Автобизнес


О том, каков Renault Duster в реальной эксплуатации, написано и снято огромное количество сюжетов. И в Беларуси, и в РФ автомобиль из года в год продается в огромных количествах, пополняя ряды дастероводов тысячами автовладельцев. Этот внедорожник хвалят за проходимость, а его подвеска вызывает восторг у тех, кто асфальту предпочитает грунтовки. Вдобавок к этому турбодизельные модификации автомобиля способны наповал сразить тех, кто во главу угла ставит экономию топлива.

Доступные цены, большой дорожный просвет, просторный салон и вместительный багажник, в сочетании с наличием турбодизеля и возможностью выбора между полноприводными и моноприводными модификациями, делают Duster весьма привлекательным для потенциальных покупателей в своем сегменте. Но главный секрет успеха Duster в том, что после покупки он целиком и полностью подтверждает свои возможности в повседневной эксплуатации. Именно поэтому, приведя к единому знаменателю все достоинства автомобиля, мы решили отправиться на турбодизельном Renault Duster вдоль Немана и выяснить, как далеко автомобиль способен проехать на одном баке совсем не в идеальных условиях, когда значительная часть пути пройдет вне асфальта, как можно ближе к руслу великой реки.

Согласно заводским характеристикам топливный бак Renault Duster способен вместить 50 л топлива, которых в идеальных условиях (асфальт, 88−90 км/час и попутный ветер. Прим. авт.) вполне хватает на 1000 км пути. Но, как показывает практика, бак автомобиля способен вместить несколько больше обещанного заводом объема, а это дополнительные километры пробега, что в нашем случае далеко не последний аргумент.

К тому же, ни для кого не секрет специфическая работа указателя уровня топлива, который трудится в тандеме с бортовым компьютером. Когда загорается лампа, сигнализирующая о том, что пора на заправку, бортовой компьютер сообщает, что имеющегося в баке топлива, в случае с экономичным турбодизелем, хватит на 100 км пути. Увы, уже спустя 3−5 км пробега в обычном режиме, цифра 100 быстро меняется на 90 или 80 км. Затем наступает информационный вакуум. От чего становится немного не по себе, ведь еще пару минут назад в запасе было 100 км.

На деле все не так однозначно. При среднем расходе топлива в городе 6,6−6,7 л/100 км, как уже упоминалось выше, в момент начала сигнализации о низком уровне топлива в баке, бортовой компьютер обещает 100 км пробега. Исходя из этого, можно предположить, что в баке остается как раз около 6,5−6,7 литра дизельного топлива. Учитывая тот факт, что хватать воздух и сушить топливный насос себе дороже, с уверенностью можно предположить, что топлива, оставшегося в баке, точно хватит на 50−60 км пути. Проверка опытным путем это подтверждает, после чего машина отправляется на АЗС. При заправке, до первого «отстрела» топливного пистолета в ее бак вмещается 44,36 л дизельного топлива.

Помня о свойстве дизельного топлива пениться при заправке, интересуюсь у заправщика, сколько бак способен вместить еще?

«Обычно литров 7−8 еще входит практически у всех машин», — отвечает он. Клиентов на АЗС не много, и мы «помпуем» бак под самое горлышко. И тут Duster преподносит первый сюрприз: после первого отстрела пистолета в его бак помещается еще 14,19 л дизельного топлива. Поводов не доверять счетчику колонки этой АЗС нет. Выходит, почти пустой бак внедорожника способен вместить без малого 65 л с учетом того, что вместили трубопровод от заливной горловины до бака. При расходе в 6,6 л/100 км прибавка для пробега на одном баке весьма существенная. Итак, наша цель — Неман.

То, что скучать в пути нам не придется, стало понятно уже в момент поисков истока реки, а в одном из сел по дороге довелось увидеть, где заканчивают жизнь минские бигборды.

Благодаря своим недюжинным внедорожным способностям и наличию навигации, наш Duster без особых проблем добрался до того места, откуда начинался Неман в середине 80-х годов прошлого века.

Подъехав к окраине села Верхний Неман, мы расспросили местных жителей, где же конкретно исток реки. Ответ не заставил себя ждать: «Канава у леса, слева», — четко отрапортовал седовласый мужчина. И лес и канава были на месте, вот только камня с памятным знаком мы так и не нашли.

Берега обильно поросли крапивой и кустами по пояс, с неприятным дополнением в виде обилия клещей, а от былой версии истока Немана сохранилась лишь полусгнившая деревянная кладка к воде. Где же камень, лежавший когда-то у березы рядом с кладкой?

«Увезли, уже с год назад», — пояснили местные жители. «Раньше сюда часто туристы приезжали, машин было много, а сейчас… Сами видите. Теперь тот камень у села Красное, правда, воды там нет».

И мы отправляемся в сторону деревни Красное. Искомый камень нынче расположен на окраине леса. Надпись на знаке гласит, что именно отсюда начинается Неман, но кругом действительно сухо. Лишь небольшая канавка в лесу напоминает некое подобие начала реки, однако воды нет.

