«Первый лед, грибная погода и новогодние корпоративы — вот наши основные враги!» — грустно шутит создатель поисково-спасательного отряда «Ангел» Сергей Ковган. Спасением людей он занимается с 2012 года, привлекая сотни и даже тысячи волонтеров для помощи тем, кто оказался в беде. А компания «БелГАЗавтосервис» решила оказать помощь «Ангелам» и на безвозмездной основе передала отряду ГАЗ 4WD «Соболь». Сергей поделился своими впечатлениями от ГАЗовского вездехода и рассказал о специфике работы поисковиков-спасателей.

— В роли спасателя я оказался совершенно случайно. В 2012 году по телевизору увидел обращение женщины, которая просила оказать помощь в поисках ее пожилого отца, заблудившегося в лесу. Людей не хватало, время шло, и была очень большая вероятность, что человек погибнет. Я взял товарища и отправился в Борисовский район. В моем понимании на месте сбора мы должны были встретить множество неравнодушных людей. Но там оказались только мы с товарищем. Не отчаялись, искали, но результата это не дало. Мужчину случайно обнаружили несколько дней спустя мертвым. Вот в тот момент и зародилась идея отряда: чтобы единомышленники могли объединиться в подобных случаях и эффективно решать проблему.

Собственно, так и появились «Ангелы»: мы зарегистрировали группу в одной из соцсетей и стали помогать людям. Изучали опыт зарубежных коллег, набирались своего, благодаря финансовой помощи приобретали необходимое оборудование — и постепенно выросли в довольно крупную некоммерческую организацию.

У нас небольшой штат работников, и основная нагрузка ложится на волонтеров: мы делаем паблик в нашей группе в VK и добровольцы соглашаются помогать в поисках, если им позволяют обстоятельства. Также есть огромная база помощников среди джиперов, егерей, охотников, квадроциклистов, владельцев лошадей и охотничьих собак. И каждого из них я могу попросить о помощи, если другой возможности найти пропавшего не будет. Именно попросить, и не факт, что человек сможет в этот час, в эту минуту. А время идет, и наш опыт показывает, что оно самое ценное: пока у пропавшего есть силы, пока есть мобильная связь, все можно решить с помощью нескольких опытных поисковиков. Именно поэтому на балансе отряда всегда должен быть дежурный универсальный автомобиль, способный при первой возможности выехать в любую точку Беларуси и выполнить задачу.

— Микроавтобус повышенной проходимости — это идеальный автомобиль для поисково-спасательного отряда! — рассказывает Сергей. — Ведь нам приходится решать множество задач: отвезти волонтеров к месту поиска, пробивая себе путь по лесовозным колеям, доставить в лагерь оборудование, при необходимости — эвакуировать пострадавшего. Техника должна работать безотказно, и «Соболь» отлично справляется.

— Его как будто создавали под наши запросы. Смотрите, раньше была целая проблема: где может переодеться водолаз, если на улице дождь, ветер и около нуля? Огромный салон «Соболя» ее решил. Как и на чем доставить лодку к месту спуска? Да, можно и на обычном микроавтобусе, но он же не подъедет к берегу. А «Соболь» — запросто. Кстати, лодка и сейчас в багажнике вместе с другим необходимым оборудованием: компрессором, генератором и т.д.

— С компанией «БелГАЗавтосервис» у нас давние отношения. Когда мы только начинали, первым автомобилем в отряде стал старенький ГАЗ-2752.

Естественно, он периодически требовал ремонта и обслуживания, и, когда мы обратились в «БелГАЗавтосервис», его руководитель Михаил Андреевич Супрунович принял решение, что любой ремонт будет производиться на безвозмездной основе. Ну, а в этом году компания передала нам новый «Соболь», чему мы невероятно рады: «Ангелы» — некоммерческая организация, мы не смогли бы позволить себе такую технику.

— А для поисково-спасательной деятельности она просто необходима. Ведь наша задача — как можно раньше оказать помощь, счет идет на часы и минуты, особенно в таких погодных условиях. Поэтому «Соболь» всегда на боевом дежурстве: с момента заполнения заявки на нашем сайте и до выезда машины с волонтерами обычно проходит не больше 2 часов. И благодаря проходимости «Соболя» группа может добраться максимально близко к точке поиска.

— Как видите, мы слегка дооборудовали «Соболь» под наши нужды. Во-первых, перекрасили его в «раптор», ведь во время поисково-спасательной операции никто не будет веточки в лесу раздвигать, чтобы не поцарапать краску.

Во-вторых, слегка улучшили проходимость, установили внедорожные покрышки, силовой бампер и лебедку. Также поставили багажник и дополнительное освещение. В ближайших планах — установка мачт для антенн и освещения. А также паровозный гудок! Он в несколько раз мощнее любой сирены или клаксона, и в тех случаях, когда человек еще жив, мы работаем на отзыв: мощный сигнал позволяет заблудившемуся получить ориентир и выйти к машине. Благо, «Соболь» может заехать в любую глушь, в эпицентр района поиска.

