• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автоспорт


Дмитрий Перлин / /

50−70 экипажей на старте. 200−250 тысяч зрителей. Судейская бригада из нескольких сотен человек и тысячи — в обеспечении безопасности. Переполняющие эмоции и накал страстей. Так проходит ралли в Чехии, не в Беларуси.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Это видео про «Ралли Barum», гонку вовсе не мирового масштаба. Всего лишь европейского и чешского, местечкового. Примерно так и в других европейских странах, не говоря про Финляндию, где автомобильные гонки и, в частности, ралли - чуть ли не национальный вид спорта. Вряд ли это знают белорусы, во всяком случае большинство.

Вот что еще не знает большинство белорусов: ралли — это настоящая многомиллионная индустрия спортивных развлечений для болельщиков, причем из разных стран! Фанатов автоспорта в Европе — сотни и сотни тысяч, и люди эти чрезвычайно активны. Сделай для их привлечения хоть что-нибудь в правильном направлении — приедут в Беларусь, как это сделали экипажи и болельщики ретроралли «Пекин - Париж», маршрут которого прошел через нашу страну в июле прошлого года. Кстати, представители FIA, международной федерации автоспорта, и все, кто пересек Беларусь со спортивным каналом ретроралли, остались в полном восторге от работы организаторов белорусского этапа во главе с Александром Зайцевым, стоявшим у истоков возрождения ралли в независимой Беларуси.

Фото Дмитрий Перлин
Самые страстные болельщики — родные и близкие спортсменов

Еще один важный момент: раллийные гонки, ставшие традиционными в национальных и международных спортивных календарях, проводятся ежегодно, а не раз в столько-то лет и в разных странах, как те же крупные хоккейные турниры. Для проведения ралли не нужны ни ледовые дворцы, как в хоккее, ни масштабные стадионы. Практически в каждой из белорусских областей полно ухоженных гравийных дорог, которые уже оценили спортсмены из Прибалтики, России и Украины, приезжавшие на этапы открытого чемпионата Беларуси. Дорожки не хуже, чем в Польше и Литве, где ежегодно проходит один из этапов чемпионата мира FIA WRC, со всеми последствиями в виде потока туристов-болельщиков из разных стран, в том числе из нашей Беларуси.

Конечно, для подготовки крупных соревнований, их проведения, обеспечения безопасности и приведения в порядок гравийных дорог после гонки потребуются какие-то затраты, но они несравнимы с затратами на строительство и содержание 1 кв. м льда во дворце или футбольного газона мирового уровня. Тем более что после соревнований дороги общего пользования снова начнут ежедневно служить по прямому назначению.

И это тоже вряд ли знает большинство белорусов, в том числе в высоких эшелонах нашей власти.

Конечно, ралли в Беларуси есть и сегодня. Ежегодно проводится чемпионат РБ по классическому ралли и Кубок по ралли-спринту. В наступившем 2017-м году под Воложином уже состоялся первый этап Кубка Беларуси по ралли-спринту.

Фото Дмитрий Перлин
Подготовка техники перед стартом

Здесь все «по-взрослому», согласно правилам ралли, утвержденным Белорусской автомобильной федерацией, входящей в FIA. И технический контроль, и медицинское освидетельствование спортсменов.

Фото Дмитрий Перлин
Медицинский осмотр спортсменов в мобильном «Штабе ралли»

Безопасность соревнований для местных жителей и зрителей обеспечивают и судейская бригада, и сотрудники местных органов власти. Безопасность на автогонках в Беларуси — превыше всего!

Фото Дмитрий Перлин
Комиссар по безопасности соревнований проводит инструктаж перед стартом

Конечно же, есть и зрители. Самые опытные устраиваются на природе весьма основательно, а страстные болельщики собираются в специально отведенных зрительских зонах.

Фото Дмитрий Перлин
Самые опытные зрители — спортивные механики

Есть в белорусском ралли и партнеры, помогающие кто чем может. Но это скорее энтузиазм и фанатизм, нежели серьезное вложение денег в продвижение.

Фото Дмитрий Перлин
Автомобили безопасности, Safety car, идут перед «боевыми» экипажами

Кстати, то, что Ford уже более полувека в этой дисциплине автоспорта, а спортсмены настраивают ходовые качества «гражданских» моделей, в Европе знают миллионы. Большинство в Беларуси даже не догадывается.

Фото Дмитрий Перлин
Экипаж Ковалевский/Вихренко удерживает машину от разворота в скольжении

Есть в белорусском ралли острые и зрелищные моменты, есть освещение в прессе, награждение кубками и грамотами тоже есть.

