опубликовано: 
обновлено: 
Алишер Шарипов,

Как обычно, с началом теплого сезона многие сели на велосипеды и мотоциклы, и количество ДТП сразу возросло. Велосипедисты сбивают пешеходов на тротуарах, байкеры сталкиваются с машинами, а ГАИ устраивает погони за теми и другими. Возникает подозрение, что дороги Минска попросту не предназначены для движения двухколесного транспорта.

Трейлер дискуссии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Могут ли на дороге мирно сосуществовать велосипеды, мотоциклы и автомобили?

Проблему обсуждают председатель Велосипедного Общества Евгений Хоружий, заместитель председателя клуба "Железные братья" Владимир Алешкевич и опытный автомобилист Дмитрий Верещагин.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Можно ли считать велосипед полноценным транспортным средством, основываясь на ПДД, принятых в Беларуси?
Евгений Хоружий:
Наверное, нет. Велосипеду дали ту часть дороги, которая осталась.

Где можно ездить на велосипеде?
Евгений Хоружий:
По правилам, велосипедисты должны ездить на велосипедной дорожке. Если ее нет, они должны пользоваться тротуарами или обочиной, не создавая при этом препятствий для движения пешеходов. Если эти элементы дороги отсутствуют или движение по ним невозможно, тогда они могут ехать по проезжей части.

Насколько я знаю, в городе не так много велосипедных дорожек. Как можно реально переместиться из точки А в точку Б? Как вы выкручиваетесь из этой ситуации? Создает ли это проблемы для других участников движения?
Евгений Хоружий:
Ездим по тротуарам, к счастью, в Минске они широкие. В первую очередь есть конфликты с пешеходами, но их можно избежать, выбрав правильный режим движения. Чаще всего велосипедисты просто объезжают места скопления пешеходов. С автомобилистами проблемы возникают чаще всего на пешеходных переходах. В принципе, тротуарами можно пользоваться. Если бы у нас не было бордюров, было бы совсем хорошо.

Что думают автомобилисты?
Дмитрий Верещагин:
Я очень сочувствую велосипедистам и догадываюсь, как им нелегко. С другой стороны, им не место на дороге. Возьмем витебскую трассу, логойское направление – там почему-то тренируются велосипедисты-спортсмены. На трассе ограничение 100 км/ч. Когда я еду 100 км/ч, то средство передо мной, которое едет 40 км/ч, можно рассматривать как препятствие. Хотя рядом с этой трассой идет велосипедная дорожка.

Евгений Хоружий: Качество наших велосипедных дорожек чаще всего не позволяет передвигаться по ним, не говоря уже о тренировках спортсменов.

Владимир, какие ваши взаимоотношения с велосипедистами?
Владимир Алешкевич:
Честно говоря, велосипедисты не мешают мотоциклистам. Мы редко пересекаемся на дороге, потому что велосипедисты чаще ездят по тротуарам. Если они едут по проезжей части, то близко к бордюру в первом ряду. Чаще всего конфликты у нас бывают с пешеходами и автомобилистами.

Какие проблемы с пешеходами?
Владимир Алешкевич:
Это проблемы всех, кто едет по проезжей части: у нас не вполне дисциплинированные пешеходы.

А автомобилисты у нас воспитанные? Уживаются на дороге с байкерами?
Владимир Алешкевич:
Из всех конфликтных ситуаций примерно в трети дорожно-транспортных происшествий виноваты автомобилисты и в двух третях – сами байкеры.

Дмитрий, какого рода проблемы с мотоциклами?
Дмитрий Верещагин:
Самое опасное – перестроение и скорость движение мотоциклов. Когда ты едешь по городу 60 км/ч, и мотоциклист перестраивается со скоростью 80-90 км/ч, это непредсказуемо. Еще они очень любят двигаться по тем же полосам: пытаются вщемиться между машинами и фактически обгоняют тебя по твоей же полосе, идя впритирку.

