Денис Скоробогатый,

«Формулу-1» называют «королевой автоспорта», «вершиной автомобильного спорта». И любой автогонщик мечтает стать ее верным подданным и покорить эту вершину. И здесь все предельно ясно.

«Падок Клуба»
«Паддок Клуба»

А кто не стал автогонщиком, но любит технические виды спорта и гонки, стремятся попасть на этапы «Формулы-1». Почему?

Корреспондент AUTO.TUT.BY побывал на Гран-при Испании 2016, чтобы ответить на этот вопрос.

Это безумно дорого…

Итак, «Формула-1» — это безумно дорого. Стоимость билетов стартует от 100 евро (и это без места, где придется, на травке) и доходит до 10 тысяч евро. Это, во-первых.

В кассах уже есть билеты на Гран-при 2107 года со скидкой 30%, но ажиотажа у касс не наблюдается
В кассах уже есть билеты на Гран-при 2107 года со скидкой 30%, но ажиотажа у касс не наблюдается

Во-вторых, не всегда комфортно (особенно в дождливую погоду). Мы не берем в расчет самые дешевые билеты. Но и трибуны, куда билет стоит около 600 евро, не всегда спасают от солнцепека или атмосферных осадков. А высидеть всю программу (около 6−7 часов) на трибуне не каждому под силу. Наиболее привилегированный класс болельщиков «Формулы-1» — это обитатели «Паддок Клуба». Здесь уютно и комфортно в любую погоду. И пропуск сюда стоит от 2000−2500 евро. Корреспонденту AUTO.TUT.BY удалось лично оценить уровень элитного сервиса этого закрытого для масс клуба. Но об этом позже.

…неудобно и предсказуемо

В-третьих, гоночные машины проносятся мимо твоего места на трассе с предельно допустимой на этом участке скоростью. И по ощущениям примерно выглядит так. Слышен гул, из-за поворота вылетает болид или болиды, мгновение - и они скрываются за поворотом, успевай только голову резко повернуть, чтобы хоть что-то рассмотреть. И так происходит с периодичностью 2−3 раза (в зависимости, насколько растянется пелетон из машин, участвующих в гонке) за полторы минуты. И на протяжении полутора часов 5−6 десятков раз. И под оглушающий гул моторов.

«Паддок Клуб» притягивает как магнит сливки общества
«Паддок Клуб» притягивает как магнит сливки общества

В-четвертых, реальной борьбы на трассе не много. Все решает мотор, шасси и примерно на 25−30% гонщик, пилотирующий болид. А с учетом того, что в чемпионате обычно доминирует 1−2 команды, предсказать исход гонки можно с очень высокой вероятностью.

Сейчас в чемпионате, как и 2 предыдущих года, доминирует команда Mercedes. И только Ferrari изо всех сил пытается ей противостоять. Остальные команды редко попадают в тройку призеров по итогам гонки. И радуются этому, как дети.

Моторхоум команды Red Bull / Torro Rosso
Моторхоум команды Red Bull / Torro Rosso

В-пятых, у «Формулы-1» очень сложные правила и регламент. Причем регламент ежегодно дополняют, вводят новые ограничительные меры. В них тяжело разобраться даже подготовленному поклоннику «Формулы-1», не говоря уже о любителе гонок.

Обычно на изменениях в регламенте настаивают команды, проигрывающие соперникам, нашедшим лазейки в правилах и извлекшим из этого техническое преимущество для себя и своих пилотов. А еще организаторы, партнеры и спонсоры чемпионата — с целью обострить ситуацию в чемпионате и лишить какую-то из команд доминирующего положения. Но другие команды, пробивающие изменения регламента или узнающие о них заранее, успевают учесть их раньше других. И тогда именно они оказываются в лидерах, а остальные вынуждены их догонять.

Моторхоум Ferrari для персонала команды
Моторхоум Ferrari для персонала команды
Гостевая вилла Ferrari, справа в кадре — Фернандо Алонсо
Гостевая вилла Ferrari, справа в кадре — Фернандо Алонсо

И так повторяется из года в год. Почти семь десятилетий.

Следует признать, что в Европе после введения платных телевизионных трансляций и дороговизны билетов страсти по «Формуле-1» несколько поутихли. Да, остается огромная армия поклонников «Формулы-1», готовых следовать за своими кумирами хоть по всему свету. Но в Старом свете болельщиков на трибунах становится меньше. Зато аншлаги присутствуют в Азии и на новых трассах. Поэтому «Формула-1» постепенно уходит из Европы, сокращая свое присутствие по количеству этапов. Зато этапов становится больше на других континентах.

