103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  2. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  3. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  4. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  5. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  6. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  7. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  8. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  9. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  10. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  11. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  12. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  13. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  14. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  15. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  16. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  17. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  18. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  19. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  20. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  21. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  22. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  23. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  24. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  25. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  26. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  27. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  28. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  29. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  30. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина


В этом году белорусский экипаж на ралли-рейде «Дакар-2017» закончил марафон на шестом месте — это лучший результат за всю историю выступлений! И пока ребята собираются в обратную дорогу, AUTO.TUT.BY рассказывает, как устроена жизнь на бивуаке, почему мясо — лучшая закуска, а женщинам здесь не место.

Члены команды «МАЗ-СПОРТавто» вернутся в Минск в субботу, 21 января. Самолет приземлится в Национальном аэропорту в 15.40. Каждый желающий может встретить команду и пообщаться с гонщиками. Сергей Вязович назовет победителей конкурса AUTO.TUT.BY «Сергей, покатай» и ответит на их вопросы. Авторы лучших писем, которые не смогут приехать в аэропорт, получат подарки по почте.

Для тех, кто не за рулем, будет организован трансфер со станции метро «Автозаводская» (отправление в 15.00). Болельщиков, которые соберутся встречать ребят, просьба заранее сообщить об этом по +375 25 977−32−08 (Екатерина) или написать на agt@agt.by

Марафон «Дакар» со стороны выглядит как шоу с красивыми автомобилями на фоне бескрайних песков. За «кулисами» бивуак — кочующий город для гонщиков и команды — живет совсем другой жизнью — просится сравнение с беспокойным «муравейником», который ежедневно перемещается почти на тысячу километров. «Оживают» дакаровские бивуаки по вечерам, когда приезжают гонщики и машины техподдержки. Временный городок за считаные часы населяют около трех тысяч человек: гонщики, механики, сопровождающие их специалисты, врачи, повара и т.д. В этом беспокойном «муравейнике» есть место даже дакаровским туристам — отчаянным энтузиастам, готовым платить немалые деньги за право провести время вместе с гонщиками.

Временный лагерь может вырасти где угодно — и на заброшенном аэродроме, и на обыкновенном пустыре у обочины дороги.

Такая неразборчивость в выборе места на этот раз сыграла с организаторами злую шутку: бивуак возле боливийского города Оруро затопило дождевой водой, так что уставшим гонщикам пришлось топтаться возле машин по колено в грязи. Чтобы не усугублять положение, экипажам предложили выстроиться вдоль дороги и по-спартански дожидаться рассвета. Хотя в большинстве случаев бивуаки со своей функцией — обеспечить гонщикам комфорт после изнуряющих гонок — справляются.

В центре бивуака располагался шатер организаторов — именно отсюда происходила координация всей гонки. Отслеживать ситуацию на трассе помогали вертолеты, которые кружили вокруг экипажей. Если «глаза» не видели — а такое могло быть во время песчаных бурь — ралли-заезд обычно отменяли. И это касается не только «Дакара»: так, в частности, поступили на одном из этапов прошлогоднего «Шелкового пути».

По вечерам для штурманов проводили брифинг. Организаторы рассказывали об изменениях в маршруте и объявляли тайминг: когда тот или иной экипаж стартует на спецучастке. И это, пожалуй, единственная обязательная процедура. Во всем остальном свободным временем между заездами гонщики вольны были распоряжаться на свое усмотрение. Одни ночевали прямо в бивуаке, другие — снимали номера в отелях, которые находились неподалеку.

Белорусские гонщики в этот раз чаще всего спали на бивуаках: в автодомах и палатках около машин. Времени на сон было катастрофически мало: заезды заканчивались поздно, после чего надо было протестировать автомобиль, а, возможно, и привести его в тонус. Хотя основная ноша ложилась на механиков, которые за ночь должны были устранить все неполадки.

Место притяжения на бивуаке — столовая. Неслучайно именно рядом с ней ставили доску объявлений с результатами этапа, маршрутом следующего заезда и решениями организаторов, в том числе об отмене этапа или сокращении спецучастка.

