106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  2. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  3. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  4. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  5. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  6. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  7. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  8. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  9. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  10. Лукашенко — об «Аисте» и «дворце», ответ бизнес-союза МНС, реакция Литвы и кто стоит за BYPOL — все за вчера
  11. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  12. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  13. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  14. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  15. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  16. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  17. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  18. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  19. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  20. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  21. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  22. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  23. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  24. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта
  25. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  26. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  27. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  28. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  29. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  30. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться


/


 

Вчера в Минск вернулась гоночная команда "МАЗ-СПОРТавто", которая на проходившем в России ралли "Шелковый путь" заняла 3-е и 6-е места. TUT.by побеседовал с руководителем команды Валерием Козловским и выяснил, какие еще высоты песчаных дюн планируется покорить в ближайшем будущем.

Встреча в аэропорту

Пока члены гоночной команды дожидались свой багаж в аэропорту, из дверей гейта выходили обычные пассажиры и дивились толпе с лозунгами и камерами. Даже оказавшиеся среди пассажиров Евгений Крыжановский и Иван Маслюков, создатель "Схватки", казалось, были удивлены приему. Вскоре показались и сами спортсмены, первым вышел один из пилотов экипажа-триумфатора Дмитрий Вихренко, сжимая в руках кубок за третье место. Пока члены команды позировали для фотокамер, нам удалось побеседовать с руководителем гоночного коллектива "МАЗ-СПОРТавто" Валерием Козловским.

Валерий Козловский

- Как удалось показать столь хороший результат?

- Мы планомерно шли к этому результату. В первый год мы заняли 18-е место, во второй – 11-е, и вот сейчас у нас 3-е и 6-е места. Мы полностью довольны результатом, хотя у нас и так в планах было попадание в десятку. Мы приложили все усилия, и фортуна нам помогла.

- Каким доработкам подверглась машина?

- Технические доработки были проведены с учетом тех данных, которые мы получили на Дакаре-2013. Были доработаны отдельные кронштейны, шла работа над топливным баком (хотя новый мы так и не успели поставить) и рулевым управлением, провели ребилд амортизаторов в Голландии. Работа прошла большая, и результат говорит о том, что те машины, которые выпускаются на МАЗе, могут составить конкуренцию элите грузового автомобилестроения.

- Что произошло в последний день? Сначала вы отставали, а потом вдруг пьедестал.

- На гонках случается всякое. Это спорт, и любая ошибка соперников сказывается на результате. Экипаж Мардеева не взял одну из контрольных точек, они получили сразу 2 часа штрафного времени, и мы поднялись на третью ступеньку пьедестала. Но это не только везение: борьба была честной, ребята прикладывали все усилия, и результат говорит сам за себя.

Дмитрий Вихренко с Кубком за 3 место

- Какие отношения складываются с командой "КамАЗ-Мастер"? Они расценивают вас как серьезных соперников?

- "Камазовцы" – наши хорошие друзья, и когда мы создавали команду с нуля, они нам помогали и советовали. Да, они расценивают нас как серьезную команду, видят наш прогресс и стабильность, и вот нам удалось вклиниться в их ряды, в "синюю армаду".

- Сергей Вязович в ходе гонки говорил, что на каждом этапе "камазовцы" быстрее на 10-20 минут. Что еще нужно подкрутить в машине, чтобы она шла быстрее?

- Немного тяжеловатая у нас все еще машина – придется поработать с весом и облегчить ее. Во-вторых, будем работать с оптимизацией рулевого управления – это и расположение самого колеса, и посадка пилотов. В-третьих, надо поработать с приводом коробки передач. Сейчас пилотам сложно переключать передачи, особенно седьмую и восьмую скорости – это и физически тяжело, и внимание отвлекает. Но главное – это опыт экипажа: нам нужен "накат" побольше.

- С какой максимальной скоростью шли на гонках?

- Максимальная скорость ограничена: 150 км/ч, и любое превышение – это штраф, причем штраф и спортивный (штрафное время), и денежный. За нарушение в 1 км/ч налагается штраф в 150 евро, причем за каждый импульс навигатора, а он срабатывает каждые 150 метров. Так что нарушать на ралли получается дорого.

- Если говорить о штрафах, то вот какой в протоколе есть забавный результат. Команда Marco Piana на "Унимоге" умудрилась набрать 537 часов штрафного времени – это более 22 суток чистого времени, при том что сама гонка длилась всего неделю. Как такое возможно?

- Все очень просто. Система штрафов разработана с очень широким диапазоном. Не взял какую-то контрольную точку – получаешь штрафное время, есть точки по часу, по два и по три часа штрафа. Десять точек не взял – уже 20 часов штрафа, а точек каждый день от 52 до 70. Поэтому набрать пятьсот часов штрафа – это очень легко, на самом деле.

