• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автобизнес


Выбирая автомобиль, потенциальные покупатели стараются получить за свои деньги максимум, который можно извлечь из машины в той или иной ценовой категории. И это вполне логично. Когда же покупка состоялась, многие из возможностей автомобиля долгие годы могут оставаться лишь потенциалом. Скоростные шоссе плотно усеяны фотофиксаторами, в городских тянучках в час пик никого не интересуют секунды до сотни. К тому же многие из наших дорог в части отсутствия ям и колдобин все еще далеки от идеала. В итоге табунам под капотом и взрывной динамике многие предпочитают тяговитые и экономичные силовые агрегаты, непробиваемую подвеску, а также простоту и неприхотливость в эксплуатации.

Дизельный Renault Duster как раз из таких, и именно на него пал выбор, когда возникла идея проехать вдоль Немана от истока до устья реки с минимальным количеством асфальтовых дорог на одном топливном баке, без дозаправок в пути.

Отыскав не без помощи местного населения все три места, претендующие на звание истока Немана, в первой части нашего путешествия мы добрались до моста у села Песочное, неподалеку от которого в одно русло сливаются реки Неманец, Уса и Лоша. Неман здесь еще не поражает широтой и глубиной, но уже демонстрирует свой недюжинный потенциал, который во всей красе раскроется в районе Каунаса, где река является судоходной.

Неподалеку от первого моста через Неман, в деревне Наднеман расположена усадьба, к которой от шоссе ведет неплохая грунтовка. Именно здесь прошли детские годы известного ученого, и именно сюда он вернулся в 1871 году, чтобы организовать в имении Наднеман метеорологическую и атмосферическую станции, электрографическую, электробиологическую, химическую и астрономическую научные лаборатории. К слову, в конце XIX века, метеостанция Наркевича Йодко вошла в сеть станций Главной физической обсерватории Петербургской академии наук.

Здесь же в 1892 году был организован санаторий Над-Неман для лечения парализованных и нервнобольных с помощью электротерапии.

Увы, время не пощадило ни усадьбу, ни санаторий, ни прилегающие постройки. Сделанные из необожженного кирпича, далеко не все они дожили до наших дней. Впрочем, повод для оптимизма есть. Территория имения сегодня входит в состав дендропарка Наднеман, а в самом имении уже начались восстановительные работы, финансируемые (со слов строителей) фондом Наркевича-Йодко.

Мы же отправляемся дальше, в село Могильно, которое в былые времена зачем-то переименовали в Неман. Местных жителей такой расклад не устроил, и после коллективных обращений населенный пункт вновь получил свое прежнее название. Путешественникам это место будет интересно наличием стоянки у реки, где можно оставить автомобиль, позагорать и искупнуться в Немане.

На окраине села асфальт заканчивается, и грунтовая дорога, ширина которой немногим уступает минским проспектам, уводит нас в сторону леса. Река тем временем исчезает из поля зрения, и мы держим свой путь в сторону деревни Полосня. В Калеровском лесу дорожное полотно становится значительно уже. Навигатор то и дело теряет сигнал, и порою кажется, что мы заплутали.

Уверенности добавляет 2-километровый атлас Беларуси, судя по которому шансов приехать не туда, у нас просто нет. Спустя 11 км Duster добирается до развилки у Полосни. В деревню нам не нужно и мы уходим правее, на Старый Свержень. Немного асфальта, и мы вновь у Немана. Впереди мост, который приведет нас в Столбцы со всеми благами цивилизации, но бак Duster все еще полон, и желания ехать по асфальту по-прежнему нет. Поэтому, не пересекая реку, мы продолжаем двигаться вдоль Немана, по левому берегу.

Попытка проехать по рыбацким тропам вдоль реки терпит фиаско. Виной всему БАМ, так местные жители называют М1. Переехать его можно только по цивилизованным дорогам, и мы сворачиваем в сторону деревни Дрозды. К ней ведет брусчатка, которая наверняка помнит и первую, и вторую мировую. Причем, несмотря на возраст, дорога может дать фору многим разбитым шоссе, но местные жители на подержанных иномарках предпочитают топтать обочину, сберегая подвеску, ремонт которой не дешев.

Renault Duster же все равно (шины с 65-м профилем и энергоемкая подвеска) — на брусчатке в своей стихии.

За БАМом наши ориентиры — населенные пункты Цвирки, Слободка, Бережно и Криничное. В последних двух жителям можно по-доброму позавидовать — Неман течет у них прямо под окнами. Что характерно — обе деревни изобилуют коттеджами под стать столичной рублевке, на фоне которых хаты аборигенов выглядят более чем скромно.

