• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автоспорт


/

В минувшее воскресенье стартовал гоночный сезон чемпионата «Формула-1». Меньше пилотов, меньше трасс, зато с новыми машинами и давно уже позабытой непредсказуемостью. Что показал первый этап в Австралии и как может сложиться весь сезон — читайте в обзоре AUTO.TUT.BY.

Где люди?

Межсезонье богато на завершения и возобновления карьеры, на переходы из команды в команду и на заявления вида «это твой шанс, не упусти его». Вскоре после завершения прошлого сезона состоялось сразу три громких ухода гонщиков из команд. Точнее, два с половиной. Еще до конца сезона-2016 Дженсон Баттон из McLaren объявил, что уходит из «Формулы-1». Не насовсем уходит, а так, в творческий отпуск, при этом оставаясь послом бренда. Когда-то из тех же «Маков» точно так же во временный отпуск ушел Мика Хаккинен, да так и не вернулся. Но сезон нынешний показывает, что возвращения могут быть самыми неожиданными.

Фото: Red Bull Content. Даниил Квят, Toro Rosso.

Через пять дней после завоевания чемпионского титула немец Нико Росберг объявил, что завершает карьеру. Для многих решение стало неожиданным; руководство команды Mercedes даже пожаловалось, что Нико их всех подставил. Но действующий чемпион ничего не стал переигрывать и действительно повесил шлем на гвоздь. Впервые с 1994 года чемпионат стартует без действующего лидера. Своим уходом Росберг высвободил место в кокпите, на которое тут же сосватали быстрых или денежных гонщиков. Ситуация разрешилась так же неожиданно, как и началась: в Mercedes перешел финн Валлтери Боттас, который был связан контрактом с Williams. Боттас — парень действительно быстрый, в прошлом году разок затащил свою машину на подиум и только по случайности, кажется, не сделал это еще два-три раза. Итак, финн уладил свои дела с Фрэнком Уильямсом и отправился к Тото Вольфу, а свободное место теперь уже образовалось в конюшне Williams.

«Вилы» поначалу заявляли на сезон Боттаса и новичка Лэнса Стролла, который пришел на место бразильца Фелипе Массы. Масса на последнем этапе так трогательно прощался с «Формулой-1», что едва ли не половина паддока пустила слезу. И что же теперь? Масса ушел на пенсию, на его место пришел богатый канадец Стролл, а Боттас взял да и переметнулся к «Мерсам». И тогда руководство команды из Гроу пригласило в свободную машину… Массу! Фелипе недолго раздумывал и снова вернулся в гонки. Конечно, до бесконечных «прощаний» Пугачевой и Кобзона бразильцу далеко, но получилось действительно похоже. Кстати, прошлогодний болид, подаренный по случаю ухода из гонок, Масса не вернул

И еще один важный уход из «Формулы-1»: новые владельцы гоночной серии — американский фонд Liberty Media — спровадили на пенсию ее многолетнего руководителя Берни Экклстоуна. Возможно, сейчас, наконец, начнется то, чего многие команды ждали долгие годы: более справедливое распределение призовых выплат по итогам сезона. По крайней мере, новое руководство пообещало «обновить» чемпионат.

Фото:  Reuters. Себастьян Феттель на финише Гран-При Австралии

И еще один: из McLaren ушел прежний руководитель-долгожитель Рон Деннис. Не сошелся во взглядах с новыми управленцами.

Новички

В этом году всего один новичок на полном расписании: упомянутый Лэнс Стролл. Канадец вроде бы неплохо гоняется и даже выиграл итальянскую «Формулу-4» и европейскую «Формулу-3» в прошлом году. Но многие все же считают его классическим рента-драйвером, этаким «денежным мешком» вроде Пастора Мальдонадо, который денег (той же команде Williams) приносил немало, но в гонках запомнился масштабными авариями. Впрочем, «Крашдонадо», как его называли, умудрился выиграть Гран-При Испании в 2012-м. Может, и в этом году на каком-нибудь этапе лидеры самоустранятся, а Стролл поймает кураж и победит? Получилось же у Феттеля за рулем Toro Rosso и у Макса Ферстаппена на Red Bull!

