Дмитрий Новицкий — известный автожурналист и заядлый путешественник. В интернете можно легко найти его авто-заметки из затерянных болот и карьеров — тех мест, где машина по-настоящему проверяется на прочность. Дмитрий признается, что еще детский интерес к автопрому определил его рекордную в рамках страны коллекцию журналов «За рулем» — более 140 выпусков, которая претендует на метку «Рекордов Куфара» — белорусского аналога книги рекордов Гиннеса.

На днях Дмитрий опубликовал у себя в социальной сети заметку с призывом рассказывать про свои авто-коллекции и заявиться на рекорд страны. Он ищет увлеченных поклонников ретро-автомобилей и уверен - где-то есть полная подписка журнала «За рулем», который издается с 20-х годов.

— Почему вы решили заявить о своей коллекции на «Рекорды Куфара» и предложить кому-нибудь перебить ее?

Если ты собираешь что-то интересное, почему об этом не заявить? Хочу, чтобы коллекционеры с приставкой «авто» рассказали о своих достижениях. Если у кого-то есть коллекция журналов «За рулем» начала 80-х, то бросайте вызов или стучитесь ко мне в личку, я с удовольствием заберу у вас эти выпуски. Если диплом «Рекорды Куфара» достанется мне, буду хранить вместе с журналами «За Рулем», конечно (смеется). И подальше от ребенка - он сейчас главный разрушающий фактор и для журналов, и для пластинок, и для всего, к чему можно дотянуться руками. Но я думаю, мою коллекцию будет легко перебить. Точно в Беларуси живет какой-нибудь человек, не очень пожилой, но в годах, который всю жизнь выписывал этот журнал.

«Ретро-мотоцикл Иж Планета 4 с коляской я его купил, чтобы собаку возить на работу»

— Дмитрий, а сколько журналов в вашей коллекции? И какие?

Точно сам не знаю, но гарантировано более 140. Есть «Авторевю», автокаталоги из 90-х, но ядро моей коллекции - ретро-журналы «За Рулем». После 1997 года формат статей поменялся, а мне очень нравились их истории о том, как все было.

— Когда появилось увлечение ретро-техникой и авто-журналами?

Я в раннем возрасте прокатился за рулем мотоцикла и заболел всем, что связано авто. Специально ходил в библиотеку, чтобы читать «За рулем». Это журнал не о машинах, а как их ремонтировать и как сложно иметь автомобиль во времена, когда нет покрышек, сервиса, нормальных масел. В «За рулем» много мелких деталей, которые описывают психологию людей того времени. Например, была статья про дизельную Citroen XM - спокойную машину, но авторы отмечали, что разгонная динамика чрезмерно хорошая, вплоть до неприятных ощущений при резком нажатии на педаль газа. Для современного человека это звучит дико, когда люди пишут, что быстрая машина - это неприятно. Я восстановил семейный «Запорожец», и сейчас все детали в этой машине новые, но когда смотрю на конструкторские решения, то понимаю, что уровень инжиниринга - никакой.

— Вы регулярно тестируете самые современные автомобили. Почему вас так интересуют вещи из прошлого?

Более того, в этом году у меня творческий юбилей с 1997 года я в автомобильной сфере. Бывали времена, когда менял до 100 авто в год. Если умножить эти 100 хотя бы на 10 лет, то получим около 1000 авто, которые прошли через меня. Это не рекордная среди моих коллег цифра. А интерес к советским автомобилям вызван некоторой гармонией внешнего и внутреннего. Кризис среднего возраста, что ли, многие вещи, которые были в детстве милыми, хочется вернуть.

— А какие авто для вас «источник наслаждения»?

Когда мне было 20, нравились спортивные авто, потом увлекся внедорожниками, а сейчас интересуюсь путешествиями, в приоритете такие авто, как Volkswagen California Beach. По сути, это дом на колесах, только небольшой и очень динамичный. Но назвать эту машину мечтой не могу. Эмоция ушла из современных дизельных и бензиновых авто. У меня сейчас в семье, кроме «Запорожца», две машины — внедорожник Opel Frontera и почти новый Citroen C4. И вот только после ЗАЗ в неудобном старом Оpel ощущаю себя как в Bentley, просто чума, как все работает! Машина останавливается как вкопанная, а ведь у Frontera по современным меркам тормозов почти нет! А если после «Запорожца» в Citroen сесть… Представляю эмоции советского человека, который после «Москвича» сел в Mercedes 123, там настоящий разрыв сердца мог случиться. В 80-е и 90-е подержанные «немцы» или «французы» были как космические корабли. Но я думаю, сильная эмоция вернется с электро- или водородным транспортом. У меня есть мечта об экологическом транспорте, который будет ехать сам: я скажу ему утром «вези в редакцию», и меня повезут, не выбрасывая грязи в атмосферу. Вот это будет круто.

