/ Фото из архива

Пока весь мир волнует сохранность окружающей среды, а в повседневную жизнь и гаражи продвинутых горожан въезжают электрокары, вытесняя привычные автомобили, белорусы выбирают авто с осторожностью. Так есть ли шанс у экологичных новинок автопрома занять почетное место в сердцах белорусских граждан и что говорят об этом дилеры?

Das e-Auto: немецкий характер

Лидером продаж авто в Беларуси по итогам прошлого года стал Volkswagen Polo — почти 4 тысячи проданных машин. Рыночная стоимость — от 11 до 15 тысяч долларов. Последняя цена — это стоимость самой упакованной версии GT, со 125-сильным турбомотором. А какой электрокар в линейке мог бы завоевать белорусского покупателя?

Фото: Volkswagen
Фото: Volkswagen

Das e-Auto, который может составить конкуренцию лидеру продаж, — Volkswagen e-Golf на базе автомобиля 7 поколения. Мощность двигателя — 115 л. с. На одном заряде можно преодолеть до 190 км. Разгон до сотни — за 10,4 с. Но «максималка» ограничена отметкой 140 км/ч. Стоимость немецкого электрокара стартует с отметки 30 тысяч долларов — как два самых дорогих Polo. Зато — исключительно немецкой сборки.

Увы, прошерстив объявления о продаже электрокаров в Беларуси, мы не смогли найти этот экземпляр. А что говорят о перспективах их продажи в представительстве Volkswagen?

В отделе корпоративных продаж холдинга «Атлант-М» ответили, что в ближайшее время реализовывать электрокары не планируют: «Спроса нет. Клиенты чаще интересуются обычными машинами. Электромобили запрашивают очень редко, поэтому и планов по их продажам нет».

— Продажа электрокаров пока экономически нецелесообразна. Это связано и с отсутствием спроса, и с недостаточно развитой инфраструктурой, — говорит руководитель департамента маркетинга группы Volkswagen Андрей Малашевич. — Холдинг еще не заинтересован в торговле электромобилями, так как это будет ненадежным вложением средств. Ввозить на наш рынок Volkswagen e-Golf мы не планируем. К тому же этот автомобиль уже не новинка в модельном ряду Volkswagen. Если мы и будем рассматривать развитие продаж электрокаров, то сделаем упор на более новые варианты. Никаких маркетинговых мероприятий для популяризации этого направления сейчас не проводится.

Видимо, пока поклонникам экотранспорта Volkswagen остается надеяться только на вторичный авторынок.

А что говорит Renault?

В числе лидеров продаж среди автомобилей в Беларуси отмечаем Renaut: Logan, Duster, Kaptur и Sandero Stepway держат почти 30% рынка новых авто. А в тройке приоритетов уверенно разместился Renault Sandero Stepway: в прошлом году на территории нашей страны было продано около 3 тысяч этих хетчбэков. Белорусов привлекает оптимальное соотношение цены, качества и потребительских характеристик. Диапазон мощности колеблется в пределах 82−114 л. с. Стоимость Renault Sandero Stepway в салонах Беларуси стартует с 11 500 долларов: вполне подъемная цена для желающих обзавестись новым авто.

Фото: Renault

Представитель электрокаров от французской марки — Renault Zoe. Это весьма конкурентная модель, которая успела завоевать сердца европейцев и по праву претендует на пальму первенства в категории «повседневный электромобиль». Обновленный автомобиль имеет электродвигатель мощностью 92 л. с., на одном заряде можно преодолеть до 300 км. Цена — от 22 тысяч евро, но в Европе еще придется платить… за аренду батареи. От 69 евро в месяц. Такая вот хитрая арифметика.

Но отметим, что в России официальные дилеры Renault предлагают электрокары Twizy и Kangoo Z.E. Twizy больше похож на четырехколесный мотоцикл, но стоит от 15 300 долларов. Фургончик Kangoo — и вовсе 42 тысячи долларов.

Японский фаворит

Все-таки цена — один из главных критериев выбора автомобиля в Беларуси, и чтобы не остаться без штанов, но за рулем дорогого авто, стоит рассмотреть более экономичные (и экологичные) варианты.

На арене — Nissan Leaf. Если сдержанные немцы и изысканные французы пока не собираются вторгаться на отечественный авторынок, то японский электрокар уже бороздит белорусские дороги.

Nissan Leaf первого поколения оснащен двигателем мощностью 109 л. с. Разгон до сотни за 10 с, максимальная скорость — 145 км/ч. Эти характеристики делают автомобиль конкурентоспособным. К тому же на одном заряде можно проехать 175 км. Стоимость подержанных Nissan Leaf стартует с отметки 10 тысяч долларов. Недурно?

