• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/

На ралли "Дакар-2014" белорусский экипаж пилота Сергея Вязовича занял 11 место, что является большим достижением для команды "МАЗ-СПОРТавто", которой всего три года. За пару недель до выезда на новые соревнования в Южную Америку AUTO.TUT.BY встретился с гонщиком в салоне его гражданской Mitsubishi Lancer Evo и поговорил не только о планах на ралли. Сергей рассказал нам, почему у членов экипажей опускаются почки и зачем все это ему нужно - за 500 долларов в месяц.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Заплатил за машину из США дорого, но платить было за что"

Сергей раньше ездил на Subaru Impreza WRX STI, а два года назад решил сменить марку, но не философию своей машины.

- Я выбирал быстрый, легко управляемый автомобиль, который был бы удобен и в повседневном использовании. А Lancer Evo 10 - мощный седан, который просто более комфортный и менее шумный, чем STI.

Сергей говорит, что белый цвет наиболее подходит для Evo, поэтому он выбирал именно такое авто
Сергей говорит, что белый цвет наиболее подходит для Evo, поэтому он выбирал именно такое авто.

Несмотря на высокие пошлины, наш герой заказывал машину из Штатов. Говорит, что за авто 2010 года заплатил дорого, но не жалеет об этом.

- Она была дорогой, потому что целая. В ней было за что платить, ведь за 2 года эксплуатации я только три раза масло поменял - и все. Даже тормозные колодки еще заводские стоят.

"Единственный минус моей машины - маленький багажник"

После покупки Сергей изменил в Evo лишь один момент: перепрошил программу управления с 98-го на 95-й бензин. Он говорит, что из-за этого мощность двухлитрового турбированного мотора возросла с 300 до 350 лошадиных сил.

- При этом расход у нее небольшой: по городу выходит 11-12 литров, по трассе - в районе десятки.

Внутри Evo не сильно отличается от обычного Lancer
Внутри Evo не сильно отличается от обычного Lancer.

Собеседник отмечает удобные для всех водителей опции Lancer: роботизированную коробку передач, хорошие тормоза и систему, которая при повороте замедляет внутренние колеса и ускоряет наружные.

- Единственный минус этой машины - маленький багажник. Он меньше, чем у обычного Lancer, из-за того, что в Evo туда вынесены аккумулятор и бачок омывателя. Это сделано для лучшей развесовки машины, все-таки спортивный автомобиль.

Сергей говорит, что никогда ничего особенно и не возит в багажнике
Сергей говорит, что никогда ничего особенно и не возит в багажнике.


"Знаки должны устанавливать на основании реальной скорости потока, а не чьих-то желаний"

Логично, что наш герой покупал Lancer Evo не для размеренной езды. Максимум он разгонял свою машину до 260 км/ч на полигоне в Смоленске. В Минске, говорит Сергей, он ездит около 80, но все равно иногда получает штрафы за превышение.

- Но у нас злостным нарушителем стать не так сложно, например, два раза проехать под знаком 40 со скоростью 62. Да и сами ПДД, на мой взгляд, сейчас отстают от реальной жизни: разрешили ехать по третьему ряду кольцевой хотя бы 100 километров, но все равно все едут по ней 120.

Сергей говорит, что не понимает, почему в городе так много ограничений до 40 или 30 далеко от школ или пешеходных переходов. По его мнению, это только создает пробки.

- Также мне непонятна ситуация с ограничением скорости до 60 на съезде с проспекта Независимости на кольцевую в сторону Зеленого Луга. По проспекту ты можешь ехать 80, по кольцевой - 90, а на двухсотметровом отрезке должен двигаться 60. Абсурд!

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Зато собеседник хвалит недавнее нововведение по разгрузке дороги в виде выделенных "карманов" для поворота налево.

- А в общем, скоростной режим должен устанавливаться на основе анализа реальной скорости машин на этом участке, а не на том, как кто-то написал на бумажке.

"У нас многие почему-то влазят в третий ряд и чуть едут в нем"

На участках, где ограничение скорости не соответствует скорости потока, по словам Сергея, плохо начинают проявлять себя некоторые водители.

