/

Знаменитое ретро-ралли Пекин - Париж в 2016 году впервые пройдет через территорию Беларуси. В этом мероприятии планирует поучаствовать экипаж "запорожца" нашего соотечественника Александра Жоса, с которым AUTO.TUT.BY поговорил о любви к советской марке и перспективах выступления в марафоне. Собеседник рассказал, где они планируют найти на это 100 тыс. долларов, как переоборудуют под гонку свой ЗАЗ, а также почему нам выгодно достойно принять иностранных пилотов.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Запорожцы" раньше и за бутылку водки отдавали, лишь бы освободить гараж"

Александр родился в Запорожье, жил в Крыму, а когда там не стало работы, в 1999 году приехал с женой-белоруской в нашу страну. Сейчас он работает начальником участка на ТЭЦ-5 под Минском.

- Первый мой "горбатый" "Запорожец" появился еще в начале 90-х. Мне нужна была простая и дешевая машина для работы, а поскольку пошлины на иномарки в Украине и тогда были высокими, я взял ЗАЗ.

Собеседник не помнит, сколько стоил его первый автомобиль, но говорит, что расценки на такие авто там были всегда выше, чем в Беларуси. По его словам, в 90-е за хороший вариант в Крыму можно было выложить иногда и 300 долларов.

- Из-за того что в Беларуси не было этих пошлин, люди покупали иномарки, "запорожец" можно было взять за 25 долларов. А бывало, что и за бутылку водки отдавали, лишь бы освободить гараж.

Приехав на зарплату в 40 долларов в нашу страну, Александр приобрел уже "ушастый" ЗАЗ-968. Потом на некоторое время сменил его на Ford Sierra, а в 2007-м снова вернулся к авто советской марки.

- Мой товарищ знал, что я ностальгирую по ним, и предложил хороший вариант с маленьким пробегом. Вроде мне и не надо было, но, с другой стороны, хотелось. Тут сыграла и память о первом авто, и то, что я родом из Запорожья. Подумал, буду кататься на прогулки в выходные.

За этот автомобиль 1993 года в хорошем состоянии наш герой отдал всего 150 долларов.
За этот автомобиль 1993 года в хорошем состоянии наш герой отдал всего 150 долларов.


"Не работает один цилиндр - так я и на трех до магазина доеду"

Пару лет собеседник и правда катался за ЗАЗ-968 только по выходным, пока не продал Sierra. Теперь "запорожец" выполняет функции автомобиля для повседневной жизни.

- Езжу на ней в деревню за картошкой, доски вожу, а вот на следующей неделе, например, поеду в Минск на концерт и в театр. Конечно, я не буду говорить, что здесь есть какой-то комфорт, но это ведь машина для фанатов.

Говорить о каком-то комфорте в салоне также сложно, зато в машине отлично работает печка.
Говорить о каком-то комфорте в салоне сложно, зато в машине отлично работает печка

И если по характеристикам такое авто вряд ли кому-то очень понравится, то на внешность терракотового "запорожца" многие обращают внимание. Наш герой рассказывает, что не только люди на улицах, но и даже гаишники пару раз просили сфотографироваться на фоне его машины. А вот штрафов от сотрудников ГАИ Александр не получал, зато они приходили ему по почте за небольшие нарушения скорости.

- Ну, это из разряда, когда едешь 80, где положено 60. А разгонял я его и до 120, но это только на обгоне.

Естественно, при почти повседневной эксплуатации "запорожец" Александра иногда "сыпется" по мелочам. Из-за этого наш герой возит в багажнике запчасти.

- Я вожу только те детали, без которых машина будет обездвижена. Например, ту же полуось, катушку зажигания, ШРУС и некоторые другие. А если не будет работать один цилиндр, так бог с ним, на трех до магазина доеду.

Двигатель Запорожца особенных проблем на дорогах не приносил, и по сей день расходует 6-7 литров АИ-92.
Двигатель "запорожца" особенных проблем на дорогах не приносил и по сей день расходует 6-7 литров АИ-92
Также, говорит Александр, его машина без проблем проходит все техосмотры. Правда, отметки о их прохождении он хранит вместе с остальными документами.
Также, говорит Александр, его машина без проблем проходит все техосмотры. Правда, отметки о их прохождении он хранит вместе с остальными документами.