— Кстати, как современные ребята реагируют на ретро-автомобили?

На «Запорожец» круто реагируют, он в идеальном состоянии, все детали новые. Но самую бурную реакцию вызывает советский мотоцикл Иж Планета 4 с коляской, я его купил, чтобы собаку возить на работу. Вот я думал-думал, как мне удобно перевозить питомца, хаски Ассу, которую я не успеваю выгуливать, и купил советский мотоцикл. И даже нашел ретро-шлем такого же, как Иж, оранжевого цвета. И когда мы едем по городу - я за рулем, а Асса в коляске - выглядим как герои фильма, и я рад, что доставляю людям удовольствие.

—  Порулить просят?

Сесть за руль ретро-авто могу доверить только нескольким людям. Молодежь на этих машинах не сможет ездить, там нет усилителя тормозов и руля, и все работает очень специфически. Я и в современных авто выбираю механическую коробку передач, но понимаю, что эти машины в будущем останутся только как спорт по гоночным трекам, а по городу будут аккуратно ездить автопилоты. Вы бы знали, как мне интересно сейчас жить, я смотрю на то, что происходит вокруг: электромобили, искусственный интеллект, - с нетерпением жду, когда поедут по Минску автопилоты.

«Иногда я ухожу из дома со словами „дорогая, я скоро буду“, а возвращаюсь только через два часа, грязный и с запахом бензина»

—  Ваша жена только благодаря «Рекордам Куфара» узнает, что вы коллекционируете журналы? Как так получилось?

Про журналы не знает, но про боль, связанную с машинами, в курсе. Иногда я ухожу из дома со словами «дорогая, я скоро буду», а возвращаюсь только через два часа, грязный и с запахом бензина. Жене не рассказываю про коллекционирование журналов, потому что она и так считает меня странным парнем. Ей хватает и других моих странностей.

—  Какой журнал для вас особенный?

Польский автомобильный каталог ADAC-92. Мне было лет 11, когда он стал моей настольной книгой. Характеристики машин, которые продавались тогда на европейском рынке, я помнил наизусть, и сейчас многое назову. Этот каталог совершил революцию, до этого были только журналы «За рулем» с болью и мучениями советских людей, а потом - польский каталог, который открыл целый космос - автомобили, на которых приятно ездить. Этот каталог не только меня, но и многих белорусских мальчишек и даже взрослых людей просто «перевернул». Была также компания SEGO, она занималась продажей машин, и в 1994 году выпустила первый белорусский автокаталог. Вот эти два издания сильно изменили взгляд на автомобиль, от взгляда «как сделать так, чтобы она поехала» - к «автомобиль - это источник наслаждения».

—  Где покупаете журналы для своей коллекции?

Ищу выпуски на Kufar, там часто всплывают объявления. Кстати, я зачитал до дыр свой ADAC-92, и сейчас он выглядит плохо. Если у кого-то есть в хорошем состоянии, я бы его с удовольствием купил. Сам продавать журналы не буду никогда, и с такими тиражами они вряд ли станут коллекционными. Не хочу быть голословным, но вот, открываю «За рулем» и, сядьте покрепче, тираж 2-го номера 1992 года 3 662 522 экземпляра! После такого тиража что-то точно останется на ближайшие сто лет.

— А для покупок автомобилей или техники используете Kufar?

Kufar я проверяю ежедневно, но не хочу озвучивать, что ищу там — так у меня появится много конкурентов (смеется). Kufar как рулетка, которую крутишь и ждешь, что же выпадет. Например, сейчас где-то в Гомельской области лежат две абсолютно новые автодетали, но которые уже не выпускают, и ты больше не найдешь нигде и никак. Я очень расстроюсь, если после моих слов не один я буду их искать.

—  А есть ли в Беларуси другие коллекционеры автожурналов?

Да, есть один человек, тоже через Kufar с ним списывался. Засел в Бресте и продавать журналы не хочет, только меняться. А коллекции у нас с ним очень разные, мне все, что до 70-х годов, не близко. Дорогие сердцу вещи притягиваются из детства, и у меня из того времени все - и журналы «За рулем», и автомобиль, и мотоцикл для собаки. Итого - эти журналы возвращают меня в детство.