Михаил Осипенко / Фото и видео автора /

В Минске прошел уже ставший ежегодным Jaguar Land Rover Tour с различными упражнениями и испытаниями, в рамках которых мы не только повысили свои водительские таланты под управлением инструкторов, но и поняли одну вещь — современные автомобили умеют гораздо больше, чем среднестатистический водитель.

Фото: Михаил Осипенко

За рулем автомобилей марки Jaguar можно было вдоволь порезвиться на площадке, где конусами были выстроены несколько переставок, слалом и крутой поворот. Но перед этими упражнениями был организован крутой «серпантин», проезжая который можно привыкнуть к маневренности и реакциям автомобиля. Инструктор напоминает о необходимости вращать руль быстро двумя руками с перехватом. Никаких вращений одной ладонью! С акселератором обращаемся аккуратно, но решительно. Особенно в базовом «комфортном» режиме, в котором отклики мотора довольно ленивые — ради удобства управления при будничном передвижении.

Фото: Михаил Осипенко
От разгона на 575-сильном Jaguar F-Type SVR у неподготовленных пилотов в глазах темнеет

Затем — разгон во весь опор по прямой и торможение в пол в специально отмеченных воротах. Это упражнение позволяет понять и мощностной потенциал автомобиля, и силу его тормозов. Все это пригодится в дальнейшем на более сложных упражнениях. А именно в переставках и на слаломе.

Фото: Михаил Осипенко
Экстренное торможение с остановкой в отведенной зоне — упражнение не из простых. Не каждый может себя заставить бить по педали тормоза изо всех сил

— Разгоняемся, перед самим объездным маневром слегка «наступаем» по педали тормоза, чтобы загрузить переднюю ось, далее коротким и точным движением руля уводим машину от препятствия, — напоминает инструктор. — После этого давим на газ, объезжаем препятствие и возвращаемся в свою полосу. Заднеприводные и многие полноприводные автомобили великолепно доруливаются тягой, позволяя безопасно и элегантно объехать препятствие.

Далее разворачиваемся, заходя на оставшиеся упражнения. Разворот представляет собой ровную дугу. Не забываем заходить на вираж снаружи внутрь, а на траектории держаться с ровным газом. Вообще, ровный газ — наше все. Набрав нужную скорость, «фиксируем» правую ногу на педали. Рулим энергично и точно, проходя серию из четырех ворот-переставок. Отклонение руля, «выцеливание» створа, и сразу — руль прямо. Никакой езды по дуге!

Фото: Михаил Осипенко
Правильное и точное руление — секрет успеха во всех динамичных упражнениях. Руки в правильном положении, движения скупые

Такого же совета придерживаемся на слаломе. Объезжать конусы по дуге, как бы вальсируя между ними, — неправильно. Правильно подъезжать к каждому конусу вдоль по прямой линии, огибать его, быстро и точно поворачивая руль градусов на 90 градусов в нужную сторону (в зависимости от того, насколько тесно на змейке стоят конусы). Затем быстрое возвращение руля обратно в нулевое положение, чтобы на «прямых» передних колесах и с ровным газом домчать до следующего конуса. Такая техника прохождения слалома самая эффективная, так как не позволяет раскачать машину и привить ей ненужную поперечную инерцию.

Фото: Михаил Осипенко
На слаломе конусы нужно объезжать не по дуге, а буквально срезая траекторию рядом с ними, чтобы доехать до следующего конуса на прямых передних колесах. Траектория должна представлять собой ломаную линию

С такими ассистентами любой может стать джипером

Во всех упражнениях вездесущая электроника подстраховывает водителя, пресекая на корню заносы, сносы и пробуксовку ведущих колес на моноприводных автомобилях. Во внедорожных упражнениях, на которых выступали внедорожники Land Rover и Range Rover, функции электроники прямо-таки выручают и значительно повышают проходимость.

Фото: Михаил Осипенко
Ролики под тремя колесами имитируют очень скользкую поверхность. Кроссовер буквально выезжает на одном колесе, на которое подается достаточный крутящий момент. От водителя требуется только держать педаль газа

Самое незрелищное, но непростое упражнение — движение под небольшой уклон по роликам. Ролики оказываются под тремя колесами, и лишь одно опирается на неподвижную поверхность. Тут важно знать два момента. Во-первых, нежно нажимать на акселератор, поддерживая обороты двигателя на уровне 1500 об/мин. Во-вторых, нужно доверять машине. То есть, если сразу электроника «не сообразила» и автомобиль несколько секунд беспомощно «буксовал» на роликах, ни в коем случае не паникуем. Продолжаем удерживать акселератор — электроника попробует другой алгоритм работы, более эффективно «прикусит» тормозами буксующие колеса. И все получится — скользкий участок будет преодолен.

Фото: Михаил Осипенко
На диагональном вывешивании важно доверять машине, равномерно и постоянно поддерживая тягу двигателя

Такой же порядок действий необходим и при преодолении диагонального вывешивания. Плавно, равномерно и смело оперируем правой педалью, притормаживаем при перекладке — когда на половине пути кроссовер приземляется «свободным» передним колесом на землю.

Фото: Михаил Осипенко
Форсирование подъемов — самое захватывающее упражнение. В лобовом стекле видно только небо

Форсирование тераподов — крутых подъемов и спусков, на вершине одного из которых придуманы «качели» — захватывающее упражнение. Угол подъема небольшой, примерно 28°, но когда машина взбирается ввысь, в лобовом стекле видно только небо. Безусловно, участников страхуют маршалы, которые дают подсказки по рации. Подъем вверх — чисто на доверии. Добавляем тягу и верим в том, что где-то там подъем закончится и кроссовер доберется до пика. Тут тоже важно гибко и равномерно обращаться с акселератором, не дергать его, резко нажимая и бездумно бросая. А вот спуск с терапода — легкотня. Включаем систему помощи на спуске, убираем ноги с педалей. Машина сама съезжает вниз со скоростью черепахи. По секрету скажем, что система может взять на себя и все хлопоты по управлению тягой при форсировании подъема.

Фото: Михаил Осипенко
Глубина преодолеваемого брода у британских внедорожников — 900 мм. При переезде глубокой воды очень важно не «гнать волну» перед бампером и не обгонять ее

На закуску — не упражнение, а демонстрация возможностей. Возможностей «продвинутого ассистента маневрирования с прицепом». Эта система полностью избавляет водителя от рулежки. Нужно только предварительно нацепить на прицеп несколько мишеней, задать индивидуальные параметры прицепа (длину дышла, например), включить систему и командовать ею.

Все очень просто и наглядно: на картинках с видеокамер прорисовываются линии, по которым будет двигаться прицеп. Кривизна линий, то есть траектория движения прицепа, задается вращением селектора системы All Terrain Progress Control. Благодаря такому помощнику можно сдавать задом с прицепом, двигаясь хоть по извилистой, хоть по перпендикулярной траектории. Как угодно.

Фото: Михаил Осипенко
Движение задним ходом с прицепом в полуавтоматическом режиме: ноги на педалях, правая рука — на джойстике, с помощью которого прокладывается траектория движения трейлера. Контролировать маневры прицепа можно просто по картинке с видеокамер

«Во многих ситуациях электронные системы в автомобиле уже способны заменить водителя, так как способны делать его работу без ошибок», — напоминает инструктор, без напряжения и буквально одной рукой управляющий маневрами прицепа.

-20%
-30%
-20%
-15%
-10%
-10%
-25%
-20%
-10%
-30%
-30%