— К сожалению или, скорее, к счастью, новому «Соболю» еще не пришлось демонстрировать все свои таланты в деле. Но в нашей практике были сотни ситуаций, когда нужен был внедорожный микроавтобус, а его на тот момент у нас не было.

Из-за бездорожья приходилось объезжать по 50−60 километров, теряя драгоценные часы и минуты, а человек за это время умирал от переохлаждения.

В этом году вообще пока везет с погодой. Ведь наши основные «враги» — это грибная погода, первый лед и новогодние корпоративы. Как только начинается грибной сезон, на нас обрушивается вал звонков — человек ушел в лес, не вернулся. Иногда удается разрешить ситуацию на уровне советов, как поступить: например, если вы приехали в лес и кто-то из членов семьи явно потерялся, то нужно завести автомобиль и просто сигналить. Велика вероятность, что человек услышит и вернется на ваш ориентир. С корпоративами сложнее — пьяная компания теряет своего товарища и он замерзает, тут действительно счет идет на минуты и мы уже ничем не можем помочь. Благо, в этом году морозов на Новый год не было, так что все спокойно.

Кстати, я сам впервые за рулем «Соболя» и очень впечатлен его проходимостью! Не ожидал, что микроавтобус так спокойно может ехать вслед за трактором. Теперь понимаю наших волонтеров, которые постоянно рассказывают какие-то невероятные истории о том, по каким хлябям и дебрям они проезжали!

А это приходится делать постоянно: если человек пропал в лесу, то мы не можем предугадать, какие дороги там будут. Очень часто получалось так, что волонтеры вынуждены были оставлять свои автомобили на территории дачных поселков или вообще в поле и пешком идти до места поиска, потому что дороги сильно размыты. А теперь проще: «Соболь» и сам не застрянет, и других сможет вытащить своей лебедкой.

Вообще, мы используем много разнообразной техники для поиска людей, однако везде есть свои но. Есть квадрокоптеры и даже специализированные программы, которые позволяют на сотнях и тысячах фото распознать образ человека — значит, волонтеры потратят меньше времени на поиски. В лесу коптер бесполезен, под листвой человека не разглядишь, тепловизор тоже не поможет. Есть договоренность с одной известной компанией об использовании их вертолета, но получить разрешение на полет непросто, на это уйдет куча времени. И выходит, что самыми эффективными по-прежнему остаются люди! И автомобили, которые могут быстро доставить их на место поиска.

Но важнее люди. Наши опытные поисковики способны решать весь спектр задач, и мне очень приятно работать с такими профессионалами. Недавно, к примеру, искали молодого парня, который каким-то образом оказался посреди болот и около суток провел почти по грудь в ледяной воде. «Я бы точно сам не выбрался», — признался он, когда его обнаружили. А наши поисковики потом 3,5 часа эвакуировали его из болота, сам он был обессилен.

Неоценимую помощь оказывают и волонтеры: мы бросаем клич в нашей группе в VK, и люди откладывают свои дела, помогают, ищут. Хотя здесь есть свои сложности.

Чтобы вы понимали: на каждый поиск приезжают новые волонтеры и я несу ответственность в том числе и за них. У нас есть старшие групп, которые расскажут, покажут и проконтролируют, но человеческий фактор все равно сильно влияет. Многих мы вообще не допускаем: человек может быть не так одет, его физическая форма не позволит двигаться в нужном нам темпе. А нам важно, чтобы все было сделано идеально: чтобы строй поисковиков не нарушался, чтобы новичок сам не получил травмы и чтобы после того, как старший доложил, что квадрат «закрыт», мы были уверены, что он исследован на 100% и там точно нет пропавшего человека. Мы перебрасываем силы в другой квадрат, ищем дальше, потом в другом квадрате — именно так работают «Ангелы».

Поисковые операции могут быть очень масштабными: в одной из них помогать вызвались 4,5 тысячи человек! И в таких ситуациях надежность крайне важна, поэтому оборудование приобретается безотказное.

Так что для нужд поисково-спасательного отряда «Соболь» подходит идеально! Я даже не знаю, можно ли было найти вариант лучше, ведь здесь мы получаем и вместительность, и проходимость. И вполне легковой комфорт, что также очень важно — волонтеры могут выспаться в пути, ведь это обычные люди и утром им нужно идти на основную работу. В общем, со своими задачами «Соболь» справляется на 100%, и огромное спасибо компании «БелГАЗавтосервис» за такой щедрый, а главное — очень полезный подарок.

ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис»
УНП 100123046

-90%
-10%
-10%
-50%
-21%
-25%
-10%
-50%