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

И все-таки «Формула-1» манит и зовет. И все больше и больше становится королевская рать ее поклонников. Почему так происходит?

Все самое лучшее

Потому что в «Формуле-1» сосредоточено все самое лучшее.

Куртка как у Алонсо обойдется поклоннику «Формулы-1» в 350 евро
Куртка, как у Алонсо, обойдется поклоннику «Формулы-1» в 350 евро

В «Формуле-1» сосредоточено все самое лучшее из разных областей технологий и общества. Тут самые быстрые и лучшие машины (в пределах, оговоренных правилами), лучшие моторы, лучшие шасси, лучшие покрышки и колесные диски, самые передовые технологии связи и коммуникации, лучшие компьютеры и передовой софт, инновации, лучшие девушки, инженеры, конструкторы и механики. Лучшие повара и обслуживающий персонал.

Про поваров и о кушаньях, которые подают в паддоке «Формулы-1», расскажу несколько подробнее.

Королевское угощение

Каждая из команд «Формулы-1» привозит на этапы в Европе несколько грузовиков с полноразмерными полуприцепами. Эти полуприцепы, как в голливудском кино «Трансформеры», трансформируются в 2−3-уровневые виллы, называемые моторхоумами. Ведущие и богатые команды ставят сразу 2 или даже 3 таких моторхоума. В одном или двух работает и отдыхает персонал команды, пилоты и руководство. А один предназначен для встречи почетных гостей, журналистов и VIP-персон.

Простая еда по «доступным ценам» для болельщиков
Простая еда по «доступным ценам» для болельщиков

В этих гостевых моторхоумах трудятся лучшие повара мира, готовящие в походных условиях великолепные блюда и кушанья (язык можно проглотить). Гостям подаются лучшие и изысканные напитки.

Как рассказывают завсегдатаи моторхоумов, лучшие завтраки подают в команде McLaren Honda (шведский стол). Обедать предпочтительней в Red Bull / Torro Rosso (салат, горячее и десерт) и Ferrari (шведский стол и паста). А на ужин отправляться в Mercedes (шведский стол).

Автор этих строк махнул на диету и ради эксперимента попробовал эти лакомства на вкус. Конечно, фотографировать в моторхоумах не принято, но для того чтобы удовлетворить любопытство читателей AUTO.TUT.BY, мне пришлось немного отступить от правил.

Но самые вкусные блюда подают в «Паддок Клубе». Здесь блюда еще изысканнее и вкуснее. А снимать запрещено. Почти.

В составе блюд присутствуют самые лучшие продукты, известные человечеству на сегодняшний день. И это очень вкусно. Автору этих строк никогда не доводилось пробовать осьминогов и многих прочих морских и океанических обитателей. Было некоторое отвращение от их вида и запаха. В «Паддок Клубе» блюда с ними были так искусно приготовлены, что даже я не устоял. Оказалось, что это вполне съедобно и даже вкусно.

И больше всего меня поразило то, что обслуживающий персонал «Паддок Клуба», особенно официанты, понимают и немного говорят по-русски. Отсюда можно сделать вывод, что частыми гостями в последние несколько лет этого закрытого от основной массы публики элитарного клуба являются русскоговорящие гости.

Покой завсегдатаев «Паддок Клуба» оберегают вышколенные охранники, один вид которых вселяет уверенность. Опытные диджеи поддерживают жизнерадостную музыкальную атмосферу в клубе. А настроение поднимают «аниматоры», предлагающие прокатиться по гоночной трассе в шлеме виртуальной реальности, заняв место за рулем реальной имитации болида «Формулы-1» (а может, и реального болида «Формулы-1», только выкрашенного в цвета «Паддок Клуба»).

Тут подают лучшее в мире вино, шампанское и закуски. Но, пожалуй, хватит об этом.

Королевский автопарк

Пилоты и представители менеджмента команд приезжают на этапы первенства на дорожных автомобилях того бренда, который они представляют в «Формуле-1». Чаще всего команды безвозмездно предоставляют им такие машины в пользование либо вовсе дарят.