Жители села улыбаются, услышав наши вопросы. «В Верхнем Немане исток, — говорят они, — у нас так, камень только». В этот момент стоит добавить, что на деле речь идет пока не о Немане, а о Неманце, который принято считать этаким зародышем великой реки, которая, если верить топографическим картам, стартует с места слияния рек Лоша, Уса и Неманец.

Причем Неманец силами мелиораторов в конце 80-х почти полностью загнан в каналы, слияние двух из них (Л2 и Л 2−2) иногда упоминается как его исток.

Накатав до этого момента 140 км, исследуем на всякий случай, сколько солярки способен вместить топливный бак Duster после подобного пробега. У камня, в месте истока Немана, указатель уровня топлива все еще показывает, что бак полон. Литр за литром с помощью лейки и мерного стакана заливаем топливо. В момент, когда Duster заправлен до предела, в 10-м по счету литровом стакане остается 700 мл дизтоплива.

Бак автомобиля полон, топливо у самой заливной горловины, а у нас впереди около 900 км грунтовых и асфальтовых дорог от истока до устья Немана, которые мы очень хотим преодолеть на одном баке.

В теории, при заправке под горловину, у нашего Duster c 50-литровым баком в запасе 64−65 литров топлива, на которых, в условиях близких к идеалу (когда средний расход по бортовому компьютеру составляет 5,0 л/100 км), он способен проехать до 1280 км без дозаправки. И это факт, если вести речь о езде по асфальту. Но Renault Duster — внедорожник, и мы хотим проверить, как далеко он способен заехать в более земных условиях эксплуатации, когда под колесами не только асфальт, а и грунт, и грязь, когда в салоне работает кондиционер, а муфте, передающей крутящий момент задним колесам, скучать не приходится. Обнуляем показания бортового компьютера и поехали…

Если верить Википедии, протяженность Немана от истока, что рядом с Уздой до устья в Куршском заливе 934 км. Duster, конечно не байдарка, но мы  приложим максимум усилий, чтобы пройденное им расстояние вдоль реки, объединяющей три государства, было близким к этой цифре. Первые километры дистанции, уходят на поиски загнанного в мелиоративные каналы русла Неманца, и места где реки Уса, Неманец и Лоша сливаются в одно русло, и дают начало тому Неману, которым восхищаются белорусы, литовцы и россияне.

Первая точка — первая дамба на реке Неманец, обозначенная на 2-километровой карте. Она расположена у деревни Борки, и Duster без труда добирается до нее по едва заметной полевой дороге. Справа канава, слева канава, — таков Неманец в недалеко от истока.

Все ровненько и под линеечку. Мы продолжаем свой путь, сначала по целине, затем по асфальту. Duster и там, и там, четко выполняет возложенные на него обязанности.

Колеса у нас стоковые, да и машина только из салона, без всяких допов. У деревни Ануфрово мы продолжаем свой путь вдоль искусственного «русла» Неманца.

Слева мелиоративная канава, справа канава пошире, на картах обозначенная как Неманец. Вокруг природа, которую мы горожане чаще всего созерцаем лишь по телевизору. Дикие лебеди, цапли, не говоря уже о многочисленных аистах, в обилии встречающихся на полях. Впрочем, следов человека тоже достаточно.

Один из печальных примеров — грузовые покрышки, сброшенные в Неманец. Впрочем, есть здесь и места, где рука человека сработала во благо, сделав уютное место отдыха в районе деревни Каменное.

Пусть стол там из катушки от кабеля, но есть небольшой водоем и скамейки, на которых можно отдохнуть путешественникам.

Грунтовка, грунтовка, грунтовка… Порой кажется, что ей не будет конца. К счастью, подвеска Duster отлично держит удар, и за рулем автомобиля, и на его пассажирских сиденьях страдать не приходится. Через каких-то 15−20 минут мы у строящегося моста через реку Уса. Он закрыт для проезда, но пробраться на другой берег все же можно. Где-то здесь еще одно место, которое вполне может претендовать на титул отправной точки, с которой начинается Неман.

Как всегда выручают местные жители, уточняющие, что к месту, где Уса, предварительно принявшая Неманец, сливается с Лошей, можно пройти через территорию санатория «Подъельники».

И именно в этом месте установлен крест, на котором отдыхающие завязывают ленты и загадывают желания.

С этого места река именуется Неманом на всех картах. Ну, а для автомобилистов, путешествующих по асфальту, отправной точкой можно считать мост на трассе H8571 у деревни Песочное, где дорожный указатель сообщает, что пересекаемая река уже не Уса, а Неман, вдоль которого нам предстоит проехать еще не одну сотню километров.

Юрий Лихута

Выражаем благодарность импортеру Renault в Беларуси за предоставленный автомобиль.

renault.by

Нужные услуги в нужный момент