Фото: Reuters. Макс Ферстаппен, Red Bull

Второй новичок «нарисовался» в сезоне внезапно. Накануне начала сезона пилот Sauber Паскаль Верляйн заявил, что еще не до конца восстановился после аварии на Гонке Чемпионов и стартовать не сможет. Руководитель команды Мониша Кальтенборн спешно призвала на помощь Антонио Джовинацци, прошлогоднего вице-чемпиона серии GP2. Антонио сначала подумал, что его разыгрывают, но шутка оказалась не шуткой, и вот итальянец примчался в Австралию и стартовал. За последние десять лет из GP2 в «Формулу-1» перешли три десятка пилотов, из которых семеро (не считая Джовинацци) продолжают выступать в «королевских гонках». А Джовинацци стал первым с 2011 года итальянцем, стартовавшим в Гран-При.

При переходе посмотрите налево

Межсезонье — время перехода гонщиков из одной команды в другую. Было бы куда переходить. В начале года выяснилось, что команда Manor все же банкрот и больше никуда в Ф-1 не поедет. Она появилась с чемпионате еще в 2010 году под именем Virgin наряду с двумя другими «конюшнями» — Lotus и Hispania Racing Team. Те две давно уже почили, а «Вёрджин», успев побыть «Марусей» и «Мейнором», барахтался дольше всех. Так что теперь в чемпионате снова всего лишь 10 команд. Пилоты «Мейнора» смогли найти себе работу: немец Паскаль Верляйн, как мы отмечали выше, перешел в Sauber, а француз Эстебан Окон — в Force India.

Фото:  Reuters. Эстебан Окон, Force India

Серхио Перес остался в «Форс Индии», а второй ее пилот — Нико Хюлькенберг — перешел в Renault. Там он составил компанию Джолиону Палмеру, который сохранил свое место, а датчанин Кевин Магнуссен отправился на место мексиканца Эстебана Гутьерреса в американскую команду Haas. Гутьерреса просто уволили. Команды Ferrari, Red Bull и Toro Rosso целиком сохранили пилотский состав: Себастьян Феттель и Кими Райкконен, Даниэль Рикьярдо и Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс и Даниил Квят соответственно. А в McLaren на место ушедшего Дженсона Баттона пришел чемпион серии GP2 2015 года бельгиец Стоффель Вандорн, который в прошлом году подменял Фернандо Алонсо на Гран-При Бахрейна.

Шире и с плавником

С этого года в чемпионате действует новый регламент, из-за чего машины снова изменились. Весь прошлый год представители команд говорили, что сезон-2017 будет «аэродинамическим»: мол, все будет зависеть от аэродинамики, так что надо постараться разработать максимально эффективный кузов. Гением аэродинамики традиционно считают Эдриана Ньюи, который строил чемпионские Red Bull для Себастьяна Феттеля. Болельщики ожидали, что он снова выдаст «вундервафлю» и прервет трехлетнюю гегемонию Mercedes, которая многим наскучила так же, как четырехлетняя гегемония самого Red Bull в 2010—2013 годах.

Джолион Палмер, Renault. Фото: Renault Media

Машины стали шире (во многом за счет новых, более широких шин) и ниже (во многом за счет заднего антикрыла). И почти у всех на кожухе мотора появился этакий «акулий плавник» — широкая плоская пластина наподобие самолетного стабилизатора на хвосте. Такой был еще у Sauber C29 в 2010 году, но сейчас им обзавелись почти все команды, за исключением Mercedes, которая ограничилась невысокой «гривой» поверх кожуха. Еще можно отметить, что на передних антикрыльях стало намного больше «агрессивных» аэродинамических элементов — гребенок, плавничков, пластин. Кажется: неосторожное движение — и можно порезаться.

Сразу несколько команд сменили ливреи своих машин. Force India заимела нового спонсора — водоочистительную компанию BWT — и из серебристо-черной стала розовой. Toro Rosso получила ливрею насыщенного синего цвета с серебристыми вставками — очень похоже на баночку энергетика, и вообще кажется, что под краской не карбон, а металлический кузов. McLaren продолжает эксперименты с цветом: несколько лет назад сменили серебристую «одежку» на черную, а сейчас снова радикальный редизайн — добавили оранжевого. В оранжевых цветах команда Брюса Макларена выступала в ранние годы своего существования, пока спонсорские контракты не превратили оранжевые машины в бело-красные или серебристые. Правда, в этот раз оранжевой сделали не всю поверхность машины, а лишь некоторые вставки; да еще этот оранжевый при определенном освещении тяготеет к красному — иной раз очень похоже на машины почившей Manor.

Как едется?