- В этом году вы не участвуете в "Симбирском тракте", но едете на "Мамаев Курган", хотя в прежние годы "Тракт", как и "Золото Кагана", был для вас обязательным этапом.

- Организаторы просто убрали "Симбирский тракт" из Чемпионата России – теперь это всего лишь местная гонка. Зато в Чемпионат был введен другой этап – как раз "Мамаев Курган" в Волгоградской области. Кроме того, Волгоградский этап для нас даже интереснее, потому что по своим природным характеристикам та местность ближе к "дакаровской". Еще мы хотели поехать на гонку "Баха Крым", но организаторы провели гонку без зачета грузовиков. Видимо, это связано с тем, что туда не собирался ехать "КамАЗ-Мастер": они хотели провести сборы в Марокко перед "Шелковым путем". А поскольку конкурентов нет, то и грузовой зачет не состоялся. Но зато уже со следующего года организаторы обещают сделать чемпионат международным и мы, возможно, будем ездить на этапы Чемпионата России как полноценный участник и сможем зарабатывать очки. Пока что мы приезжаем туда как гости: очки нам не начисляются.

- Насколько вообще можно говорить о том, что это полноценный чемпионат, если участвуют шесть "КамАЗов" и два MAN'a да два МАЗа вне зачета? Ведь, по сути, "камазовцы" соревнуются только между собой…

- Пусть участников и немного, но борьба от этого легче не становится, ведь "камазовцы" – это очень серьезные, опытные соперники. А для нас Чемпионат России хорош тем, что это отличная возможность провести тренировки в боевых условиях. Сколько не тренируйся на полигонах, сколько не выезжай на сборы, - такой динамики, как на гонках, на тренировках не добьешься. Даже "Шелковый Путь" для нас – это хорошая, большая тренировка перед "Дакаром".

- А какую задачу вы ставите перед собой на "Дакар-2014"?

- Задача-минимум – это попасть в двадцатку. Туда приезжает элита мирового раллийного автоспорта, и даже за двадцатку нужно очень серьезно побороться. Мы на один шажок отстали в этом году [экипаж А.Василевского занял 21-е место – прим. авт.]. Конечно, хотелось бы быть и в десятке, и поближе к подиуму. Но мы объективно понимаем, что нам не хватает опыта, что немного не доработана техника, но мы знаем о своих проблемах и движемся вперед.

- Мы знаем, что вы ездите на тренировки в пустыни ОАЭ. Недавно там произошел трагический случай – украинский гонщик Вадим Нестерчук погиб от обезвоживания, оставив в песках свой неисправный автомобиль. Как такое могло произойти, кто виноват?

- Как правило, на любых тренировочных сборах большое внимание удивляется безопасности. Это и рации для связи между экипажами, и спутниковые телефоны, и, конечно, официальное оформление этих сборов, чтобы в случае какой-то беды получить квалифицированную помощь. В данном случае, конечно, это упущение организаторов. Но нас этот случай не испугал, в нашей команде безопасность стоит во главе угла, мы полностью обеспечены средствами связи, и я надеюсь, что неординарных ситуаций у нас на сборах не будет.

- Со следующего года в "Дакаре" грядет переход на новые двигатели. Кто из поставщиков сможет удовлетворить ваши требования?

- У нас есть два потенциальных клиента: Caterpillar и Mercedes. С обеими производителями ведется диалог. Но стоит отметить, что двигатель для гонок дорабатывается, как правило, не самим заводом, а тюнинговым ателье. С такими ателье мы тоже ведем работу. Однако есть еще один момент: новый регламент не распространяется на те двигатели, которые уже стоят на наших машинах. Для наших автомобилей омологация получена до 2017 года. Но если мы соберемся делать новую машину – тогда уже придется подыскивать и новый мотор, с объемом до 16,5 литров [Сейчас на боевых машинах команды "МАЗ-СПОРТавто" стоят моторы объемом 17,2 и 18,4 литра. Команда "КамАЗ-Мастер" присматривается к моторам Liebherr и Cummins. – прим. авт.].

Валерий Козловский и Дмитрий Вихренко

- Кстати, о третьей машине. Вы уже давно говорили о том, что в планах у вас – постройка автомобиля для третьего экипажа. Будет ли это обычная боевая машина или так называемая "быстра техничка"?

