
Фото: avtomir.by
По просьбе AUTO.TUT.BY наш блогер Дмитрий Перлин прокомментировал продажи новых автомобилей в Беларуси за четыре первых месяца.
23 января сего года многострадальный белорусский рынок новых автомобилей получил очередную встряску, а именно - отмену льгот по взиманию НДС при ввозе и реализации легковых автотранспортных средств, перемещенных на таможенную территорию РБ. Если до этой даты НДС взимался с разницы между таможенной стоимостью нового автомобиля и отпускной ценой, то после – от всей стоимости, как при продаже, скажем, утюга или чайника. Вот только автомобиль несколько дороже утюга или чайника. И прибавка 14-16% к ценам в автосалонах выражается в трех-, а то и четырехзначных числах, если считать в "условных единицах", будь-то доллары США, евро, или фунты стерлингов.
Отмена льготы понятна. Её цель – унификация, приведение к единому принципу взимания налога на добавленную стоимость, принятого в странах Таможенного Союза, т.е. России и Казахстане. Правда, белорусский НДС, будучи равным 20%, "опережает" тот, что принят у союзников, где в России – 18%, а в Казахстане вообще 12%, что ставит белорусские дилерские и импортерские предприятия в заведомо невыгодное положение. Им приходится выравнивать ценники с российскими, чтобы родной потребитель не поехал за новыми автомобилями в РФ. Естественно, что это потеря прибыли, и, как следствие, ещё один удар по белорусскому рынку новых автомобилей, а именно - по прибыльности предприятий, ведущих на нем хозяйственную деятельность, по экономической целесообразности инвестиций в него. Что росту этого рынка, его цивилизованности, сами понимаете, не способствует.
Смотрим на статистику продаж новых автомобилей за январь-апрель сего года, предоставленную автомобильной ассоциацией "БАА", и видим в ней, как в зеркале, отражение принятых мер:
Январь – продано 798 новых автомобилей
Половину ушедшего, 2011-го года, рынок подогревался слухами об изменении порядка взимания НДС с самого начала года грядущего. Поэтому все, кто имел деньги и планировал покупку нового автомобиля, спешили в автосалоны. Только в декабре 2011-го было продано свыше 2500 новых машин! Как следствие, в январе 2012-го рынок "провалился" в три раза. Следует отметить, что автомобильный бизнес подвержен сезонности, январь всегда считался месяцем затишья, и можно было ожидать еще худших результатов. Но сработала отсрочка в дате отмены льготы по НДС и многие успели впрыгнуть в последний вагон, до 23-го января.
Февраль – 747 новых автомобиля
Рынок продолжил падение. В феврале покупки сделали, в основном, лица юридические, для которых этот вопрос не столь чувствителен.
Март – 1139 новых автомобиля
На фоне более дорогих иномарок такие исконно российские бренды, как ВАЗ – на коне. Реализация продукции "АвтоВАЗа" увеличилась, в сравнении с январем, почти в три раза. Также гораздо лучше прочих чувствуют себя дилеры зарубежных автомобильных концернов, продающие автомобили российского производства из доступных ценовых сегментов, и те, кто в модельном ряду имеет обширное предложение коммерческой техники. Оперативная работа по согласованию отпускных цен с заводами-изготовителями, проведенная рядом белорусских импортеров с целью компенсировать удорожание из-за НДС, тоже не замедлила сказаться на результате. Поэтому наметившийся после февральского падения рост продаж у марок, ставших лидерами по итогу первых четырех месяцев среди зарубежных брендов, Volkswagen, Renault, KIA, Audi, Ford и Hyundai, не удивителен.
Апрель – 1276 новых автомобиля
Ситуация практически аналогична мартовской. Лидеры рынка стараются закрепиться на "пьедестале", несмотря на ограничения поставок автомобилей российского производства и обновление модельного ряда, которые переживают некоторые из них. Существенного, двукратного роста в сравнении с предыдущими месяцами сего года достигли только Toyota, модель Corolla которой снова оживила продажи, и Mazda, благодаря тотальному снижению цен на автомобили 2011-го года выпуска, а также новинке CX-5.
Быть может, продажи в 1100-1300 новых автомобилей в месяц и будут среднестатистическими по итогам текущего года, фактически, на уровне года ушедшего, кризисного, с годовым объемом продаж в 12-14 тыс. единиц. Хотя вряд ли. Если в российской и белорусской экономиках не случится, дай Бог, никаких катаклизмов, продажи будут нарастать по ряду простых причин, несмотря на все удары:
- Белорусская экономика оправляется от кризиса. Ставка рефинансирования снижается, кредитные ресурсы дешевеют. Рост потребительской активности уже налицо.
- Ввезенные ранее подержанные автомобили будут изнашиваться, требовать частого ремонта, вложений, что будет стимулировать владельцев избавляться от них. И эти люди однозначно пополнят армию покупателей новых автомобилей доступных им ценовых сегментов. Будь-то российских исконных марок, будь-то иномарок.
- Предложение автомобилей иностранных брендов, собранных в России, будет расширяться, что в силу их более доступной цены, в сравнении с аналогичной продукцией зарубежных производств, будет стимулировать спрос.
А что на самом деле будет дальше, покажет только время.
![]() |
Дмитрий Перлин, эксперт Международного автомобильного холдинга "Атлант-М"
|
Топ-10 легковых автомобилей по итогам продаж за 4 месяца 2012г.
N
|
Марка/ Модель
|
январь
|
февр
|
март
|
апрель
|
Январь-апрель
|
1
|
Лада
|
103
|
244
|
288
|
257
|
892
|
2
|
Volkswagen
|
150
|
72
|
156
|
179
|
557
|
3
|
Renault
|
104
|
115
|
133
|
197
|
549
|
4
|
KIA
|
73
|
70
|
101
|
67
|
311
|
5
|
Audi
|
55
|
30
|
62
|
69
|
216
|
6
|
Ford
|
51
|
37
|
59
|
57
|
204
|
7
|
Hyundai
|
47
|
27
|
35
|
51
|
160
|
8
|
Mazda
|
43
|
8
|
31
|
77
|
159
|
9
|
Skoda
|
18
|
13
|
44
|
69
|
144
|
10
|
Chevrolet
|
1
|
19
|
40
|
48
|
108
|