С велосипедами таких проблем не возникает?
Дмитрий Верещагин:
Велосипедисты ездят медленнее.

У нас есть интервью с Джоном, американцем, который давно живет в Минске и любит ездить на велосипеде. Его мнение особенно примечательно, потому что он жил в Америке и может сравнивать.
Какие проблемы возникают при передвижении на велосипеде в черте города?
Джон:
У меня все более-менее нормально, но бывают проблемы с пешеходами и иногда с другими велосипедистами, потому что они находятся в одном пространстве.

Ты считаешь, что это нормально, когда велосипедисты и пешеходы передвигаются по одной полосе дороги, ничем не разделенной?
Джон:
По сравнению с другими городами мира это нестандартный подход. В Америке и Европе тротуар только для пешеходов, и велосипедистам запрещено на них ездить. Но здесь другие условия, потому что тротуары намного шире и пространства намного больше.

Но при этом тротуары не размечены на зоны для велосипедистов и пешеходов. В Минске довольно мало велодорожек. Как пешеходам и велосипедистам можно не мешать друг другу, ведь у них разные скорости?
Джон:
Это особенно заметно, когда велосипедист ездит очень быстро. Для них это больной вопрос, и им лучше ездить по проезжей части.

Бывают ли ситуации, когда велосипедист вынужден нарушить правила и ехать по проезжей части?
Джон:
Это зависит от времени дня. Утром в воскресенье практически нет движения, и я чаще еду по проезжей части. По тротуару можно ездить практически все время, но иногда приходится ехать очень медленно. Если торопишься, это проблема. Я стараюсь не торопиться: в спешке сложно ехать по тротуару.

Бывают ли ситуации, когда ты едешь по дороге, и автомобилисты ведут себя некорректно?
Джон:
У меня практически не бывает. Я долго жил в России, там автомобилисты более нецивилизованные, они не уважают пешеходов и велосипедистов. А в Беларуси водители достаточно грамотны.

Если бы ты мог принимать решения, что бы ты изменил в Минске на дорогах или в правилах, чтобы сделать жизнь велосипедистов в Минске более комфортной?
Джон:
Для меня вопрос номер один – парковка автомобилей. Очень часто они паркуются на тротуарах, на газонах. На мой взгляд, это легко изменить, и это существенно облегчит жизнь велосипедистов.

Евгений, вы согласны с опытом Джона?
Евгений Хоружий:
В принципе, да. Если выезжаешь на проезжую часть, часто встречается непредсказуемое поведение автомобилистов. Например, они не включают поворот.

Дмитрий Верещагин: Хамство на дороге присуще всем. Может быть, в меньшей степени велосипедистам, потому что они беззащитны. Маневрирование, скоростные режимы, резкое торможение есть и без мотоциклистов.

Где мотоциклисты учатся вождению?
Владимир Алешкевич:
Думаю, дело не в обучении. Просто за рулем сидят те же люди, которые только что ходили пешком. Человек садится на транспортное средство и просто не думает, что здесь все опаснее в разы. Байкеры такие же люди, как автомобилисты, тоже часто нарушают, ведут себя неверно и в первую очередь страдают от этого сами. Рано или поздно это приведет к беде. Мотоцикл – такое же транспортное средство, и ПДД написаны для всех, поэтому двигаться нужно в потоке. Я бы разрешил мотоциклистам двигаться между стоящими на светофоре автомобилями, чтобы стать первым в линию. При трогании с места это безопаснее для пешехода и для автомобилиста. Но маневрировать между автомобилями в движении нельзя. Байкеру можно двигаться на 5-7 км/ч быстрее автомобиля, плавно перестраиваясь. Но нельзя ездить в два раза быстрее автомобилистов.

Дмитрий Верещагин: Я не против изменения, только пусть они не стартуют с заднего колеса.