"Водители боятся слова "ралли", поэтому в наших соревнованиях участвует немного людей"

Что-то менять в дороге нашему герою приходилось в основном в дальних поездках на различные соревнования и выставки ретроавтомобилей. Александр Жос представляет там неформальный клуб "ЗАЗ-Гараж", который он с другими любителями этой марки создал в 2009 году.

- Ребят, которые интересуются этим, я нашел на украинском сайте любителей "запорожца". Мы с ними встретились, организовали свой клуб, а меня как самого старого и опытного выбрали председателем.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

На данный момент, говорит Александр, в делах клуба участвует около 10 человек, а активных со своими машинами – еще меньше. Но кое-что они организовывают даже таким составом.

- С 2012 года мы организуем любительское "Ралли-Сезон" от Минска до Дружного, в котором приглашаем участвовать представителей всех автоклубов. Правда, обычно приезжает экипажей по 10, ведь многие боятся слова "ралли", хотя у нас оно имеет немного другой смысл.

Александр объясняет, что это гонка не на скорость, а на точность прохождения каждого участка маршрута за определенное время, ведь путь идет по сельским дорогам, на которых все должны ехать 30-40 км/ч.

- Конечно, по всем канонам в таком ралли на каждом участке должны стоять судьи, но поскольку у нас на это просто не хватает людей, я придумал другую схему: участник гонки должен заезжать на определенные заправки и магазины и покупать что-нибудь, сохраняя чек, на котором указано время покупки. Кроме этого, ребята уже в Дружном соревнуются в скоростном маневрировании, тушении автомобиля и выполнении какого-нибудь технического задания.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Нам нужно расти, поэтому мы решили собирать 100 тыс. долларов на ралли Пекин - Париж

В этих и похожих соревнованиях наш герой является судьей, а вот в других принимает активное участие на своем "запорожце". Чаще всего это мероприятия в Украине и России, где он занимал и призовые места. Теперь же главная задача команды "ЗАЗ-Гараж" - попасть на мировое ретро-ралли Пекин - Париж в 2016 году.

- Как любым спортсменам, нам нужно расти, поэтому мы с самыми активными ребятами из клуба решили попасть на эти соревнования. Для этого организовали при клубе раллийную команду "ЗАЗ-Гараж".

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Собеседник рассказывает, что ралли Пекин - Париж – это соревнования в основном для богатых любителей ретроавтомобилей. Только взнос за участие в них составляет 44 тыс. фунтов стерлингов, а вся минимальная расходная часть, говорит Александр, потянет примерно на 100 тыс. долларов.

- На сегодняшний день подано около 60 заявок из 100, и мы надеемся все-таки найти спонсоров. Если каждая компания даст хотя бы по 5-10 тысяч, что не так много, то сбор средств не будет большой проблемой. К тому же мы думаем, что нам как принимающей стороне могут сделать какую-то скидку.

Наши гонщики уже обращались за помощью в "Белшину", но те, говорит Александр, пока думают.
Наши гонщики уже обращались за помощью в "Белшину", но те, говорит Александр, пока думают


"Ралли будет проходить через Беларусь, и хотелось бы принять его достойно"

Действительно, 5-6 июля 2016 года знаменитое ралли будет впервые в истории проходить через Беларусь и организаторы, по словам собеседника, уже обращались к ним за содействием в приеме участников на нашей территории. Александр надеется, что в этом небезучастным будет и государство.

- Нам и автомобильной федерации ведь неоткуда взять денег, чтобы организовать их прием со всеми вытекающими, как того требует любое массовое мероприятие. А вот для государства это мог бы быть своеобразный PR, ведь в ралли принимают участие очень богатые и влиятельные люди.

Александр предполагает, что если наша страна достойно примет эти соревнования, то многие из участников могут задуматься об инвестировании в белорусскую экономику.