Фото Дмитрий Перлин
Экипаж Русских/Мурылев выполняет скоростное прохождение поворота в скольжении

Иногда соревнования по ралли посещает и съемочная группа белорусского телевидения. Интерес к гонкам у зрителей есть, даже тех, кто предпочитает наблюдать за ними с дивана.

Фото Дмитрий Перлин
Мэтр белорусского ралли мастер спорта СССР и РБ Сергей Овчинников — без него сложно представить гонки

 

Вроде все есть и все «по-взрослому». Но…

Но на старт выходит не 70, а 11−15 экипажей. И зрителей не сотни тысяч, а десятки. Нет, не тысяч. Просто несколько десятков ярых болельщиков, включая местных жителей. Автоспорт в целом и ралли в частности — гонки «на обочине» спортивной жизни страны, существующие исключительно усилиями сотни белорусских энтузиастов.

Фото Дмитрий Перлин
Победители и призеры «Ралли-спринт Воложин» в классах и абсолютном зачете

Конечно, любой спорт, будь то хоккей, футбол или биатлон, это благо для страны. Но у автоспорта и ралли, одной из важнейших и сложнейших его дисциплин, есть один острый, социально значимый аспект, о котором даже не догадывается большинство белорусов. Их внимание в СМИ привлекают только «гонки» в кавычках вроде осквернения неуклюжим дорожным хулиганом, которого зачем-то называют «дрифтером», памятника, являющегося святыней для миллионов; или сокрушение остановки общественного транспорта попыткой неуместного и неумелого прохождения скоростного поворота. В общем, все то, что попадает в хроники скандальных и трагических происшествий. 

Знаменитый белорусский автогонщик времен СССР и заслуженный тренер БССР по автоспорту Анатолий Альхимович сказал: «Чем больше в стране автоспорта, тем безопасней на ее дорогах!». Даже беглый анализ статистики аварийности и смертности на дорогах Евросоюза показывает, что это не просто фраза, а реальный факт.

Особенно показателен пример Финляндии, самой раллийной страны Европы, где за 25 лет сумели не только втрое снизить количество ДТП со смертельным исходом, но и вдвое снизить количество ДТП вообще, выйдя на лидирующие позиции по безопасности дорожного движения в Европе. И это несмотря на сложный климат, обилие снега и льда. Причем там зимой большинство дорог до асфальта не очищают! Только отваливают снег.

Такие успехи были достигнуты во многом благодаря заимствованию спортивных методик подготовки водителей всех категорий, без исключения, только не для скорости, а для безопасности. Всех финских водителей готовят к вождению на скользких и сложных дорожных покрытиях, учат выполнять повороты и объезды препятствий, замедления и экстренные торможения. Таким образом, автоспорт, и прежде всего - ралли, помогают в этой стране повышению общей безопасности на дорогах, а принятые меры популяризируют автоспорт. Такой вот «замкнутый круг», при котором на дорогах становится спокойней, на многочисленные раллийные гонки в Финляндию едут десятки тысяч туристов-болельщиков, а Ватанен, Мякинен, Хирвонен, Гронхольм, Латвала и другие знаменитые «летучие финны» прославляли и прославляют свою страну.

Да, конечно, за истекшие 10−15 лет благодаря предпринятым государством мерам по дорожному строительству и обустройству дорог, жестким мерам наказания и усилиям по контролю за скоростью движения (камеры фотофиксации и «лежачие полицейские»), удалось значительно снизить количество учетных ДТП и погибших на дорогах. Фактически в три раза! Но какой ценой? В какие средства обходится обновление недолговечных сооружений по снижению скоростного режима? Сколько денег вылетает в выхлопную трубу на торможения-разгоны автотранспорта из-за этих сооружений? Сколько денег рассыпается по дорогам в прямом смысле вместе с тоннами песка и соли? Сколько средств требует ремонт техники от этой коррозионно-активной жижи? Не говоря уже об испорченной обуви горожан. Потом ведь все это нужно с дорог собрать. И какой вред эта субстанция наносит окружающей среде? А можно просто отвалить снег, если его выпадет слишком много, и наслаждаться белыми зимними пейзажами, как в Финляндии…

Да, за истекшие 10−15 лет усилий был достигнут серьезный результат в области безопасности белорусских дорог. Но этот результат, по статистике, лишь исходные позиции Финляндии на рубеже 80-х/90-х прошлого века. Дальнейший прогресс требует иных мер. И автоспорт, авторалли в этом деле не может оставаться на обочине!

Фото Дмитрий Перлин

Следующая раллийная гонка запланирована на 23−26 февраля в Браславском районе.

P. S. Поздравляем экипаж Кирилл и Ольга Ермакович с победой на первом этапе Кубка РБ по ралли-спринту в Воложине!

20170714