Владимир Алешкевич: Сейчас есть неплохая группа стенд-райдеров, которые делают трюки на мотоциклах уже на европейском уровне. Они тренируются в Раубичах, проводят международные соревнования, но они никогда не ездят по городу на заднем колесе, хотя умеют это делать лучше других. Так делают как раз те, кто не умеет этого делать. За такую езду я бы навсегда забирал права.

Наши пользователи пытаются расставить акценты, кто главнее на дороге. Звучит такое мнение: "Автомобилисты главнее мотоциклистов. Мотоциклисты главнее велосипедистов, а велосипедисты главнее пешеходов".
Евгений Хоружий:
На самом деле главный в городе – пешеход, потом велосипедист и автомобилист. Это европейская иерархия. Когда проектируют город для людей, сначала учитывают интересы пешеходов и велосипедистов – незащищенных категорий.



У нас на линии начальник ГАИ Первомайского района Вячеслав Михайлович Гаврош.
Предположим, велосипедист едет по краю проезжей части дороги, где есть тротуар. Какое наказание предусмотрено для такого велосипедиста?
Вячеслав Гаврош:
Ответственность предусмотрена статьей 18.23 часть 1 - либо предупреждение, либо штраф в размере от 1 до 3 базовых величин – от 100 до 300 тыс. руб.

Можно ли мотоциклу осуществлять обгон справа, лавировать между машинами и ехать на заднем колесе, если он едет в пределах допустимой скорости? Какое наказание за это предусмотрено?
Вячеслав Гаврош:
Запрещено перестраиваться из полосы в полосу. За это предусмотрена ответственность статьей 18.14.7 – в размере от 1 до 5 базовых величин или предупреждение. Перестраиваться в соседнюю полосу можно только для поворота налево, направо, опережения. Необдуманное перестроение из полосы в полосу запрещено. Естественно, движение на заднем колесе также запрещено. За это предусмотрена ответственность 0,5 базовой величины или предупреждение.

Допустимы ли технические изменения в мотоцикле: расточка цилиндра, снятие глушителя для увеличения мощности?
Вячеслав Гаврош:
Есть допустимые нормы шума. Если мотоцикл будет их превышать, он не пройдет техосмотр. Кроме мотоциклиста, есть еще другие участники движения и жители, которым этот звук мешает. В данном случае предусмотрен штраф до 2 базовых величин.

Какие нарушения правил чаще всего приводит к авариям с участием мотоциклистов и велосипедистов?
Вячеслав Гаврош:
В случае велосипедистов это, в первую очередь, пересечение проезжей части на велосипеде. Велосипедист должен спешиться при пересечении проезжей части. Зачастую эти требования игнорируются, и велосипедист выезжает на переход. На втором месте – движение по краю проезжей части при наличии тротуара.

В случае мотоциклистов на первом месте скорость. Иногда мотоциклисты двигаются с огромным превышением скорости.

Я слышал, часто случаются аварии, когда велосипедисты едут в ночное время без фонарей. Правда ли это?
Вячеслав Гаврош:
Велосипедисты не часто используют фонарь. Аварий по этой причине достаточно, но они в основном не в Минске, а за городом, так как в Минске улицы хорошо освещены.

Евгений Хоружий: В ПДД допускается движение по проезжей части при невозможности движения по тротуару. Технические характеристики каждого велосипеда различны, велосипедисты могут вести груз и обладать различными навыками вождения. Только велосипедист может определить, возможно ли для него движение по тротуару или нет. На мой взгляд, инспектор не может обязать двигаться велосипедиста по тротуару, если он есть.

Вячеслав Гаврош: Каждый может придумать причины, но это, скорее, будут поводы, а не причины.

Как решаются такие спорные ситуации?
Вячеслав Гаврош:
Всегда есть возможность двигаться по тротуару. Это, скорее, отговорка для велосипедиста. Надо понимать, что здесь дело не в штрафах, а в личной безопасности. Случаи наезда на велосипедистов, двигающихся по проезжей части, довольно распространены. На тротуаре велосипедист находится в гораздо большей безопасности.