- Представьте, приедет там какой-нибудь "рокфеллер", и, если ему показать города, белорусское гостеприимство, то, возможно, у него возникнет желание вести здесь бизнес.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY


Наш герой продолжает рассказывать о звездном составе ретро-ралли и говорит, что раньше, например, в нем участвовал наследный принц Англии и принц королевства Бруней.

- На прошлых соревнованиях был такой забавный момент, когда у одного Rolls-Royce за 10 млн долларов сломалась какая-то деталь. А за ралли следил принц Саудовской Аравии, который дал команду снять эту запчасть с одной из машин в своей коллекции и отправил ее личным самолетом. Таким образом, он бескорыстно помог какому-то европейскому клубу.

"Из капота нашего раллийного ЗАЗ будет выдвигаться стол, а также врежем туда газовую горелку"

Естественно, отмечает Александр, богатые участники соревнований не занимаются ремонтом своих авто сами, в пути едят в ресторанах и живут в дорогих гостиницах. У команды "ЗАЗ-Гараж", которая планирует проехать своим ходом 32 тыс. километров, будет все значительно скромнее.

- Поставим сюда 45-сильный двигатель, который устанавливали на экспортные варианты. Там на заводе ведь не дураки сидели, а нам нужна в первую очередь надежность, а не какой-то супермотор. Вместо заднего дивана  поставим сундук с шуфлядами для запчастей, инструментов, личных вещей и питания. Задние стекла сделаем открывающимися и пластиковыми: с обратной стороны одного из них будут полочки с кухонными принадлежностями, а с внутренней стороны другого – рукомойник.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Кроме этого, из капота машины белорусской команды будет выдвигаться стол, где-то там же будет врезана газовая горелка для приготовления еды, а бамперы можно будет трансформировать в трапы для бездорожья и даже в эвакуатор частичной погрузки. Когда все эти и другие технические решения будут готовы, Александр покажет их AUTO.TUT.BY.

- А вообще эта машина у нас как экспериментальный образец, на котором мы будем тестировать все наши задумки, а самые удачные переносить на ЗАЗ-966 другого участника нашего клуба. У него он 1969 года, что соответствует регламенту ретро-ралли.

Раньше наш герой говорил, что они будут участвовать в ралли даже в том случае, если не соберут денег на взнос: мол, тогда просто проедут вне зачета от границы с Монголией до Бреста. Но теперь они настроены только на официальное участие.

- Знаете, мы подумали, что это будет неэтично ехать самим по себе. Это как прийти на свадьбу со своей бутылкой и танцевать где-то возле всех.

"Я хоть и украинец, но все свои успехи посвящаю Беларуси"

Еще одна немаловажная цель этого заезда для наших спортсменов: показать, что на планете есть такая страна - Беларусь.

- Мы стремимся все наши достижения и успехи посвящать Беларуси. У меня на все выезды с собой два флага – государственный и флаг нашего клуба. Хоть я сам и из Украины, но поскольку живу здесь – считаю, что возить с собой эти атрибуты, правильно.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Александр говорит, что считает себя белорусом, и очень благодарен нашей стране, за то, что она его приютила. О своем переезде он не пожалел ни разу в жизни.

- А вообще, мне как человеку советской закалки без разницы - что Беларусь, что Украина, что Россия. Мы для меня до сих пор одна страна и было бы очень хорошо, если бы мы не только в Российскую Федерацию, но и к южным соседям могли ездить без этих отметок в паспорте. Я до сих пор в этом смысле космополит.

Собеседник отмечает, что в постсоветском ретродвижении почти все космополиты. По словам нашего героя, их даже не рассорили события в Украине, поэтому любители старых авто из трех стран собирались в 2014-м и в Одессе, и в Киеве, и во Львове.

- Мы все между собой очень давно знакомы, и если люди придерживаются противоположных взглядов на события в Украине, то они просто убирают эту тему из общих разговоров. А вообще очень хорошо, что спорт по-прежнему сближает людей и учит понимать друг друга.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-40%
-15%
-10%
-15%
-20%
-25%
-40%
-50%
-30%
-10%
-20%