Фернандо Алонсо на трассе
Фернандо Алонсо на трассе

Кроме того, в гараже пилотов остаются подаренные машины от команд, за которые они выступали ранее.

По заданию редакции я пытался найти паркинг пилотов «Формулы-1», но пока, увы, не нашел его — автодром в Барселоне достаточно протяженный. Паркинги расположены практически по всему его периметру, и не везде у журналиста есть доступ к таким объектам.

Но, пообщавшись с моими коллегами по цеху и с пилотами «Формулы-1», я все же кое-что выяснил.

Льюис Хэмильтон является обладателем одного из самых больших автопарков. В его распоряжении есть Pagani Zonda 760 LH (в соцсетях одно время гуляло видео, где британец именно на этом авто нагло попирает ПДД). Также у Льюиса есть Mercedes GL450, McLaren MP4−12C и Mercedes-Benz C63 AMG. На этой машине с мощностью мотора более 650 л.с. Хэмильтон крутил пончики на набережной Альберт-Парка, в Австралии, за что был задержан местной полицией.

У Нико Росберга, семейного и остепенившегося человека, парк автомобилей несколько скромнее. Да, в его распоряжении тоже есть Mercedes-Benz C63 AMG. Но он на нем появляется в основном на рекламных мероприятиях. А на гонки его подвозит кто-то из друзей.

Четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель также обладает внушительным автопарком. В гараже есть и Infiniti FX50S, и Fiat 500, и Volkswagen T5 van, и Mercedes SL 65 AMG Black Series, и даже BMW 320d.

Неплохая коллекция машин накопилась и у старожилов «Формулы-1» Дженсона Баттона, Филиппе Массы и Фернандо Алонсо. Из их автопарка можно собрать небольшую выставку шикарных авто: Mercedes C63 AMG DR 520, Ferrari 458, Maserati Gran Cabrio, Ferrari 599, Maserati Quattroporte, Nissan GTR, McLaren MP4−12C, Porsche 911 GT2 RS и многие другие.

Кими Райкконен прославился тем, что его первая личная машина была «Лада» 7-й серии. А Серхио Перес — тем, что предпочитает машины марки BMW.

Ажиотаж вокруг Даниила Квята

Во время пребывания на Гран-при Испании небывалый ажиотаж у журналистов вызывали два пилота — Квят и Ферстаппен. Руководство команд Red Bull / Torro Rosso неожиданно для многих поменяло местами этих пилотов. Квята усадили за руль менее быстрой машины в Torro Rosso, а Ферстаппена перевели в более престижную команду Red Bull.

В центре Даниил Квят, справа от него — Макс Ферстаппен
В центре Даниил Квят, справа от него — Макс Ферстаппен

Естественно, что в четверг, общаясь с журналистами, россиянин чувствовал себя не в своей тарелке. Но в пятницу после тренировок мне было гораздо приятнее общаться с Даниилом. Он был более спокойным и уравновешенным. А главное — уверенным в своих силах и возможностях. В прошлом году мы подарили ему майку с логотипом AUTO.TUT.BY и белорусским орнаментом.

И в этом году желаем ему успешного выступления.

Прекрасный и притягательный мир

Так почему же так хочется миллионам телезрителей хотя бы раз попасть на этап чемпионата мира по «Формуле-1»?

Покрытие трассы весьма абразивное и требовательное к шинам
Покрытие трассы весьма абразивное и требовательное к шинам

На мой взгляд, потому что здесь реально собрано все самое лучшее из мира автоспорта и вообще аккумулированы все самые лучшие достижения человечества во многих других областях.

Ложечка дегтя

В пресс-центре этапа или, как его тут называют, «Медиацентре», нет интернета. Вернее, он есть, но дорогой. «Всего» 15 евро в сутки, или 60 евро за 4 дня работы с четверга по воскресенье. Практически везде в мире на этапах «Формулы-1» интернет журналистам для работы предоставляется бесплатно. Исключением является Гран-при Монако. Он как раз в календаре 2016 года идет следующим после испанского этапа. Там интернет продают СМИ еще дороже — 70 евро в сутки.

P. S. Только что завершилась квалификация Гран-при Испании. Доминирование пилотов команды Mercedes вновь продолжилось. Первый — Хэмильтон. Второй — Росберг. Третье место в квалификации у Даниэля Риккардо.

-45%
-10%
-30%
-30%
-20%
-20%
-50%
-10%
-25%
-30%
-11%