• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  2. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  3. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  4. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  5. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  6. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  7. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  8. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  9. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  10. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  11. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  12. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  13. Участников канала «Армия с народом» приговорили к большим тюремным срокам
  14. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  15. Соседние страны выявляют все больше контрабандных белорусских сигарет. Какие партии были самыми крупными?
  16. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  17. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  18. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  19. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  20. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  21. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  22. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  23. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  24. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  25. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  26. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  27. Минтруда: ветераны получат единовременные выплаты до 9 мая
  28. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  29. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  30. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 9 мая


Андрей Скоробогатый, фото автора,

Самая известная гоночная трасса в Бельгии – это кольцо Спа-Франкоршам (или просто Спа). Многие признанные специалисты автоспорта, пилоты и большая часть болельщиков считают эту трассу одной из лучших в календаре чемпионата Формулы-1 - вершины автомобильного спорта или "королевы автоспорта". В эти выходные на Спа-Франкоршам после летнего перерыва возобновится чемпионат мира по Формуле-1 и состоится Гран-при Бельгии.
 
Мой путь к трассе через пит-лайн оказался рядом с боксами Ferrari
Мой путь к трассе через пит-лайн оказался рядом с боксами Ferrari
 
В болиде Фернандо Алонсо "притаился" инженер команды, проверяющий функциональную готовность
В болиде Фернандо Алонсо "притаился" инженер команды, проверяющий функциональную готовность
 
А вот и трасса Спа-Франкошам!
А вот и трасса Спа-Франкоршам!
 
Мы на стартовой прямой. С этого места стартует пилот, занявший первое место в квалификации
Мы на стартовой прямой. С этого места стартует пилот, занявший первое место в квалификации

"Стартовая решетка". Вверху пять на четыре сигнальные огни, дающие стартовый сигнал или извещающий о приостановке (или об остановке гонки). Фото сделано со второй стартовой позиции
"Стартовая решетка". Вверху пять на четыре сигнальные огни, дающие стартовый сигнал или извещающие о приостановке (или об остановке гонки). Фото сделано со второй стартовой позиции

Инженер команды Caterham F1 Team с помощью специального приспособления отсчитывает точное расстояние от первого поворота до стартовой решетки
Инженер команды Caterham F1 Team с помощью специального приспособления отсчитывает точное расстояние от первого поворота до стартовой решетки
 
Первая большая гонка в ранге Гран-при Бельгии состоялась в Спа в 1925 году. Трасса получилась очень быстрой и опасной как для пилотов, так и для зрителей. В 1972 году трасса в Спа была признана не соответствующей требованиям безопасности и перестроена. Следующий Гран-при Бельгии Формулы-1 прошел только в 1983 году. Новая конфигурация трассы была одобрена участниками, и с 1985 года в Спа регулярно проводятся этапы первенства Формулы-1. Исключением стали 2003 и 2006 годы, когда местные власти запретили использовать табачную рекламу, а в то время спонсорами многих команд были именно "табачники".
Трасса в Спа славится еще и первым ярким дебютом Михаэля Шумахера в гонках Формулы-1. Кстати, здесь Михаэль выигрывал "Большой приз" Бельгии шесть раз! Это рекорд. Из действующих пилотов в Спа-Франкоршам чаще всего побеждал Кими Райкконен. Финн выигрывал Гран-при Бельгии четыре раза (кстати, 22 августа в Спа финн так и не приехал – причиной стало легкое недомогание).
 
В четверг перед началом Гран-при традиционно проходят осмотр и знакомство с трассой (как правило, пешком или на велосипедах). Пилоты с инженерами, маршалы и судьи осматривают асфальт, снова и снова примеряются к поворотам, ходят по поребрикам, осматривают зоны безопасности и т.д. Но трасса в Спа настолько длинна (это самое протяженное гоночное кольцо в чемпионате Формулы-1 – 7004 метра), что пилоты обычно ограничиваются пешим обходом первых связок поворотов, а участки трассы проезжают либо на велосипедах, либо на скутерах.
 