- Третья наша машина будет обычным боевым автомобилем, а одна из теперешних машин как раз станет "быстрой техничкой". Но что собой представляет "быстрая техничка"? Это тот же самый боевой автомобиль, только сильнее укомплектован запчастями и дополнительными инструментами. Отличаются они лишь задачами: если боевая машина работает только на итоговый результат, то "быстрая техничка" страхует боевые машины, хотя и выступает в общем зачете и тоже зарабатывает очки. А разница в массе между этими типами машин – около сотни килограммов. Запчастей хочется взять по минимуму, но так, чтобы любая поломка, любая проблема могла быть решена на месте.

- Насколько нетипичной может быть авария на трассе? Вот КамАЗ Антона Шибалова умудрился намотать на кардан несколько километров проволоки…

- Это спорт, это специфическая раллийная гонка, и сложно говорить о том, что может произойти. Ситуация с проволокой нетипичная, от всего застраховаться невозможно, но проблему все же решили за час с помощью обычной "болгарки".

- Белорусские болельщики жалуются, что из штаба команды на "Дакаре" не поступало оперативных сведений о МАЗах, и приходилось по крохам выковыривать информацию с каких-то голландских сайтов. Есть ли возможность включить в команду некоего "боевого журналиста" или пресс-секретаря, чтобы он каждый день оперативно выдавал данные и фотографии с трассы?

- Мы сами всегда переживали от того, что нашим болельщикам доносится скудная  информация. А в этом году на "Шелковый Путь" с нами не поехал телеканал ОНТ, хотя собирался, как и прежде. Но мы старались передавать данные через нашего менеджера. Кроме того, поскольку организована гонка была на хорошем уровне, то информация о нашей команде попадала в репортажи российских телеканалов и "Евроспорта". А по поводу "боевого секретаря" – я буду говорить об этом с руководством завода, чтобы наши болельщики в Беларуси не были обделены вниманием и информацией.

- Во сколько обходится участие в международных ралли?

- Это достаточно дорогое удовольствие, причем ежегодно расценки потихонечку, но растут. Заявочные взносы, доставка техники и все остальные организационные мероприятия на "Дакаре" 2013 года обошлись почти в полмиллиона евро, - это около половины всего бюджета команды на год. [Директор команды "КамАЗ-Мастер" Владимир Чагин в недавнем интервью говорил, что на "Дакаре" заявочный взнос только на одного члена команды – независимо от того, пилот он или механик, - составляет 11 тысяч евро. Заявочный взнос на "Шелковый Путь" составляет от 2.400 до 3.000 евро для экипажей и от 1.500 до 2.000 евро для механиков. – прим. авт.].

- Когда машина только создавалась, многие отечественные СМИ как плюс отмечали то, что почти все узлы автомобиля – серийные. Однако все команды со временем приходят к тому, что надо использовать специальные гоночные компоненты…

- Основная масса запчастей и комплектующих – серийные, которые используются при производстве обычных автомобилей, но многие из них доработаны руками наших специалистов. Так что все еще можно считать, что это белорусский автомобиль. Некоторые детали, конечно, приходится заказывать специально. Есть у нас Барановичский автоагрегатный завод, который производит чудесные амортизаторы, нет никаких нареканий по их работе на серийных моделях. Но стоит ли им перенастраивать линию и выпускать несколько десятков специальных гоночных? Это тот узел, который должен быть именно спортивным. Рама машины сделана из другой стали – это финская сталь, но рама сделана на могилевском заводе. Пластик изготавливается на Осиповичском заводе. Двигатели – один тутаевский, другой ярославский, причем оба доработаны самими производителями. Мосты установлены финские, SISU. Это вопрос безопасности: у них немного шире колея, за счет чего больше устойчивость в поворотах. И, конечно, они легче. Раньше мы ездили на отечественных мостах, и нареканий по качеству – никаких. Но мы боролись с весом, и пришлось поменять мосты. Серийные мосты нельзя назвать плохими, но для гонок лучше оказались SISU. Резину мы используем "мишленовскую" – она тоже лучше подходит для гонок.

- В легковом зачете уже побеждают машины не серийные, а собственной конструкции пилотов – в частности, Жан-Луи Шлессер на "Шелковом Пути" выиграл как раз на багги-самоделке. Не придут ли к этому же и грузовики – когда номинально они будут считаться грузовиками и даже нести на себе эмблему автозавода, но на деле окажутся спортпрототипами, далекими не только от серийного грузовика, но и вообще непохожими на грузовики?

- Нет, я думаю, здесь надо по-другому подходить к вопросу. Те детали, которые создают наши конструкторы специально для гонок, после испытания в боевых условиях станут применяться на серийных машинах. Это будет не только реклама минского автозавода как производителя, но в перспективе раллийные гонки станут полигоном, испытательным центром для будущих штатных узлов и агрегатов.

-43%
-70%
-15%
-50%
-25%
-10%
-20%
-10%