Анна Рудь,

Сегодня в Петербурге главы правительств России, Беларуси и Казахстана обсудят сотрудничество в рамках Таможенного союза, в частности - введение утилизационного сбора на автомобили. Ожидается, что в ближайшее время будет названа дата существенного удорожания транспортных средств.
 

Поправки в российское законодательство о введении в России (а в последующем - и в странах - партнерах по Таможенному союзу) утилизационного сбора для новых и подержанных автомобилей могут вступить в силу уже в нынешнем году. Стоимость сбора, озвученного российской стороной, может доходить до 20 тысяч долларов за б/у машину.
 
Обсуждая в формате круглого стола, прошедшего в студии TUT.BY, вопросы, которые могут возникнуть после введения утилизационного сбора на автомобили, замдиректора по экономике ОАО "Белвторчермет" Владимир Школьный отметил: затраты на переработку тонны лома не превышают полумиллиона белорусских рублей. Это значит, что на переработку кузова одного легкового автомобиля тратят около 20 долларов.
 
Корреспондент TUT.BY отправилась в Минский цех ОАО "Белвторчермет", чтобы понять, насколько дорог процесс утилизации автомобилей, и посмотреть, как же, собственно, он происходит.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео
 
"Мы не утилизируем автомобиль, а лишь занимаемся переработкой его металлических частей", - начальник отдела по переработке и сбыту лома и отходов черного и цветных металлов Сергей Старинчик
 
"Мы не утилизируем автомобиль, а лишь занимаемся переработкой его металлических частей, - поясняет начальник отдела по переработке и сбыту лома и отходов черного и цветных металлов Сергей Старинчик. - Утилизация - это, в принципе, захоронение отходов, а металл в Беларуси законодательно запрещено утилизировать. Предприятие принимает у населения и юрлиц автомобиль без колес, стекол и обивки. Далее металлолом - а именно этим для нас является кузов автомобиля - попадает в шредерную установку, которая должна подготовить металл для последующей отправки на металлургический завод для переплавки".




  
Погрузчик берет кузов автомобиля и помещает его на конвейер.

  
Металл дробится установкой по принципу мясорубки и по конвейеру попадает в систему вентиляции - там удаляются засорения: пыль, грязь, оставшиеся элементы обшивки, салона, пластиковых и деревянных элементов.
Далее то, что осталось от кузова, проходит через скруббер - систему мокрой очистки - и попадает в магнитный сепаратор. Там черный лом с помощью специального магнита отделяется от цветного (меди, латуни и пр.), который не магнитится.


 
Черный металлолом направляется в конвейер выдачи, с которого на землю или прямо в железнодорожный вагон ссыпаются бесформенные куски железа диаметром не более 50 см.


 
Из российских источников поступала информация о том, что в утилизационный сбор вложены три составляющие: сам сбор, экологический сбор, который должен считаться совсем по-другому - от года выпуска и объема двигателя, а также протекционистская мера по защите российского автопрома.

Переработать металл - это лишь часть затрат на утилизацию машины, причем наиболее беспроблемная с точки зрения экологии. По словам Сергея Старинчика, шредерная установка "самая экологически чистая в мире линия по переработке металла".

Перед белорусами еще стоит задача по утилизации резины, пластмассы, технических жидкостей и пр. А комплексного решения у нее нет - например, резину у нас пока утилизировать некому. Именно поэтому "Белвторчермет" настаивает на том, чтобы кузов к ним приходил "голым". Правда, на практике это не всегда выполняется, и допустимые ГОСТом нормы - не более 5 процентов засорения - при переработке оказываются превышены. 
 
Кстати, с "Белвторчерметом" в рамках своей утилизационной программы уже работает белорусский представитель одной из российских автомобильных марок. Требования, предъявляемые предприятием к автомобилям, поступившим от партнеров, так же строги - машина должна быть подготовлена к переработке: слиты технические жидкости, удалены неметаллические детали и пр. Иначе ее просто не примут у бывшего владельца.