Совершим прогулку вместе с ними.

Итак, со старта идет короткий отрезок трассы перед первым поворотом La Source. Здесь часто происходят контакты и столкновения между гоночными болидами. В прошлом году Ромэн Грожан (Lotus) устроил массовый завал, в котором пострадало несколько машин, в том числе и претендента на титул Фернандо Алонсо (Ferrari). За это происшествие француза наказали суровым штрафом – он был вынужден пропустить следующую гонку Гран-при Италии-2012.
 
Первый поворот La Source. Справа прямая "старт-финиш", а слева прямая ведущая к легендарному повороту Eau Rouge ("Красная вода")
Первый поворот La Source. Справа прямая "старт - финиш", а слева прямая, ведущая к легендарному повороту Eau Rouge ("Красная вода")

Пилоты младших "формулических" серий GP2 и GP3 на велосипедах инспектируют первый поворот трассы Спа
Пилоты младших "формулических" серий GP2 и GP3 на велосипедах инспектируют первый поворот трассы Спа

Слева на скутере (к сожалению, уже спиной к нам) Нико Хюлькенберг (Sauber) вместе с инженерами отправляется на "пристрелочный" круг
Слева на скутере (к сожалению, уже спиной к нам) Нико Хюлькенберг (Sauber) вместе с инженерами отправляется на "пристрелочный" круг

При выходе из первого поворота трассы сразу после поребриков присутствует синтетическое "ковровое" покрытие. В сухую погоду шины здесь могут проскальзывать. Поэтому пилоту важно не ошибаться при прохождении виражей
При выходе из первого поворота трассы сразу после поребриков присутствует синтетическое "ковровое" покрытие. В сухую погоду шины здесь могут проскальзывать. Поэтому пилоту важно не ошибаться при прохождении виражей
 
Это болид команды EQ8 Caterham Racing из серии GP2 (его буксировал трактор, поэтому за рулем механик команды)
Это болид команды EQ8 Caterham Racing из серии GP2 (его буксировал трактор, поэтому за рулем механик команды)

На трассе автомобиль медицинской службы Спа-Франкошам, а позади автобус с маршалами (он их развозит по постам)
На трассе автомобиль медицинской службы Спа-Франкоршам, а позади автобус с маршалами (он их развозит по постам)

Наградной подиум "младших" формулических серий.
Наградной подиум "младших" формулических серий
 
Боксы младших серий выглядят весьма скромно на фоне роскошных и обустроенных боксов команд Формулы-1

Справа трибуны для зрителей, слева – надстройки для специально приглашенных гостей и спонсоров
 
Следуем к легендарному повороту Eau Rouge ("Красная вода"). Как правило, поворот Eau Rouge проходится пилотами в полный газ. Далее - длинный прямой отрезок трассы, на котором гонщики успевают разогнаться до 320 км/ч. Потом пилотов ждет испытание в виде боковых перегрузов в повороте Les Combes. Обычно в этом месте болиды наезжают на поребрик, чтобы пройти поворот на максимальной скорости. Поворот Les Combes весьма коварный - если пилот совершит ошибку, то его болид легко может оказаться в зоне безопасности и будет прыгать, преодолевая трех "лежачих полицейских". Les Combes важно пройти идеально, ибо тогда пилот правильно войдет в следующий левый поворот, который располагает к обгонам соперников.
 
Сигнальные огни и табло для пилотов, установленные по периметру трассы на рельсах-отбойниках. Они сигнализируют о ситуации на трассе и данном участке гоночного кольца
Сигнальные огни и табло для пилотов, установленные по периметру трассы на рельсах-отбойниках. Они сигнализируют о ситуации на трассе и на данном участке гоночного кольца
 
Микрофоны, установленные по периметру кольца. Во время телетрансляций благодаря им мы слышим звуки моторов и эмоции зрителей на трибунах
Микрофоны, установленные по периметру кольца. Во время телетрансляций благодаря им мы слышим звуки моторов и эмоции зрителей на трибунах
 