- Бывает, что поток едет 75, но в крайней левой найдется тот, кто движется четко по правилам со скоростью 60 и машет всем руками, мол, чего вы мне все сигналите. Пусть бы ехал по первому ряду, но ему хоть кол на голове теши!

Также собеседник приводит пример непонятного ему поведения определенных автомобилистов на кольцевой.

- Когда там разрешили ехать в третьем ряду сотню, то остальные два ряда оказались пустыми. Все пытаются влезть в крайний ряд, чтобы двигаться со скоростью 100 километров, хотя по остальным можно спокойно ехать 99.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Сергей не понимает, почему все едут в крайней левой и по брестской трассе. По словам собеседника, он обычно обгоняет по второму или первому ряду колонну автомобилей дачников, которые невозмутимо идут в третьем.

- В той же Германии на автобане с отсутствием ограничения по крайнему ряду никто не едет постоянно, а он используется только для обгона. Даже если тебя обгонит машина на скорости 250, то после завершения маневра она уйдет с крайнего ряда. И это правильно, не надо мешать. Может, кто-то будет ехать 300.

Но со временем у минских водителей, говорит Сергей, появляются плюсы.

- Когда Минска коснулись пробки, водители начали уступать для перестроения, выпускать из дворов, да и в общем культура растет.

За два года наш герой добавил на одометр всего 13 тысяч миль и менять авто не собирается. Говорит, что все равно ничего лучше сейчас на рынке не найдет
За два года наш герой добавил на одометр всего 13 тысяч миль и менять авто не собирается. Говорит, что все равно ничего лучше сейчас на рынке не найдет.

"Команда МАЗ - это реальный шанс для простого белорусского парня попасть на "Дакар"

Сергей не часто ездит по городу. Днем он всегда на заводе, да и часто выезжает за границу по делам команды "МАЗ-СПОРТавто", в которой состоит с 2012 года.

- С 2003 по 2009 год я работал заместителем начальника автотранспортного цеха на МАЗе. В 2009-м я уволился, открыл ИП и параллельно начал активно заниматься ралли. В 2011-м я стал чемпионом страны по этому виду гонок.

В начале 2012 года Сергей следил за ралли "Дакар" и увидел, что там есть и наши. Он сам обратился к руководителю команды и директору МАЗа, чтобы ему дали возможность попробовать. На гонке в Ульяновске наш герой неплохо проявил себя, и его взяли.

- Я очень хотел в команду, ведь это была возможность для простого парня из Беларуси попасть на "Дакар". И я снова устроился работать на завод, ведь трудовая деятельность на МАЗе - обязательное условие пребывания в "МАЗ-СПОРТавто". Мы круглый год занимаемся спортивными машинами.

Раллийный МАЗ полностью сделан делорусскими конструкторами
Раллийный МАЗ полностью сделан белорусскими конструкторами.


"Возможно, команда была создана в противовес КамАЗу, ведь тогда стоял вопрос о слиянии"

Сергей не знает, почему МАЗ вообще решил участвовать в ралли, но говорит, что это была инициатива бывшего директора завода Александра Боровского.

- Возможно, она была создана и в противовес КамАЗу, ведь тогда как раз стоял вопрос о слиянии наших заводов и надо было показать, какими технологиями мы обладаем. А возможно, это было просто возрождение традиций, ведь на МАЗе при Союзе были команды по шоссе и по триалу.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

К тому же, добавляет Сергей, участие в "Дакаре" - это престиж марки, ведь 11 место нашей команды на этих соревнованиях в прошлом году - очень хороший результат.

- И это смело можно считать 5-м местом в мире среди производителей грузовиков, ведь в десятку победителей вошли по несколько экипажей одних и тех же марок. Нас обошли только КамАЗ, Iveco, MAN и Tatra.

"На трассе мы каждые 2 минуты испытываем нокаут - просто темнеет в глазах"

Сергей рассказывает, что наш раллийный грузовик полностью создан пятью-шестью специалистами из конструкторского бюро "МАЗ-СПОРТавто". Иностранные инструкторы также не учили и наших пилотов.