То есть вы считаете, что этот пункт правил разумен, и его не надо дорабатывать, чтобы сделать жизнь велосипедистов более комфортной?
Вячеслав Гаврош:
До абсурда никто не доходит. Если по тротуару ходит так много людей, что по нему невозможно двигаться, никто не привлечет велосипедиста к ответственности, если он едет по проезжей части. А если по тротуару идет два человека, и велосипедист говорит, что они ему мешают, эти доводы никто не будет слушать. Тут надо руководствоваться здравым смыслом.

Владимир Алешкевич: На техосмотре иногда возникает вопрос по поводу аэрографии на мотоцикле. Как вы относитесь к усовершенствованию этого пункта, чтобы сделать его помягче?

Вячеслав Гаврош: Есть ГОСТы и стандарты, и не я вношу изменения. Может, где-то красота оправданна, но это отвлекает внимание водителей и участников дорожного движения. Это точно не влияет благотворно на безопасность. Я думаю, красота нужна не на дороге.

Владимир Алешкевич: На наших дорогах появляется все больше плазменных экранов, которые стоят в самых оживленных местах. Это гораздо больше отвлекает водителей. Хорошая аэрография на мотоцикле всегда считается произведением искусства, и во всем мире это международный стандарт. Как вы лично к этому относитесь?

Вячеслав Гаврош: Я представитель закона, и, естественно, буду на стороне закона. Я думаю, это неприемлемо. Хочу отметить, что транспортное средство обязательно надо использовать при наличии регистрационных знаков. Их отсутствие – грубое нарушение, и за это предусмотрен штраф от 1 до 2 млн руб. Тому, кто не превышает скорость, нет смысла снимать регистрационные знаки или устанавливать их таким образом, чтобы они не читались. Водитель без регистрационных знаков заранее толкает себя на нарушение. Он игнорирует требование ГАИ остановиться, пытается скрыться от преследования, превышает скорость и зачастую рискует не только своей жизнью, но и жизнями других. Это неприемлемо.

Владимир Алешкевич: Я с вами согласен. Это не обсуждается. Часто его некуда повесить, но надо найти место.

Где учатся ездить мотоциклисты? Дает ли получение прав категории А навыки вождения?
Владимир Алешкевич:
Программа по обучению, которая существует для мотоциклистов, дает некоторые возможности и умения, но не навыки. Навык сформируется с годами. Хорошо, если мотоциклист – бывший водитель, выезжал в город и умеет ориентироваться в потоке машин. Но человек без опыта не будет знать, что делать.

Вы компенсируете в своем клубе недостаток практической езды?
Владимир Алешкевич:
У нас в Беларуси нет ни одного гоночного кольца, но есть неплохие картодромы, где учат скоростному вождению. Лучшие из них в Бресте и Минске. Некоторые поездят на картодроме и понимают, что это не их. В потоке ездят как раз те, кто ездит плохо, непуганые.

Есть ли какие-то школы-практикумы для велосипедистов?
Евгений Хоружий:
Насколько я знаю, ничего такого нет. Очень не хватает информированности велосипедистов даже о базовых правилах дорожного движения. Не хватает объяснений, почему нужно делать так, а не иначе.

Дмитрий Верещагин: Ваше мнение послушают, и введут обязательные права на велосипед...

Это будет плохо или хорошо?
Евгений Хоружий:
Это не нужно, но необходимо проводить какую-то информационную работу.

Владимир Алешкевич: Наши велосипедисты очень близко стоят к пешеходам, поэтому, как и они, считают, что им не нужно знать правила. У велосипедистов нет номерного знака, водительского удостоверения, и они считают, что должны думать только о своей безопасности.