Поворот Eau Rouge ("Красная вода"). Ощущается заметный перепад высот. Вдалеке желтый автобус с маршалами
Поворот Eau Rouge ("Красная вода"). Ощущается заметный перепад высот. Вдалеке желтый автобус с маршалами

А это тот же автобус, но при 30-кратном увеличении с точки фотографирования
А это тот же автобус, но при 30-кратном увеличении с точки фотографирования

Барьер из отработанных покрышек в повороте Eau Rouge ("Красная вода")
Барьер из отработанных покрышек в повороте Eau Rouge ("Красная вода")

Если вдруг случится авария в этом месте, где болид разгоняется до 300 км/ч, то покрышки смягчат удар. Если бы их не было, болид налетел бы на скалу.
Если вдруг случится авария в этом месте, где болид разгоняется до 300 км/ч, то покрышки смягчат удар. Если бы их не было, болид налетел бы на скалу
 
При 30-кратном увеличении с виража Eau Rouge "просматривается" выезд из пит-лайн. В центре болид серии GP2
При 30-кратном увеличении с виража Eau Rouge "просматривается" выезд из пит-лайн. В центре болид серии GP2
 
Еще один потрясающий вид с виража Eau Rouge
Еще один потрясающий вид с виража Eau Rouge
 
Выезд из пит-лайн. На трассе в Спа выез из боксов и пит-лайн на трассу самый продолжительный в чемпионате. Пилот, возвращающийся на трассу из боксов, не имеет права пересекать белую линию до ее окончания (прерывания). Это сделано для безопасности пилотов, уже находящихся на трассе. Если пилот, возвращающийся из боксов на трассу, пересечет ограничительную белую линию раньше, его ждет штраф – проезд по пит-лайн!
Выезд из пит-лайн. На трассе в Спа выезд из боксов и пит-лайн на трассу самый продолжительный в чемпионате. Пилот, возвращающийся на трассу из боксов, не имеет права пересекать белую линию до ее окончания (прерывания). Это сделано для безопасности пилотов, уже находящихся на трассе. Если пилот, возвращающийся из боксов на трассу, пересечет ограничительную белую линию раньше, его ждет штраф – проезд по пит-лайн!
 
Следующий – шестой - поворот также держит гонщика в напряжении. Из него нельзя выходить слишком широко, чтобы не потерять время на другом участке трассы – Malmedy. Затем следует спуск к повороту Rivage, в котором с завидной периодичностью пилоты "теряют" машину и вылетают с трассы.
 
Далее пилотов ждет новое испытание – девятый поворот. Идеальное его прохождение гарантирует гонщику максимальный разгон на спуске перед Pouhon. В этом вираже в полной мере раскрываются сильные стороны болида. И чем он лучше настроен, тем на более высокой скорости пилот может преодолеть этот вираж. В идеале вход в вираж начинается на скорости 300-305 км/ч. После этого пилот тонко корректирует движение болида рулем и легко касается педали тормоза. Важно все правильно рассчитать, иначе окажешься за пределами трека.
 
Элементы дренажной системы
Элементы дренажной системы
 
"Карман". На кольце в Спа есть несколько таких "карманов". Они помогают маршалам быстро эвакуировать и "спрятать" болид в случае его поломки на данном участке трассы, чтобы он не мешал остальным участникам соревнований и не создавал аварийной ситуации
"Карман". На кольце в Спа есть несколько таких "карманов". Они помогают маршалам быстро эвакуировать и "спрятать" болид в случае его поломки на данном участке трассы, чтобы он не мешал остальным участникам соревнований и не создавал аварийной ситуации
 
Аккуратная "заплатка" на асфальте. Она именная (есть буквенное и цифровое обозначение). Таких заплаток на трассе в Спа больше десятка
Аккуратная "заплатка" на асфальте. Она именная (есть буквенное и цифровое обозначение). Таких заплаток на трассе в Спа больше десятка
 