За счет изменившейся аэродинамики машины сильнее «цепляются» за асфальт, а многие повороты проходятся в режиме «газ в пол». Сопротивление возросло — но машины все равно едут быстрее. В квалификации Льюис Хэмилтон показал время на 1,3 секунды лучше рекорда, установленного Себастьяном Феттелем в 2011-м. И вместе с тем многие пилоты отмечали, что обгонять соперников стало намного сложнее: скоростное прохождение поворотов и «аэродинамический мешок» позади машины не позволяют атаковать, если только темп догоняющего не радикально выше темпа обороняющегося. А в узких поворотах машинам порой просто не хватает места: сами болиды-то раздались вширь, а ширина дорожного полотна осталась прежней. В первой гонке сезона мы видели лишь пару-тройку обгонов за позицию. В остальное время соперники если и опережали друг друга, то на круг или за счет посещения боксов для замены шин.

Старт Гран-При Австралии. Фото Red Bull Content

Похоже, запрет дозаправок сказался на обгонах и зрелищности гонок. А новые составы покрышек Pirelli еще больше убивают интригу. Даниил Квят на ультрасофт-шинах проехал 34 боевых круга — с учетом прогревочных кругов это 190 километров. Суперсофта хватило на 43 круга, обычного софта — на 46 кругов. Не исключено, что харда может хватить на всю дистанцию гонки. Вполне ожидаемо, что большинство гонок пройдут с одним запланированным пит-стопом, если только не случится что-то неординарное (аварии, поломки, дождь). В прежние годы, когда пит-стопы с заменой покрышек и дозаправками проводили по два-три за гонку, простора для стратегических решений было намного больше: заправить и переобуть; переобуть, но не заправить; заправить, но не переобуть. И хоть Гран-При Австралии славится редкими обгонами, но пока что у болельщиков может сложиться впечатление, что очередное изменение регламента превратило чемпионат в унылое «доезжалово».

Кто тут патимейкер?

Что говорит любой пилот во время предсезонных тестов? «Мы выполнили намеченную программу, но столкнулись с некоторыми трудностями. Похоже, что наши конкуренты из команды „Табуретка Рейсинг“ нас опережают. Но это лишь тесты, мы не гоняемся в полную силу, так что пока рано судить, надо подождать первого этапа». Такие фразы говорят из года в год — и, как правило, говорящий преуменьшает заслуги своей команды, а заслуги соперников — преувеличивает.

Льюис Хэмилтон отметил хороший темп конкурентов из Ferrari, затем еще кто-то похвалил Ferrari, потом еще кто-то — в итоге «красных» заранее стали считать если не будущими чемпионами, то уж точно фаворитами сезона. Но пятничные тренировки и первая квалификация все расставила по местам: Льюис лидировал и в свободных заездах, и в квалификации. Правда, «тревожный звоночек» от Ferrari все же прозвенел: если пилоты «серебряных стрел» заняли на стартовой решетке 1-е и 3-е места, то пилоты «алых» — 2-е и 4-е. И те, и другие были быстры в гонке, но в результате Себастьян Феттель победил за счет стратегии: «пересидел» главного соперника на трассе и отправился на пит-стоп на пять кругов позже англичанина. Впервые с Гран-При Сингапура в сентябре 2015-го пилот Ferrari завоевал победу и впервые с Гран-При Кореи 2012 года «Скудерия» лидирует в чемпионате.

Четверть дистанции все пилоты оставались на старте, даже несмотря на столкновение Магнуссена и Эрикссона. Оба скандинава вылетели в гравий, но смогли вернуться на трассу и продолжить борьбу. А с пятнадцатого круга технические проблемы «выкашивают» одного гонщика за другим. Задымился мотор у Грожана, перестали нормально работать тормоза у Палмера, забарахлила коробка передач у Эрикссона, сломался мотор у Рикьярдо, из-за тормозов прекратил борьбу и Стролл, а из-за подвески — Магнуссен, припарковался в боксах Алонсо… Из двадцати гонщиков треть — аж семь человек — выбыли из борьбы. В прошлом году сошедших было шестеро — можно говорить, что процент выбывших относительно стабильный.

Williams в прошлом сезоне немного сдал и занял пятое место (при том что в 2014—2015 годах было третье); но у команды из Гроува наблюдается какая-то синусоида годичных выступлений: один сезон хорошо, следующий — отвратительно, потом снова выстреливают, затем опять спад. В 2016-м их на тридцать пять очков «обскакала» Force India. Но сейчас, похоже, «Вилы» снова готовы взять реванш. Фелипе Масса занял в гонке шестое место и принес в копилку команды сразу восемь очков, после чего заявил в интервью, что, мол, «неплохо для старичка». Но и «индийцы» тоже не «спят в шапку»: оба пилота на розовых машинах финишировали в очках и завоевали в сумме 7 баллов.