- Все наши навыки приобретались прямо на трассах, а 98% опыта - на своих ошибках. Но я не скрываю, что кое-что мы спрашиваем и у ребят из КамАЗа, ведь они на "Дакаре" уже 27 лет. Правда, если в первые годы к нам относились с усмешкой и могли что-то откровенно посоветовать, то сейчас в нас уже видят серьезных конкурентов и откровенничать не будут. А так со всеми командами у нас хорошие и дружеские отношения.

И если элементам вождения можно научиться, то сделать езду на грузовике по пустыне комфортной невозможно. Сергей говорит, что те, кто видит красивую картинку по телевизору, просто не представляют, какие физические нагрузки переживает во время гонки экипаж.

Белорусский экипаж на "Дакаре" в этом году
Белорусский экипаж на "Дакаре" в этом году.

- Со стороны выглядит классно: несется этот грузовик, прыгает, приземляется. Но не побывав в кабине, не поймешь, как его трясет. При движении по бездорожью раз в 2 минуты каждый член экипажа испытывает состояние нокаута, от чего темнеет в глазах. Был случай, когда наш механик получил сотрясение мозга, а я за прошлый "Дакар" сбросил 8 килограммов.

"Многие думают, что мы деньги лопатой гребем, а у нас зарплата 4-6 миллионов"

Сергей говорит, что и у экипажей других команд из-за подобных нагрузок, например, опускаются почки. Но у них есть возможность получать качественное медицинское обслуживание за счет команды. А вот ребята из "МАЗ-СПОРТавто" в этом плане, по словам собеседника, обделены и ходят в самые обычные поликлиники как рядовые граждане.

- Да и вообще, всем кажется, что мы тут деньги лопатой гребем, но получаем зарплату как обычные водители завода - 4-6 миллионов. За 11 место в этом году мы даже премии не получили. Возможно, мы не можем зарабатывать больше потому, что являемся работниками государственного предприятия.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Никаких благодарностей от государства в лице того же Министерства спорта, рассказывает собеседник, наши гонщики не получили также. Он говорит, что команда живет во многом на энтузиазме. Например, Сергей имеет дополнительный доход от собственного бизнеса, чтобы содержать двоих детей и беременную жену, а кто-то и вовсе сводит концы с концами за 500 долларов в месяц.

- Либо кто-то недооценивает то, что мы делаем, либо нет возможности оказывать нам большую поддержку. И если бюджет КамАЗа - 1 млн долларов в месяц, то у нас - 2 млн в год. Понятно, какая команда сможет позволить себе больше в закупке оборудования, технологий, поездок на тренировки и соревнования, а также зарплат экипажей.


"Я всегда выхожу на старт с одной установкой - победить"

Но даже в таких условиях наша команда уже на третий год "Дакара" вплотную подошла к первой десятке, в то время как КамАЗ в свои первые 10 лет вообще не брал призовых мест.

- Очень хотелось бы, чтобы это оценивалось. Мы ведь не студенты, чтобы выступать на уровне топовых экипажей, получая при этом 500 долларов. Это ниже достоинства.

При этом Сергей говорит, что не задумывался о переходе в другую команду, ведь только на МАЗе он может представлять на "Дакаре" родную страну. Но - за зарплату водителя грузовика на заводе.

- Мы фанаты. Гонки приносят нам моральное удовлетворение, а главное - у нас это неплохо получается. Мы гордимся тем, что представляем Беларусь на соревнованиях такого уровня и очень рады, что у нас есть поклонники, которых мы хотим радовать своими результатами.

Сергей уверен, что команда "МАЗ-СПОРТавто" может стать в будущем таким же спортивным символом Беларуси в мире, как Азаренко или Домрачева. Для этого есть все: талантливые экипажи и конструкторы, поддержка простых белорусов и желание побеждать.

- Говорить сейчас о победе на следующем "Дакаре" амбициозно, но я всегда выхожу на старт с одной установкой - выиграть.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-20%
-25%
-52%
-20%
-15%
-45%
-20%
-40%
0066888