Кормили на бивуаках три раза в день — блюда не ресторанного уровня, но гонщики не жаловались. Правда, из-за напряженного расписания до столовой гонщики обычно добирались до еды не раньше ужина, а сухой паек, который ребятам выдавали на день, обычно приезжал в лагерь обратно.

Рядом со столовой находился медиацентр с Wi-Fi-доступом. Но интернет радовал не всегда: например, на высокогорных бивуаках в Боливии нельзя было отправить даже электронное сообщение.

Не обойтись на бивуаке без полевого лазарета. Чаще всего гонщики обращались с тепловыми ударами и головной болью, но случались и переломы, ушибы и даже удары молнии. Неподалеку выстроены в рядок десятки передвижных биотуалетов, умывальников и душевых. Душ — первое, о чем они думает гонщик после возвращения в палаточный лагерь. Там же гонщики прямо в умывальниках стирали одежду, а потом сушили возле своих палаток.

— Было непросто переносить аномальную жару в Парагвае, когда температура воздуха доходила до 45 градусов. В горной Боливии возникла другая проблема — мигрень из-за перепадов давления. Наши гонщики пережили их без проблем, поскольку до этого ночевали в барокамерах, — рассказывают в «МАЗ-СПОРТавто».

В палаточном лагере есть сувенирная лавка, где можно купить футболки, кепки, термосы и кружки с дакаровской символикой. Кстати, именно их и получат победители конкурса AUTO.TUT.BY «Сергей, покатай».

​По вечерам гонщики всех команд собирались у огромного костра. Местные музыканты поют песни на испанском языке, пилоты общаются между собой и делятся впечатлениями после пройденных этапов — всё это, по замыслу организаторов, должно сплотить участников.

Безопасность на «Дакаре» превыше всего. Попасть в «закрытый город» можно только по браслетам или беджам с чипом, на котором записана персональная информация: имя, фамилия, возраст, группа крови, название команды или номер экипажа. Есть на бивуаке и центр безопасности, который занимается поисками пропавших гонщиков.

Во время гонки экипажи пользовались как спутниковой, так и мобильной связью — бесплатный роуминг команде «МАЗ-СПОРТавто» обеспечил velcom, выступивший ее техническим партнером. Обычно гонщики звонили в экстренных случаях, например, когда возникали проблемы на трассе. Мобильная связь также выручала, когда надо было срочно связаться с заводом или позвонить друзьям и близким.

Почти без женщин и трудностей перевода

«Дакар» остается мужской гонкой. Не то чтобы женщинам на ралли не рады, просто выдержать постоянные физические и нервные нагрузки захочет не каждая девушка. Поэтому среди пилотов, штурманов и механиков в основном мужчины. Но и им приходится несладко: жара, стресс, не самая привычная еда сказывается на мужчинах.

На бивуаке говорят на всех языках, но основной — французский. Местный персонал общается по-испански, но худо-бедно изъясняется и на английском.

— Самое удивительное, что все друг друга понимали. Обращаться за помощью к механикам из других команд — нормальная практика. Трудностей перевода не возникало, — признаются в «МАЗ-СПОРТавто».

Местный жители встречают «Дакар» почти как национальный праздник. В Парагвае и Боливии гонщиков лично приветствовали главы государств, а болельщики от радости чуть было не лезли под колеса. Десятки тысяч людей выстроились вдоль дороги, чтобы пообщаться с пилотами и сфотографироваться на фоне спорткаров. Живые коридоры даже помогали экипажам не ошибиться с направлением — в Ла-Пасе люди образовали 30-километровую процессию.

А вот командам толком узнать экзотические страны и не удалось.

— Некоторые думают, что мы там отдыхаем, но это не так. Мы ехали обычно по трассам и редко проезжали через города. А если такое и происходило, то не останавливались, поскольку спешили приехать на бивуак без опозданий. Вот и получается, что не было возможности посмотреть достопримечательности и познакомиться со страной и людьми, которые ее населяют, — вздыхают участники команды.

Условия на «Дакаре» поистине суровые — никаких комнат отдыха, бассейнов, баров или кинотеатров. Хотя, пожалуй, они бы едва ли вписались в атмосферу гонок. Надежная машина, крепкие нервы и немного удачи — большего для ралли-рейда и не нужно.

-15%
-50%
-50%
-30%
-15%
-55%
-50%
-10%
-20%
-35%