Помимо правил и этики, есть еще проблема, которая пока не так актуальна для Минска, - экология. Однозначно, велосипед в этом лидирует, потому что это экологичный транспорт. Нужно ли дать велосипеду полные права на дороге, такие как у машин и мотоциклов? Это будет стимулировать людей к велосипедной езде хотя бы в теплое время года.
Дмитрий Верещагин:
Да, велосипед экологичен, но в цене за топливо заложен акциз, который покрывает с лихвой очищение. К тому же велосипед не дает нужной скорости. У меня нет часа в день, чтобы ездить на велосипеде. К тому же я не хочу щемиться между пешеходами или автомобилистами, я лучше поеду на метро.

Владимир Алешкевич: Я бы дал велосипедистам широкие права, но только на специально отведенных дорожках. Если выделить для велосипедистов отдельную полосу движения, это станет массовым движением. На эту полосу не попадали бы ни пешеходы, ни автомобили.

Дмитрий Верещагин: Где вы припаркуете велосипед?

Владимир Алешкевич: Если выделить дорожки для велосипедов, то паркинг – это меньшее, что нужно будет сделать. Он занимает мало места. Пока этого нет, и плохо пускать велосипедиста в общий поток.

Евгений Хоружий: Мы работаем с Белорусской ассоциацией экспертов и сюрвейеров на транспорте, которые разрабатывают концепцию обеспечения велосипедного движения в Минске. В рамках этой работы я изучаю опыт западных стран. Все выходит на уровень транспортной политики города и градостроительства. Есть график, в котором описано, куда девать велосипеды в зависимости от интенсивности и скоростей движения автомобилей. Если скорость движения автомобилей меньше 30 км/ч, то можно пускать велосипеды вместе с ними. Если больше 60 км/ч, то однозначно велосипеды надо пускать на велосипедные дорожки. Если интенсивность и средняя скорость небольшая, можно выбирать. В частном секторе проедет одна машина, и строить рядом велодорожку нет смысла. Средняя скорость движения от точки до точки автомобиля 14 км/ч, а велосипеда – 21 км/ч. Велосипедист может ехать напрямик, а автомобиль стоит в пробке, ему приходится объезжать. Естественно, есть нюансы с сезонностью движения.

Но велосипед – это не только средство передвижения, это еще и средство общения людей, поэтому велосипедисты должны иметь возможность ехать рядом и просто поговорить. С этой точки зрения тротуар – хорошее решение. С другой стороны, есть люди, которым надо ехать быстро. Лично мое мнение: должно быть право выбора.

Сейчас у каждого из вас есть возможность обратиться к своему цеху велосипедистов, байкеров и автомобилистов.
Владимир Алешкевич:
Ребята, помните о Правилах дорожного движения. Их писали не дураки. Мотоциклист более уязвим, потому что обладает меньшей массой. У него нет никакой защищенности, кроме того, что на него надето. Поэтому думайте о своей безопасности и безопасности тех, кто находится на дороге. Скоростное маневрирование, езда на заднем колесе в потоке машин не приводит ни к чему хорошему. Хотите научиться этому, приезжайте в Раубичи. Хотите экстремального вождения, чтобы не было сотрудников ГАИ, приезжайте на Боровую. Там вас научат. Если вы хотите долго жить, к этому нужно прислушаться.

Евгений Хоружий: Я верю, что наши стремления что-то изменят в ближайшее время. Сегодня было совещание в ГАИ по поводу развития велосипедных дорожек, и там рассматривался вопрос об изменении ПДД. Если велосипедисты все же выезжают на проезжую часть, я хотел бы попросить их все-таки ознакомиться с ПДД. На дороге, прежде всего, надо быть предсказуемым. И обязательно надо использовать свет в темное время суток, потому что это болезнь минских велосипедистов: очень много летающих по тротуарам темных людей.

Дмитрий Верещагин: Не бывает плохих транспортных средств – бывают плохие люди. Не надо быть хамом только потому, что у тебя четыре колеса, а не два, и ты защищен железными бортами. Давайте просто помнить, что мы на дороге не одни. Давайте уважать друг друга и помнить, что вокруг нас живут пешеходы, автомобилисты, велосипедисты, мотоциклисты – главное, просто люди, и к ним надо относиться с уважением.