Рекламы вдоль Спа предостаточно. Спонсоры стоят в очередь, чтобы "засветиться" во время телевизионных трансляций гонок "Формулы-1"
Рекламы вдоль Спа предостаточно. Спонсоры стоят в очереди, чтобы "засветиться" во время телевизионных трансляций гонок Формулы-1
 
"Лежачий полицейский" на гоночном кольце
"Лежачий полицейский" на гоночном кольце
 
Табличка, приветствующая зрителей на трибунах
Табличка, приветствующая зрителей на трибунах

Гравийная ловушка в одном из поворотов Спа. Если болид в ней увязнет, то назад на трассу уже не вернется
Гравийная ловушка в одном из поворотов Спа. Если болид в ней увязнет, то назад на трассу уже не вернется
 
И тогда к нему на выручку придет трактор, который эвакуирует болид за пределы трека в безопасное место ("карман")
И тогда к нему на выручку придет трактор, который эвакуирует болид за пределы трека в безопасное место ("карман")

Следующее испытание пилота ждет в 12-м повороте. Здесь приходится собрать нервы в кулак и тормозить достаточно поздно, чтобы потерять как можно меньше времени. Здесь машины заезжают на поребрик на внутреннем радиусе, что способствует эффективному прохождению следующего левого поворота Fagnes. Затем следует 14-й вираж Stavelot. Здесь, как и в начале круга в La Source, важно как можно раньше начать ускорение, ибо дальнейший продолжительный участок трассы проходится "педаль газа в пол". Кроме того, на этом участке трассы можно готовить и совершать обгоны соперников.

В этом месте маршалы попросили меня выйти за пределы трассы, так как трек закрывался "для пешеходов" на инспекцию машин безопасности ("сэфти-каров"). Дело в том, что я увлекся осмотром трассы Спа и фотостопами (остановками для того чтобы сделать "пару снимков"). И в это время на трассе, согласно планам организаторов, появилась машина безопасности, проводившая инспекцию. Поэтому оставшуюся часть трассы я преодолел рядом с треком по холмам, окружающим гоночное кольцо, где находятся почти "бесплатные" зрительские места. Это зеленый холм, где на траве тут и там на газетке, программке, покрывале рассаживаются обычные поклонники "королевы автоспорта".
 
Телевизионная вышка (кран, подъемник) на отрезке трассы
Телевизионная вышка (кран, подъемник) на отрезке трассы
 
И телеоператор наверху под палящими лучами солнца
И телеоператор наверху под палящими лучами солнца
 
Верхняя и самая удаленная точка гоночного кольца в Спа, откуда открывается потрясающий вид на паддок
Верхняя и самая удаленная точка гоночного кольца в Спа, откуда открывается потрясающий вид на паддок
 
Паддок при 30-кратном увеличении в той же точки (хорошо просматривается стартовая решетка с разметкой)
Паддок при 30-кратном увеличении в той же точке (хорошо просматривается стартовая решетка с разметкой)
 
Девятый поворот на спуске перед Pouhon
Девятый поворот на спуске перед Pouhon
 
150 метров до следующего виража
150 метров до следующего виража
 
50 метров до входа в поворот. Сверху видны "трибуны" без места. Сюда можно попасть, купив самые недорогие билеты на посещение уик-энда "Формулы-1"
50 метров до входа в поворот. Сверху видны "трибуны" без места. Сюда можно попасть, купив самые недорогие билеты на посещение уик-энда Формулы-1
 
Связка 10 и 11 поворотов. На заднем плане стрела крана, на острие которой установлена люлька с телеоператором и телекамерой
Связка 10 и 11 поворотов. На заднем плане стрела крана, на острие которой установлена люлька с телеоператором и телекамерой
 
Медицинский центр рядом с трассой. В случае необходимости медики всегда оперативно придут на помощь пилотам или зрителям
Медицинский центр рядом с трассой. В случае необходимости медики всегда оперативно придут на помощь пилотам или зрителям
 
Пятнадцатый поворот - Paul Frere - проходится на полном газу. Затем следуют прямая и поворот Blanchimont и, наконец, шикана Bus Stop ("Автобусная остановка"). Это сложный поворот, в котором пилот сбрасывает скорость своего болида с 300-310 км/ч до 70 км/ч! Это коварный и техничный поворот. Здесь можно отыграть драгоценные доли секунды, но и потерять преимущество над соперниками. Далее идет выход на прямую "старт - финиш".
 
