/ Фото из архива /

Во втором квартале 2019 года на ЭЗС зарядку электромобилей планируют сделать платной. Тариф — 30 копеек за кВт•ч. Об этом со ссылкой на пресс-службу «Белоруснефти» сообщает Telegraf.by. Если эти планы станут реальностью, то мечта о всеобщей электромобилизации может остаться мечтою. Объясняем почему.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Пока предполагается, что стоимость электричества на ЭЗС составит около 30 копеек за 1 кВт•ч. То есть на «заправку», например, Tesla Model S с батареей на 100 кВт•ч придется отдать 30 рублей. Это эквивалентно 19 литрам бензина АИ-95. Запас хода Tesla S 100D — 450−500 км. Какой автомобиль проедет пусть даже 450 км на 19 литрах бензина? Разве что какая-нибудь малолитражка.

Самый популярный у нас электрокар Nissan Leaf имеет батарею емкостью 24 кВт•ч, то есть его «заправка» обойдется в 7,2 рубля (4,6 литра в бензиновом эквиваленте). Летом на Leaf можно проехать до 150 км на одном заряде.

Получается, что разница в затратах на 100 км пути у электрокара и бензинового авто — примерно двукратная в пользу «электрички». Тогда как в Европе, по подсчетам белорусских владельцев электрокаров, стоимость 100 км пути отличается почти в три раза. При такой стоимости зарядки, как в Беларуси, выгода покупки электрокара при его значительно большей цене не так очевидна.

Еще рано говорить о том, как будет реализована система оплаты. В европейских странах используются едва ли не все доступные варианты: предоплаченные карточки, мобильные приложения, возможность оплатить на месте с банковской карты. У «Белоруснефти» уже есть мобильное приложение для дистанционной оплаты топлива Drive&Pay, которое позволяет заправляться с телефона, не утруждая себя беготней к кассе. Было бы логично предположить, что и для электрозарядок разработает аналогичное приложение.

Электрокарнавала не будет?

Фото: Павел Мурашко
Фото: Павел Мурашко

Мы уже не раз писали о том, что во многих странах покупатели электромобилей имеют набор самых разнообразных льгот и преференций, которые стимулируют развитие электротранспорта. Это бесплатные парковки в центре города, дотации (до 10−12 тысяч долларов) на покупку электромобилей и другие приятные «бонусы». А что предлагает белорусская модель программы стимулирования развития электротранспорта? Пока — только обещания «Белоруснефти» покрыть сетью зарядных станций всю страну и отмена (да и то — временно) уплаты дорожного налога. Да, есть еще условно льготный целевой кредит на покупку электрокара, но это частная инициатива отдельных банков.

Все остальное можно записать в пассив. Доступный электромобиль белорусского производства? Это двухместный микрокар с ценой 21 тысяча долларов. Доступный подержанный электромобиль? Нет. Пошлина 17% плюс НДС 20% — достаточная преграда для того, чтобы вместо электромобиля выбрать новый бюджетник российской сборки. Последним штрихом в этой картине станут платные зарядные станции крупнейшего оператора электрозаправок.

— Я убежден, что это решение поспешное. В первую очередь потому, что не принесет оператору ЭЗС какой-либо серьезной экономической выгоды. Судите сами: в Беларуси пока всего около 200 электромобилей. Даже если все они будут заряжаться на заправках «Белоруснефти», в масштабах компании это мизерная прибыль. А вот желание покупать электромобили это решение точно не подстегнет, — говорит Артур Туманов, владелец электромобиля Tesla. — Экономические выгоды от владения электромобилем уже не кажутся столь очевидными. Лично я буду ездить на электрозаправки «Белоруснефти» только в случае крайней необходимости, при дальних поездках, например в Гомель. В остальное время буду заряжаться дома по ночному тарифу, который составляет 8 копеек за киловатт.

Владельцы электрокаров предлагают отдельный тариф для «ночной зарядки»

Кстати, белорусские владельцы электрокаров еще в середине января нынешнего года подготовили петицию, в которой предлагают свою программу по стимулированию покупки электротранспорта.

Фото: Михаил Осипенко
Фото: Михаил Осипенко

«Предлагаем принять меры по стимулированию спроса и поддержке владельцев электромобилей и plug-in гибридных автомобилей, а именно: ввести отдельный тариф для зарядки электромобилей и plug-in гибридных автомобилей аналогично тарифу для нужд отопления при зарядке ночью в домашних условиях, а также на зарядных станциях, установленных в общественных местах, в ночное время, а именно в часы минимальных нагрузок».

Среди выгод от введения отдельного тарифа, которые может получить государство, называется, например, польза для всей энергосистемы страны. В частности, произойдет «уменьшение дневных и ночных колебаний потребления электроэнергии и выравнивание суточного потребления электричества за счёт зарядки электромобилей в ночное время». Помимо этого снизится спрос на бензин, в городах улучшится экология, уменьшатся закупки импортного масла (электромобили его не используют) и так далее.

С полным текстом петиции можно ознакомиться здесь.

Предполагаем, что текст и посыл петиции очень скоро могут измениться. Ведь написана и опубликована она была еще до того, как появилась информация о введении платы за зарядку на терминалах «Белоруснефти».

-50%
-20%
-10%
-22%
-15%
-35%
-25%
-10%
-30%
-25%