В середине ноября международный совет по экологически чистому транспорту IССT опубликовал доклад, согласно которому данными по расходу топлива и показателями выброса вредных веществ манипулировали практически все производители.

В сентябре 2015 года разразился «Дизельгейт». Выяснилось, что Volkswagen оснащал дизельные автомобили программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных выбросов.

Весной этого года японскую компанию Mitsubishi Motors уличили в преднамеренном занижении расхода топлива своих автомобилей. Жуткий скандал обошелся японскому автопроизводителю многомиллионными потерями, а VW вообще едва не оказался на грани банкротства. Однако эксперты уже тогда говорили, что и Volkswagen, и Mitsubishi первыми попали под горячую руку. И были правы.

«Зеленые» требуют

Суть проблемы кроется в ужесточении норм выброса CO2. Весной 2009 года в ЕС утвержден план, согласно которому средний уровень выбросов углекислого газа для новых автомобилей должен сокращаться на 4% в год. На бумагах в 2015 году достигнут уровень 130 гр/км. Сегодня производители колдуют, чтобы довести содержание вредных веществ в выхлопе до 95 гр/км к 2021-му.

Кроме того, согласно директиве ЕС, за сокращением выброса вредных веществ должно следовать пропорциональное снижение расхода топлива. Таким образом ЕС защищает кошельки европейцев и снижает зависимости от импорта нефти. Статистика по снижению расхода тоже впечатляет: средний расход топлива легковых автомобилей с бензиновым двигателем снизился с 7,3 л/100 км в 2001 году до 5,1 л/100 км в 2015-м. Однако такие жесткие ограничители оказались далеки от реалий технических возможностей и прогресса.

Занижают почти все

ICCT зафиксировал первое расхождение между заявленным и реальным уровнем выброса СО2 еще в 2012 году. Свежий доклад совета лишь подтвердил тщетность попыток «зеленых» закрутить гайки автопроизводителям.

Аналогичная ситуация и с расходом топлива. Spritmonitor.de — независимый немецкий портал, который позволяет автомобилистам отслеживать расход топлива автомобиля. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано 380 тысяч пользователей, приведена информация более чем о 550 тысячах автомобилей. Информация анализируется в разрезе бренда, модели, типа двигателя, его мощности, типа коробки передач, объема топливного бака, но заканчивая маршрутом следования, стилем вождения, использованием кондиционера и другого оборудования.

Чтобы уменьшить влияние субъективных факторов, ICCT для подготовки годового отчета использует формулу: 40% автомобилей должно иметь расхождение в показателях +/- 1%, 80% автомобилей — +/- 5%. Данные по остальным автомобилям отбраковываются и не учитываются в расчете расхода топлива.

Согласно данным отчета 2015 года, автопроизводители занижают данные по расходу топлива на 40%. Еще годом ранее дельта между заявленными и реальными цифрами составляла 35%, а в 2001 году — разница и вовсе была всего 5%.

Начиная с 2010 года увеличивается расхождение между показателями расхода топлива бензиновых и дизельных двигателей. Дельта между паспортными и фактическими показателями расхода топлива у дизельных двигателей в 2015 году достигла 42%. У бензиновых — на 6 пунктов ниже. Из-за такого расхождения немцы ежегодно переплачивают за топливо в среднем около 450 евро.

В докладе ICCT также приводится информация по расходу гибридов. Данные по автомобилям с подобным приводом начали собираться с 2006 года. В силу малой количественной выборки показатели пока нельзя назвать репрезентативными. Однако для ознакомления привести стоит: производители гибридов также занижали расход топлива. Здесь прослеживается общая тенденция: в 2006 году разница между показателями составляла 23%, а в 2015 году составила уже 48%.

Интересно, что наибольшее занижение паспортных данных по расходу топлива зафиксировано среди автомобилей с автоматической коробкой. Согласно докладу ICCT, дельта в показаниях составляет 36% для автомобилей с механической КПП и 44% — для «автомата».

Злостные нарушители и любимчики «зеленых»

Отдельный блок доклада ICCT — расхождения между заявленным и реальным уровнем содержания СО2 в выхлопе 9 наиболее популярных брендов автомобилей. Злейшими нарушителями в отчете 2015 года названы Daimler и BMW. Обратите внимание на резкое падение дельты в 2008—2009 года. Именно в этот период были представлены технологии EffcientDynamics (BMW) и BlueEFFICIENCY (Daimler), нацеленные как раз на экономию топлива. Однако затем производители снова стали запаздывать за ужесточением экологических норм. Настораживает тенденция роста расхождений в данных Audi (в 2015 году — 49%).

Содержание СО2 в выхлопе автомобилей Volkswagen, Ford, PSA — также занижены, но в рамках среднего по рынку. Меньшим нарушителем можно было бы назвать Toyota. Но доля гибридов в продажах этой марки в Германии приближается к 71%. Следовательно, и средний уровень расхождения данных стал весомее.

Самыми же «зелеными» названы автомобили концерна FIAT. Но в отчете ICCT сразу уточняется, что 35% у Fiat — связано с относительно небольшой выборкой.

Мыльный пузырь

Аналогичного рода информация поступила из Германии, Великобритании, Швеции, Нидерландов и Франции. В полном докладе ICCT приводятся данные из 13 источников. Результаты и выводы схожи: автопроизводители технологически не готовы к ужесточению экологических норм. И многомиллиардные штрафы и компенсации владельцам, а также публичная порка — не лучший товарищ развития индустрии, которая находится на переломном этапе развития. Направить бы эти деньжищи на развитие инфраструктуры электромобилей. Глядишь, и дышать стало бы легче.

 

-30%
-20%
-15%
-45%
-60%
-90%
-20%
-10%
-30%
-20%
-10%
-80%