После Криничного, если верить Навителу на планшете, дороги нет, но бумажная карта вновь дарит надежду, как и едва заметная колея, уходящая в лес. Неман рядом, до него буквально рукой подать, вот только спуск к реке уж сильно крут и обильно покрыт кустами. Течение реки довольно быстрое, то тут, то там воду в русле рассекают коряги и стволы поваленных деревьев. За окном +23 градуса, дожди были дня два назад, и Duster на штатной резине без труда передвигается по лесу. Изредка дорога выходит на заливные луга. Здесь ориентир — дорожки, проложенные рыбаками.

Попытка длительной фотосессии у реки жестко пресекается кровососущими насекомыми. Комары здесь самые невинные создания. Оводы, слепни, шершни словно с цепи сорвались и жаждут столичной кровушки. Пять-шесть кадров и долой отсюда. Съедят заживо.

Лес все выше, дорога все уже. И опять в голову лезут сомнения, туда ли едем? На Duster не страшно, и бак у нас, судя по пиктограмме на щитке приборов, все еще полон, и клиренс — что надо, и резина в самый раз, но время работает против нас. Впереди еще серьезный отрезок пути до Друскининкая и граница, на которой в пятницу вечером бывают неприятные сюрпризы. Автомобиль с местными жителями, повстречавшийся на перекрестке лесных дорог, — приятный сюрприз. Интересуемся, туда ли мы едем. В ответ слышим: «Вам в Бережно нужно возвратиться, а там по асфальту».

Нас такой вариант не устраивает, и продвигаемся дальше на свой страх и риск. Вскоре дорога, которой местные жители не пользуются, приводит нас к мостам через Неман. Один мост — не жилец, вода не пощадила его деревянные конструкции, второй, выстроенный рядом, держится бодрячком. По нему мы и пересекаем реку. Впереди Еремичи, а далее наш путь лежит в Синявскую Слободу.

Очередной мост через Неман вновь деревянный. Въезду на мост предшествуют предупреждения «Мост в аварийном состоянии». Ограничение полной массы проезжающих по нему автомобилей всего 2 тонны.

Среднетоннажным авто и большегрузам здесь дороги нет. «Пабудуйце мяне», — гласит надпись на одной из бетонных плит у моста, и строители похоже уже «будуюць».

Следующая точка маршрута — Понемонь. Там еще один деревянный мост через Неман. Несколько километров по грунтовке, только-только выровненной грейдером, и мы на месте. Здесь нас ждет неприятный сюрприз в виде отсутствия переправы на левый берег реки. Мост тоже в аварийном состоянии. Бетонные плиты, заботливо положенные на въезде, недвусмысленно намекают, что здесь дорога есть только для велосипедистов и пешеходов. Ничего не поделаешь, едем дальше. Ближайшая переправа чуть ниже по течению реки, у деревни Щорсы. Вновь под колесами гравий. Вокруг никого, и поднимаемая машиной пыль никому не мешает. На скоростях 80−90 км/ч Renault Duster на гравии чувствует себя словно рыба в воде.

До моста добираемся за считанные минуты. Вдоль левого берега продолжаем движение в сторону Любчи, минуя Лозки, Сенно, Куписк и Слободу. По дороге в глаза бросаются в глаза остатки заброшенной воинской части. На одной из сохранившихся казарменных стен выложены цифры 1947, но почему-то кажется, что возраст некоторых строений гораздо больше. Место заброшенное, трава по пояс, основное внимание здесь привлекают угловые башни в стиле средневековья. Кому они понадобились после 2-й мировой сложно предположить.

В Любче, также расположившейся на берегу Немана, основной предмет интереса — местный замок. Здесь нет толп туристов, как в Несвиже и Мире, но есть следы реставрации, которая призвана продлить жизнь этому интересному месту. Пара фото на память и снова в путь, и снова по гравейкам вдоль Немана, в сторону Березовки, где расположился стеклозавод «Неман». Белорусские деревни как близнецы похожи одна на другую. Летом в них кипит жизнь. Старушки на лавочках у ворот приглядывают за внучатами, резвящимися неподалеку, большинство деревянных домов окрашено в желто-зеленые цвета, и почти в каждой есть брошенные хаты с просевшими крышами и чернеющей древесиной. Немногочисленные коровники, сохранившиеся с советских времен, где-то заброшены, а где-то заботливо побелены и продолжают выполнять свои функции.