Новичок Джовинацци, который впервые выехал на эту трассу лишь в гоночный уикенд, занял предпоследнее — двенадцатое — место. Последнее же занял «почти новичок» Стоффель Вандорн на McLaren.

А вместо сердца — пламенный мотор

В прошлом году пилоты «Маков» на двоих «заработали» десять сходов за сезон — больше не было ни у одной команды; в остальное время финишей в очках и за пределами очковой зоны случилось примерно поровну. Лишь невероятное упорство и способность Фернандо Алонсо «притаскивать» в очки любое «ведро с гвоздями» позволили команде по итогам чемпионата опередить пять команд и занять шестое место. В этом году все может быть хуже. Из-за самоустранения «Мейнора» записным аутсайдером автоматически стал «Заубер». Но на тестах в Барселоне случился анекдот: «Мы думали, что достигли дна, и тут снизу постучали». Снизу — это как раз McLaren. У «Маков» то и дело ломалась машина, и по итогам восьми дней тестов ее пилоты прошли наименьшую дистанцию: 425 кругов против 1096 кругов у лидеров — Mercedes.

Моторы Honda постоянно ломались, и болиды замирали на трассе; а когда «движки» не ломались, то выдавали низкую мощность. Фернандо Алонсо больше не называет японские двигатели «моторами серии GP2», но все же отметил, что результаты такие же обескураживающие, что и год назад, и что на прямых они уступают соперникам по 30 км/ч.

Фернандо Алонсо, McLaren. Фото McLaren1

Удивительно, что в серии Indycar у Honda конкурентоспособный мотор, а в «Формуле-1» дело не клеится который год. Впрочем, такая разница объясняется тем, что для «Инди» двигатели строит не японское, а североамериканское отделение компании. По паддоку ходят слухи, что McLaren хочет отдать свои «хондовские» моторы команде Sauber (та использует прошлогодние моторы Ferrari), а самой перейти на «движки» Mercedes, которые остались после ухода Manor. Впрочем, «черно-оранжевым» придется очень сильно постараться, чтобы убедить «бело-синих» сменить поставщика моторов: даже на прошлогодних «движках» Sauber едет лучше, чем McLaren на свежих.

У Renault с моторами на тестах тоже не все шло гладко, и все воскресенье капризничающая силовая установка на машине Дэна Рикьярдо — еще одно тому подтверждение. Оставшийся в строю гонщик Red Bull Макс Ферстаппен и оба пилота Toro Rosso финишировали в очках, но вот заводская команда Renault по спортивной форме где-то между «Торо Россо» и «Заубером».

Чего ожидать?

Прикинемся любым пилотом межсезонья и скажем: мол, потерпите, это еще только первый этап чемпионата, Австралия — это еще не показатель. В разные годы тут хватало сюрпризов: и Виталий Петров на подиуме, и победа Кими Райкконена на «Лотусе», и первые очки в карьере у местного героя Марка Уэббера на «Минарди». Сезон-то длинный, много еще чего может произойти. Длинный-то длинный, да все же на один этап короче: снова лишился прописки в календаре Гран-При Германии.

Да, «Мерсы» по-прежнему очень сильны, и двойной подиум иллюстрирует эту силу особенно хорошо. Но то, что в кои-то веки в системе новый лидер — это только на пользу спорту. Болельщики, особенно белорусские, давно уже заждались смены лидера.

Результаты Гран-При Австралии

01. Себастьян Феттель — Ferrari — 25 очков

02. Льюис Хэмилтон — Mercedes — 18 очков

03. Валттери Боттас — Mercedes — 15 очков

04. Кими Райкконен — Ferrari — 12 очков

05. Макс Ферстаппен — Red Bull — 10 очков

06. Фелипе Масса — Williams — 8 очков

07. Серхио Перес — Force India — 6 очков

08. Карлос Сайнс — Toro Rosso — 4 очка

09. Даниил Квят — Toro Rosso — 2 очка

10. Эстебан Окон — Force India — 1 очко

11. Нико Хюлкенберг — Renault

12. Антонио Джовинацци — Sauber

13. Стоффель Вандорн — McLaren

Положение в Кубке Конструкторов:

01. Ferrari — 37 очков

02. Mercedes — 33 очка

03. Red Bull — 10 очков

04. Williams — 8 очков

05. Force India — 7 очков

06. Toro Rosso — 6 очков

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-40%
-20%
-80%
-25%
-20%
0057865