам необходимо разрабатывать механизмы отстаивания и лоббирования интересов и нашей страны.
 
- …добившись выгодных условий, как это пока получилось?
 
- На заседании совета по развитию предпринимательства заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас сказал, что для России и Казахстана главной целью вступления в ЕЭП является тестирование своих субъектов хозяйствования на общем рынке, для Беларуси же важным вопросом стали цены на нефть и газ. Большое значение играют развитие конкурентной среды и умение субъектов хозяйствования бороться за место под солнцем. Россия и Казахстан взяли хороший старт, а мы долго раскачивались. Требуется побороться – и органам госуправления, и бизнес-сообществу, и госпредприятиям. Всем надо более активно отстаивать свои интересы.
 
- Переговоры тоже прошли активно? Поговаривали, будто бы Казахстан намеревался отказаться от введения утилизационного сбора для своих граждан…
 
- Российская сторона предложила вариант утилизационного сбора с целью получения конкретного преимущества. Если это вдруг не получится, уверен, появится обходной вариант через смежные направления. Поэтому не удивлюсь, если тема утилизационного сбора приобретет иные очертания.
- Как видно, именно по причине повышенного интереса участников бизнес-диалога к развитию автобизнеса в своих странах, переговоры и проходили за закрытыми дверями?
 
- Не исключено, что ключевые моменты решения представители нашего правительства озвучили во второй половине дня в четверг (переговоры состоялись в пятницу – ред.). Белорусской стороне удалось принципиально поставить вопрос. Считаю это промежуточной удачей.
 
- В сообщении о введении утилизационного сбора, предложенного правительством РФ в качестве компенсационного механизма, указывалась возможная дата его введения для стран-партнеров по Таможенному союзу - 1 августа. Итоги бизнес-диалога показали, что россияне явно поторопились?
 
- У такого рода вопросов две составляющие - политическая и экономическая и первая всегда будет важнее. Если приступом крепость не взять, переходят к иным формам отстаивания интересов. Легче было отступиться от 1 августа, но сохранить атмосферу единства и благодушия, продемонстрированную премьерами.
 
- Не столкнутся ли наши сограждане с некими начислениями на импортируемые из-за пределов стран Таможенного союза автомобили?
 
- Уверен, что у добросовестного покупателя транспортного средства, прошедшего все процедуры, возврата к доплатам в принципе быть не должно, иначе это повод для негодования. Не думаю, что наше правительство пойдет на это.
- Потребуется ли менять белорусское законодательство в случае введения утилизационного сбора?
 
- Белорусская сторона не выступает против сбора, но смежные вопросы должны соответствовать нашим интересам. Если решение об этом сборе подпишут в виде международного договора, наше законодательство никак не сможет повлиять на него в дальнейшем. Поэтому принципиальной позицией БНПА является то, что если уж мы вынуждены рассматривать предложение России, вводя утилизационный сбор, оформить его необходимо через национальные законодательные акты - при стечении неблагоприятных обстоятельств необходимо сохранить влияние на всю тройку.
 
- Существует ли формула расчета пошлин на автомобиль, доставленный из-за пределов Таможенного союза, который российский гражданин захотел купить в Беларуси?
 
- Я не эксперт в этом вопросе, поэтому воздержусь от ответа. Предполагаю, что российские лоббисты давно и четко все посчитали. Автодилеры России и Беларуси проводят ряд мероприятий, устраняя существовавшее ранее положение дел, когда россияне ездили за автомобилями в нашу страну.
 

И вообще, перекрыв периметр Таможенного союза высокими пошлинами, ограничения на передвижение автомобилей внутри трех стран надо снять. На протяжении полугода-года будет перетекание машин между странами Таможенного союза, а потом давление выровняется. Насколько мне известно, купить россиянину машину в нашей стране сегодня проблематично. Но не известно и то, как будут взимать утилизационный сбор. Поэтому и я не буду забегать вперед.
 

-99%
-10%
-20%
-20%
-20%
-16%
-11%
0063042