106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  2. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  3. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  4. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  5. От 16 до 73. Спросили белорусок разных возрастов о женской дружбе, красоте, возрасте и солидарности
  6. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  7. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  8. «Надо по-хозяйски подойти к этой территории. Но никакого жилья». Лукашенко дал указания по площадке «Мотовело»
  9. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  10. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  11. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  12. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  13. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  14. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  15. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  16. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  17. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  18. Почти 60 тысяч рублей за китайский кроссовер. Изучаем возможности Chery Tiggo 7 Pro
  19. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  20. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  21. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  22. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  23. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  24. Задержано более 10 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходит 5 марта
  25. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  26. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  27. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  28. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  29. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  30. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина


/

Поведение авторынка в прошлом году было таким же, как и все происходящее в стране, — непредсказуемое. Продажи новых машин то неожиданно росли, то резко падали. В итоге по сравнению с 2019 годом общий объем продаж все же оказался ниже, однако в целом результаты года в Белорусской автомобильной ассоциации считают позитивными.

Рынок упал на 18%, но это не фиаско

Результат 2020 года — продано 53 537 новых авто, и это на 18,2% хуже показателей 2019 года. Тем не менее в складывающихся в течение года экономических и социальных условиях такие итоги можно признать положительными.

Начало года было самым обычным — январь-2020 практически повторил результат января-2019. А вот в марте продажи достигли небывалого пика — 8544 новых авто. Причиной такого всплеска можно назвать один единственный фактор — резкая девальвация белорусского рубля. Граждане бросились спасать сбережения популярным и доступным способом — покупкой нового автомобиля.

После такого резкого скачка эксперты предсказали такое же резкое и закономерное падение. Так и произошло. К маю продажи упали до уровня 2790 авто. Июль отметился ростом — было продано 4894 авто. Вплоть до октября включительно рынок падал, хотя темпы падения нельзя было назвать критичными. А дальше — снова небольшой рост.

Интересно, что на фоне спада доля коммерческих авто в общих продажах выросла почти в два раза — с 6 до 11%.

Доля премиального сегмента — это Audi, BMW, Jaguar Land Rover, Mercedes, Volvo, Porsche, Maserati, Lexus — 3,5%. Падение продаж в этом сегменте было таким же, как и у рынка в целом, — минус 19% по отношению к 2019 году.

Тройка лидеров и другие догоняющие

В топе самых продаваемых моделей лидер так и не сменился. Lada Vesta пока не собирается отдавать первое место — 4632 авто. На втором месте оказался Volksawagen Polo — 4214 машин. В 2020 году спрос подстегнуло появление нового поколения. Замкнул тройку лидеров уже, можно сказать, заслуженный Geely Atlas — 3236 авто. По сути уже ветеран рынка все еще пользуется спросом, корни которого кроются в особых условиях кредитования. Интересно, что более дешевые Coolray и Emgrand X7 продавались хуже.

Если рассмотреть 20-ку самых продаваемых моделей, то в течение всего года там происходили постоянные изменения. И лидеры, и середняки менялись местами, то выстреливая, то вновь уходя в тень.

В зачете марок по итогам года первое место досталось LADA — 10 342 авто. Борьба была плотной, Geely в течение года совершила рывок, но все же осталась на втором месте — 9200 авто. Это, опять же, объясняется легко — когда с сентября 2020 года большинство банков приостановили выдачу кредитов, для покупки Geely по-прежнему действовали особые финансовые условия. Так что при всем богатстве выбора альтернативы не было. Третье место досталось Renault. Несмотря на временные спады, марка все еще пользуется устойчивым спросом — 6892 авто. На четвертом и пятом местах — Volkswagen и Kia с результатом 5538 и 3742 соответственно. Лишь совсем немного уступила пятому месту Skoda — 3682 автомобиля.

Эксперты: «Мы даже удивлены, что у граждан хватило ресурсов на покупку авто»

По словам председателя БАА Сергея Михневича, пессимистичные прогнозы предполагали падение продаж на 50%.

В количественном выражении самое большое падение у массовых брендов

— На фоне других стран наше падение выглядит скромным и не таким трагичным. Мы даже были немного удивлены, что у граждан хватило ресурсов на покупку автомобилей, а у банков — на финансирование. Наш авторынок более чем на 60% формируется из кредитов и лизинга. Именно этот фактор будет влиять на ситуацию в 2021 году.

В целом итоги 2020 года на фоне всех событий эксперты отметили как достаточно позитивные — могло быть гораздо хуже. Строить прогнозы на 2021 год сложно.

— Есть два сценария — положительный и отрицательный. Первый — это выйти на уровень 2020 года. Второй — провалиться еще больше. А вообще потенциал рынка при благоприятных условиях — 100 тысяч новых авто в год.

-50%
-5%
-20%
-10%
-30%
-50%
-20%
-10%