За Березовкой мы переезжаем на правый берег Немана. Судя по атласу автомобильных дорог, шансов ехать вдоль реки здесь больше. Огородники, Ганцевичи, Селец, Белица, Збляны, Понеманцы, Песковцы, Мотевичи, — жителям этих сел и поселков наверняка в части рыбалки наверняка позавидуют многие любители рыбной ловли. До Немана им рукой подать, и в том, что рыба здесь есть, сомневаться не приходится. Порадоваться есть повод и владельцам турбодизельных Renault Duster, расход топлива после 250 км пути, преимущественно по грунтовкам, 6,2 л/100 км, и бортовой компьютер показывает, что бак нашего автомобиля, в который после отстрела пистолета вошло еще 14,19 литра дизтоплива (см. Duster и Неман, часть первая), все еще полон, и ни одно из делений с экрана не исчезло.

В Мотевичах от Немана приходится отъехать чуть севернее. На пути приток, река Лебеда, и мост через нее лишь в Дуброво. Небо затягивает тучами, указатели на дорогах немногословны и нас одолевает приступ топографического кретинизма. Свернув на одной из проселочных дорог не в ту сторону, приезжаем в дер. Толочки. Людей из-за ливня на улице нет, спросить не у кого. Едем наугад и попадаем на лесную дорогу. Судя по следам, она довольно интенсивно эксплуатируется тяжелой техникой. Продвигаясь километр за километром, наивно полагаем, что выедем к мосту. Лес тем временем и не думает заканчиваться, словно мы не в Беларуси, а за Уралом, в тайге.

Приняв на одной из развилок правее, оказываемся у реки. Все три навигатора оживают и сообщают нам, что мы у Немана, но река, которая была слева от нас, почему-то теперь справа и течет в другом направлении. Плутанули. Нужно как-то выбираться в сторону цивилизации. Как назло, еще и заднее правое колесо спустило наполовину, споймав неприятный «сюрприз» в лесу.

Пару минут на раздумья, менять или подкачивать, и куда вообще ехать. Выбираем вариант подкачивать и двигаться назад по собственным следам в дер. Толочки. В ход идет насос-пылесос, и спустя минут 15 мы мчим во весь опор по уже знакомой лесной дороге. Колесо продолжает терять воздух, к счастью не очень интенсивно. Определившись с дорогами, во весь опор несемся в Щучин. Уж там-то должен быть шиномонтаж. Ожидания нас не обманывают. Шиномонтаж находится быстро, хотя и доезжаем мы до него с минимальным количеством воздуха в пробитом колесе. Полчаса, 15 рублей за монтаж-демонтаж, грибок и 2 латки, и Duster снова в строю.

Вдоволь накатавшись по грунтовкам, принимаем решение двигаться в сторону границы. Благо, ремонтируемая часть трассы Минск-Гродно позади. На шиномонтаже пролистываем бортовой компьютер. От истока Немана, обозначенного камнем у дер. Красное, пройдено 304 км, средний расход топлива по-прежнему 6,2 л/100 км, средняя скорость 36,2 км/ч, при этом пиктограмма уровня топлива по-прежнему не потеряла ни одного деления.

Штурман, в повседневной жизни ездящий на бензиновом Mercedes ML350 2009 г. в., глядя на все происходящее, произносит: «Если эта машина доедет до Друскининкая и бак по-прежнему будет почти полон, по приезду иду в салон за дизельным Renault Duster!»

Когда одометр отсчитывает 307 км пути, на указателе уровня топлива становится на одно деление меньше. До границы аккурат 100 км. Пятничным вечером Гродно пуст. Здесь Неман раскинулся во всей красе, приютив на своих берегах и Коложскую церковь, и замок, и старый пивзавод. Достопримечательности Гродно можно описывать бесконечно долго, но лучше сесть на машину и приехать сюда денька на 2−3. Попить кофе, погулять по старым улицам, заглянуть в местные кафешки. Местные гостиницы, из-за малоадекватных цен, для остановки не вариант, а вот квартиру на двое суток можно снять по вполне разумным ценам. Мы же продолжаем свой путь к границе.

Несмотря на пятничный вечер, очередей, в привычном белорусу понимании, на переходе Привалка нет. А это значит, что через час-полтора мы будем в Друскининкае, с которого начнется литовская часть нашего маршрута. На границе на счетчике километража 450 км, это лишь на 9 км меньше протяженности реки Неман на белорусской стороне. Указатель топлива утратил еще одно деление после 100 км пробега по асфальту. Завтра предстоит проехать почти столько же, и топлива, заправленного под горлышко бака, по идее, должно хватить до конечной точки нашего маршрута — литовского Венте.

Юрий Лихута

Выражаем благодарность импортеру Renault в Беларуси за предоставленный автомобиль.

renault.by

-50%
-25%
-25%
-15%
-10%
-10%
-10%
-25%
-18%
-34%
-20%
-42%
0060676