Удалось таки найти изъян на трассе Спа-Франкошам – небольшую трещину в асфальтовом покрытии на третьем секторе гоночного кольца
Удалось-таки найти изъян на трассе Спа-Франкоршам – небольшую трещину в асфальтовом покрытии на третьем секторе гоночного кольца
 
Неприятная надпись на асфальте в Спа (на прямой перед шиканой Bus Stop). Она явно осталась с прошлого года. Поклонники семикратного чемпиона мира негодуют!
 
Дорожка вдоль трассы. Обратите внимание на количество пакетов для мусора и биотуалетов, установленных для болельщиков, пришедших на Гран-при Бельгии. Есть чему поучиться. Сорить и загаживать лес тут никто не будет
Дорожка вдоль трассы. Обратите внимание на количество пакетов для мусора и биотуалетов, установленных для болельщиков, пришедших на Гран-при Бельгии. Есть чему поучиться. Сорить и загаживать лес тут никто не будет
 
Вид со зрительской "трибуны без места"
Вид со зрительской "трибуны без места"
 
Знаменитая шикана Bus Stop (Автобусная остановка)
Знаменитая шикана Bus Stop (Автобусная остановка)
 
На пит-лайн сворачивает "машина безопасности" (сэфти-кар)
На пит-лайн сворачивает "машина безопасности" (сэфти-кар)
 
Трасса прекрасно вписывается в ландшафт и покоится на скалах. Снято над прямой старт-финиш
Трасса прекрасно вписывается в ландшафт и покоится на скалах. Снято над прямой "старт - финиш"

 
Перед моторхоумом команды Sahara Force India F1 Team Пол ди Реста дает интервью японскому телеканалу
Перед моторхоумом команды Sahara Force India F1 Team Пол ди Реста дает интервью японскому телеканалу
 
Вид со стороны пресс-центра на паддок. Слева на право моторхоумы команд Force India, Lotus, Ferrari
Вид со стороны пресс-центра на паддок. Слева направо моторхоумы команд Force India, Lotus, Ferrari
 
Выключаю секундомер. Я преодолел искомую дистанцию – 1 круг пешком по Спа-Франкоршам – за 1 час 50 минут. Для сравнения, лучший результат пилота Формулы-1 на этой трассе в ее текущей конфигурации принадлежит финну Кими Райкконену – 1 минута 45,994 секунды (2007 год, болид Ferrari).
 
Трех уровневый моторхоум Force India во всей красе. Внизу слева Пол ди Реста продолжает свое интервью
Трехуровневый моторхоум Force India во всей красе. Внизу слева Пол ди Реста продолжает свое интервью
 
Механики Lotus проверяют давление в шинах Pirelli
Механики Lotus проверяют давление в шинах Pirelli
 
Pirelli – эксклюзивный поставщик шин для болидов "Формулы-1" в этом сезоне
Pirelli – эксклюзивный поставщик шин для болидов Формулы-1 в этом сезоне
 
Себастьян Феттель на пресс-конференции FIA (четверг, 22 августа, Спа)
Себастьян Феттель на пресс-конференции FIA (четверг, 22 августа, Спа)
 
Молодой и очень талантливый пилот Жюль Бьянки (Marussia)
Молодой и очень талантливый пилот Жюль Бьянки (Marussia)
 
Зона под пресс-центром для телевизионных интервью
Зона под пресс-центром для телевизионных интервью
 
Себастьян Феттель в плотном кольце журналистов
Себастьян Феттель в плотном кольце журналистов
-10%
-10%
-23%
-5%
-15%
-50%
-65%
-25%
-20%
-40%
-23%
-10%
-30%
0073029