Фото: Nissan

На вторичном авторынке эту модель можно отыскать без особых усилий, а вот автосалоны пока не спешат представить электромобиль Nissan, несмотря на его популярность среди приверженцев экологичных авто. Но компания уже озвучила планы относительно автомобиля второго поколения. Он официально появится на российском рынке. Новый Nissan Leaf обладает мотором мощностью 150 лошадиных сил, а запас хода по жесткой американской методике составляет 240 км. Обещают также вариант с батареей на 60 кВт·ч, с которой японский электрокар проедет больше 300 км.

В отделе продаж автоцентра «ДрайвМоторс» не отрицают, что в ближайшее время он появится в линейке реализации. Это единственный официальный дилер, который позитивно настроен на популяризацию электромобилей.

— Несомненно, будущее за электрокарами, и мы намерены представить этот вариант в своем модельном ряду. Но пока презентовать новинки по нескольким причинам не можем, — рассказала менеджер по маркетингу и рекламе «ДрайвМоторс» Юлия Бузынчик. — Во-первых, наши планы обусловлены продажами автомобилей на российском авторынке. Сегодня нет положительной тенденции продаж электромобилей в России, соответственно, мы не имеем возможности их заказать. Во-вторых, стоимость электрокара неоправданно высока. Но мы не отрицаем, что ситуация может кардинально измениться. По итогам социологического опроса среди клиентов выяснилось, что заинтересованность в электромобилях растет, следовательно, нужно делать шаг навстречу и формировать выгодное предложение.

Электрокар made in Belarus

Итак, автоцентры не спешат пополнять ассортимент экологичным транспортом, а новый электрокар в салонах днем с огнем не сыщешь. Неужели Беларусь не повернется лицом к трендам? А вот и нет. Зачем же заполнять рынок конкурентными моделями из-за бугра, если можно собрать их самим!

Уже в этом году планируется массовое производство электромобилей Zotye. Соотечественники все еще скептически морщат нос при виде авто made in Belarus, тем не менее активно скупают новинки автопрома. А есть ли будущее у электрокаров Zotye? Сам факт, что на территории Беларуси начали собирать электрокары, уже говорит о положительной тенденции. Лед тронулся, товарищи.

В этом году Zotye презентовал две модели.

Фото: Павел Мурашко
Фото: Павел Мурашко

Модель Z500EV — это среднестатистический седан с симпатичным просторным салоном и довольно приличным оснащением. На презентации интерьер Z500EV сравнили со знаменитой Tesla (не спешите улыбаться, может, новинка автопрома еще утрет нос популярному электрокару). Заявленная мощность двигателя Z500EV — 95 л. с. —  не монстр, конечно. На одном заряде может преодолеть до 250 км: в этом автомобиль переплюнул своих экологичных собратьев. Разгон до сотни за 10 с, а максимальная скорость — 140 км/ч. Стоимость приближается к 22 тысячам долларов. Не очень бюджетный вариант.

Вторая модель белорусско-китайского электромобиля — компактный Zotye E200. Этот двухместный малыш способен легко лавировать по городским улицам и без труда найдет парковочное место. Пиковая отдача электродвигателя — 82 л. с. Производитель обещает запас хода около 200 км. Стоимость малыша Zotye E200 начнется с 17 тысяч долларов.

Есть ли будущее у электромобилей в Беларуси

Пока белорусам непривычно ставить свой автомобиль на зарядку рядом со смартфоном. Сегмент электрокаров на территории нашей страны только начинает популяризацию. Но если в начале 2015 года автодилеры скептически воспринимали их выход на рынок, а работники СТО неуверенно качали головой на вопросы об их ремонте и обслуживании, то сейчас уже достаточно предпосылок для успешной интеграции новинок автопрома.

Коль уж государство заинтересовано в развитии экотранспорта, необходимо предоставить для этого благоприятные условия: как минимум развить сеть электрозаправок и предоставить финансовые льготы для покупки — отменить пошлины, налоги и прочие повышающие цену «нагрузки».

Если сравнивать уровень готовности к использованию экотранспорта на территории Беларуси сегодня с тем, что было на старте, прогресс очевиден. Сеть гипермаркетов «Е-сити» обзавелась электрозаправочными станциями e-cars, при этом расходы на электроэнергию ложатся на плечи владельцев торговых центров. Если подобные приятные бонусы будут предлагать кинотеатры, фитнес-центры, гостиницы, рестораны и прочие места, где люди проводят не один час, есть вероятность повысить потребительскую лояльность к экотранспорту.

-10%
-40%
-17%
-20%
-45%
-45%
-27%